Афоризмы Конфуция
Мудрые высказывания великого философа о самосовершенствовании, идеалах и истинном пути
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Национальное достояние | Особенности культуры
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Справедливый порядок и совершенство — «Дао»
Совершенствование — «цзюнь-цзы»
Какие есть цитаты Конфуция о человеке
Конфуций — это европейский вариант произношения вежливого китайского обращения Кун Фу-цзы, которое переводится как «учитель Кун». В его школе любой желающий мог усовершенствовать способности и познать закономерности окружающего мира, чтобы впоследствии поступить на государственную или общественную службу. Плата за образование была небольшой, поэтому обучаться к Конфуцию приходили и представители аристократии, и простолюдины. Его заслуга в общественном просвещении была настолько велика, что он получил назначение на пост Министра правосудия, а слава о его деяниях распространилась за пределами страны. По сей день этико-философское учение Конфуция оказывает влияние на китайское общество.
Мудрые высказывания
Цитаты Конфуция две тысячи лет изучаются как образец правильного духовно-просветительского воспитания. Основа афоризмов — направление ученика на путь самосовершенствования. Конфуция считают основоположником гармоничной философской концепции «жу цзя», получившей в европейской традиции название «конфуцианство». Учитель рассматривал воспитание и нравственную чистоту как основу благополучной жизни. «Благородный муж» обязан на этапе становления личности овладеть высокими качествами: благородством, честностью, уважением к старшим (в том числе и по чину), праведностью. Человеколюбие, согласно учению Конфуция, считается основной добродетельностью, которая необходима для гармоничного существования общества. Забота о людях — жизненный принцип императоров и простых людей, поэтому один из самых известных афоризмов Конфуция отражает эту концепцию:
«Не сотвори другому того, чего не желаешь себе».
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Мудрец одним из первых в Древнем Китае предложил и применил на практике свой способ управления государством. Многие его изречения собраны в трактате «Лунь Юй» («Суждения и беседы»), описывающем нормы поведения и заповеди истинного пути.
Справедливый порядок и совершенство — «Дао»
В книге «Лунь Юй» на первый план выдвинуто понятие «Дао»: «Познавший утром «Дао», вечером может умереть без сожаления». Этический критерий связан с поведением человека. Философия Конфуция отодвинула божественную сакральность и символику небесного, популярную в Древнем Китае, на задний план и поставила на центральное место мироздания добродетели человека. «Дао» — это праведный путь, способный привести идущего к благополучию жизни, это сила, которая сооружает модель достойного государства.
Афоризмы:
- «Отличаться высокой нравственностью души, значит, соблюдать мировой порядок, быть свободным».
- «Добродетель человеческая не бывает в одиночестве. Она всегда окружена соседями».
- «Пять составляющих совершенства: серьёзность, щедрость, доброжелательность, искренность и прилежание».
Совершенствование — «цзюнь-цзы»
«Благородный муж» — недосягаемый, но желанный идеал высших добродетелей. Благородство и порядочность, раньше приписываемые только представителям аристократических родов, теперь стали критерием людей и низших классов. «Цзюнь-цзы» — благородный, самосовершенствующийся и заботящийся о благах других человек.
Цитаты:
- «Цзюнь-цзы исходит из справедливости, которая выражается в том, что в делах человек следует правил благопристойности, в речах — скромности, а при вершении дел — справедливости.
- «Благородный муж совершенствуется с благословением и умеет уважать других».
- «Три пути, ведущие к знанию: рассуждение — самый благой путь, подражание — самый простой путь, опыт — путь самый горький».
- «Цзюнь-цзы будет избегать соперничества, даже если знает о своём превосходстве».
- «У благородного нет стремления к богатой и сытой жизни. Он поспешает в делах, но медлит в разговорах. Через общение с добродетельными он исправляет себя. Такой человек предан учению».
Гармония служения — «сяо»
Равновесие государства построено на социальной градации. «Сяо» — это сыновья почтительность, которая заложена в культе предков. Речь не только о том, что дети обязаны проявлять заботу по отношению к родителям, но и об отношениях государя с подданными.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! В Древнем Китае подданные всецело подчинялись своему императору, а тот, в свою очередь, заботился о них, как о собственных детях. Социальный порядок государства подобен семейному укладу: старшие и мудрые — управляют, младшие — подчиняются.
Афоризмы:
- «Служить родителям по правилам при их жизни, похоронить по правилам после их смерти и приносить им жертвы по правилам до конца своей жизни».
- «Пусть государство будет государём, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном».
- «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, как хорошо ты служишь там, где находишься».
- «Если император чтит родителя своего, то и простой народ будет человечным. Если господин не забывает старого друга, то и слуга его не будет жестоким».
Нормы поведения — «ли»
Это понятие закрепляет семейные правила, законы вежливости, религиозные ритуалы и систему управления государства. «Ли» — представление о гармонии добра и зла, допустимого и недопустимого. Конфуций уделял особое внимание соблюдению правил «ли»:
- «Ли — это соединяющее и дисциплинирующее начало. Овладевший им сможет управлять государством так же легко, как показывает свою ладонь».
- «Не ищи выгоды за счёт несчастья другого, относись бережно к интересам встречающегося человека, не стыдись бедности, а стыдись непристойного поведения».
- «Старые должны жить в покое, а младшие проявлять заботу о старших».
- «Работай над очищением мыслей. Нет дурных мыслей — нет дурных поступков».
- «Перед совершением мести, вырой две могилы».
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Конфуций разработал принципы поведения на основе традиционных взаимоотношений, сложившихся в общинах с сильными старейшинами, которые обладают непререкаемым авторитетом.
Человеколюбие — «жэнь»
Широкое понятие, включающее в себя и нравственные ценности, и самоуважение, и принципы гуманизма. Познание собственной личности возможно только через общественную жизнь и совместную работу по благоустройству мира. Истинное достоинство человека — бескорыстное служение другим.