Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 19.04.2024
Олеся Байкова
9 минут чтения

«У русского драматического искусства один только я»

200 лет со дня рождения Александра Островского















































































































































Александр Островский

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Детство Островского

Юность Островского

Первые литературные успехи Островского

Расцвет творчества Островского

Островский и современность


Александр Николаевич Островский — не только выдающийся русский драматург, написавший за свою жизнь около 50 пьес, но и основоположник национального русского театра, защищавший авторские права своих коллег, и разработчик программы обучения для драматических классов.

Иван Гончаров писал Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Кроме того, Александр Островский знал пять иностранных языков и перевел для русского театра много европейских пьес: Шекспира, Гольдони, Кальдерона.


Детство Островского

Александр Островский родился в купеческом районе Москвы Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, хоть и окончил духовную академию, но выбрал службу чиновника в суде. Мать следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. Помимо основной работы отец занимался частной адвокатской практикой: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: немудрено, что язык купцов стал, некоторым образом, его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)», — вспоминал Николай Берг, друг драматурга.

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а богатая домашняя библиотека отца позволяла читать Василия Тредиаковского, Василия Жуковского, Александра Пушкина. В 1831 году умерла мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Детям повезло: мачеха продолжила активно заниматься детьми и их образованием.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Актер Федор Бурдин вспоминал: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой». Но отец был недоволен выбором сына и заставил его поступить на юридический факультет Московского университета. Из этой затеи ничего не вышло: вместо лекций Островский ходил на спектакли и в конце концов бросил учебу.


Юность Островского

Отец устроил его в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний и самые интересные дела втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя», где «автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам» . Эту работу удалось опубликовать в газете «Московский городской листок», где вскоре напечатали и первую пьесу Островского «Картина семейного счастья» о браке по расчету: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание», — так Александр Островский вспоминал день, когда впервые прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева, лекции которого посещал.


Первые литературные успехи Островского

Александр Островский

В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся». Первое публичное чтение пьесы состоялось в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей оказался Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном». После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» у издания больше чем в два раза увеличилось количество читателей. Но в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. И все из-за жалоб купцов. Как писал цензор: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Кроме того, за Островским установили полицейский надзор, а вскоре уволили со службы. Но драматург быстро нашел работу в журнале «Москвитянин».

В 1850 году с Александром Островским случилась неприятная история: соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков обвинил драматурга в плагиате и воровстве идеи. Про этот случай Островский писал другу: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны».

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани не садись», которую впервые поставили на сцене. Александр Островский подарил свой текст Малому театру, который стал впоследствии домом для многих его произведений. Его считали драматургом-новатором: он сам репетировал с актерами, помогал им вжиться в роли, начал уделять внимание всему ансамблю актеров, старался избавиться от пафосности и стремился к бытописательству.

В 1856 году великий князь Константин Николаевич задумал литературно-этнографическую экспедицию по Волге (ее организовало Морское министерство), и Александр Островский отправился в путешествие. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты.

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза», за которую был награжден Уваровской премией. «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я— всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом», — говорил о себе Александр Островский.

В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». А в 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии «На всякого мудреца довольно простоты».


Расцвет творчества Островского

В 1873 году Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого театра. Нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. И Островский написал сказку «Снегурочка». Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому: «Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета. Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут». Согласно статистике, пьесы Островского в период с 1853 по 1872 год только на казенной официальной сцене ставили 766 раз.

В 1875 году в журнале «Отечественные записки» опубликовали пьесу драматурга «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театра в Петербурге и Малого театра в Москве.

В 1879-м Островский написал пьесу «Бесприданница». Ее поставили в Малом театре, но премьера прошла неудачно: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Работа Островского оказалась слишком новаторской: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.

Александр Островский занимался и общественной работой, он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. Островский сам в силу своей популярности стал первой в отечественной истории жертвой так называемого пиратства. Его пьесы, которые пользовались бешеным успехом, часто ставили, не уведомляя автора. То же самое делали и издатели: без спроса допечатывали тиражи его произведений, которые моментально расхватывали.

Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники», которую опубликовали в журнале «Отечественные записки». Параллельно занимался переводами: работал над «Великим банкиром» Итало Франки, «Заблудшими овцами» Теобальдо Чикони, «Кофейней» Карло Гольдони. Летом 1883 года Островский вместе с братом Михаилом отправился в путешествие на Кавказ. Там писатель начал работать над пьесой «Без вины виноватые».

Несмотря на то, что Островский много работал, денег на жизнь не хватало: журналы часто задерживали гонорары, а за спектакли платили мало. В 1884 году император Александр III назначил писателю пенсию в три тысячи рублей. Вскоре государь определил драматурга «заведующим репертуарной частью московских театров»: Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами. К сожалению, в этой должности он пробыл совсем недолго. В 1886 году Александр Островский скончался от болезни сердца в своем имении Щелыково.


Островский и современность

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"
Кадр из фильма “Женитьба Бальзаминова”

Пьесы Островского живут с нами по сей день и не теряют своей актуальности. Они составляют основную часть репертуара Малого театра. С этим театром у Островского были особые отношения, драматург создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны для бенефисов по просьбе актеров театра. Помимо Малого произведения Островского ставят многие театры, причем в самых разных трактовках — как классических, так и современных.

Не обошел наследия Островского и кинематограф. Первая экранизация произведения появилась спустя всего 26 лет после смерти ее автора: в 1912 году российский режиссер Кай Ганзен снял первую «Бесприданницу», затем фильм переснял Яков Протазанов в 1936-м. Но самая известная кинематографическая «Бесприданница» вышла под названием «Жестокий романс» в 1984-м. Режиссером фильма стал Эльдар Рязанов, а в главных ролях снялись Никита Михалков, Андрей Мягков, Лариса Гузеева. Хотя критики и упрекали Рязанова в отходе от авторской трактовки пьесы, по опросам журнала «Советский экран» «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года.

Кадр из фильма "Жестокий романс"
Кадр из фильма “Жестокий романс”

Рекомендуем прочитать статью о драматурге, писателе, поэте и основателе «теории эпического театра» Бертольде Брехте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю