Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Алина Енгибарян: «Национальная культура внутри тебя – это как специи»
    Джазовая вокалистка – об армянском папе, русской маме, украинской бабушке, немецком прадедушке и максимальном профессионализме в своем деле
Обновлено: 19.03.2024
Лица поколения
8 минут чтения

Алина Енгибарян: «Национальная культура внутри тебя – это как специи»

Джазовая вокалистка – об армянском папе, русской маме, украинской бабушке, немецком прадедушке и максимальном профессионализме в своем деле























































































































https://www.instagram.com/engibaryan_alina/

https://ru-ru.facebook.com/engibaryanalina

Арина Демидова

Фото: Ксения Пальчикова

@kseniya.palchikova

Алина Енгибарян – подлинный гражданин мира. Ее голос звучит на лучших джазовых площадках Голландии, Швейцарии, США, России, Германии, Чехии, Сербии и других стран. Ведь джаз – музыка, не знающая границ.

Как вы выбрали профессию?

Я из музыкальной семьи: оба родителя – любители джаза, бабушка была певицей, а дедушка известным джазовым барабанщиком – Николай Гончаров. У нас в доме всегда играла джазовая музыка, дедушка производил на меня огромное впечатление. Мы всегда, несмотря ни на что, оставались дружными, все сложные моменты, если они были, решали вместе. Я очень благодарна за то, какая у меня крутая семья. Я всегда хотела заниматься музыкой. С 5 лет училась джазовой музыке в Джазовой школе имени Кима Назаретова в Ростове-на-Дону. Проучилась там 10 классов. Хотела продолжать свое обучение за рубежом, особенно в Америке – именно в связи с тем, что это их музыка. Но когда мне нужно было выбирать вуз, цены в Европе были намного более доступными, чем в Америке. И я поступила в консерваторию в городе Гронингене в Нидерландах. На тот момент там была очень крутая программа. Она была ориентирована то, чтобы был максимальный обмен со студентами из Нью-Йорка. У нас всегда было взаимодействие, и это передавалось очень здорово.

Какой была ваша первая работа?

Первую работу я даже не вспомню. Я начала заниматься музыкой с пяти лет, и мы уже тогда давали концерты. Первые мои гастроли были в Германии с детским джазовым оркестром. Было очень много поездок, выступлений. Я даже не могу выделить одно. Было очень много классных воспоминаний, веселых выступлений, ответственных выступлений. Мне никогда не хотелось менять деятельность. Сейчас считаю, что на первом месте я как артист, а второстепенное – это преподаватель, ментор и так далее. Мне нравятся все мои виды деятельности, но раскрыться больше можно в концертной деятельности, так как в преподавательской ты пытаешься раскрыть других. И, хоть и был сложный период в начале пандемии, когда закрыли все джазовые клубы, все площадки, внесли кучу ограничений, даже в этот момент, мне кажется, я и многие другие музыканты начали искать, какие платформы можно использовать, чтобы не терять доступ к музыке, чтобы все равно это оставалось главным занятием.

Для меня важно было, чтобы появился определенный круг музыкантов, с которыми комфортно играть. Не просто люди, которые круто играют, а те, с кем мне приятно находиться и общаться. Мне очень повезло стать участником лейбла Ground Up. Этот лейбл был создан многократным победителем «Грэмми» Майклом Лигом, который также является руководителем группы Snarky Puppy. И когда я переехала в Нью-Йорк, чтобы начать артистическую деятельность, уже не учиться, а работать, как раз начала записывать альбом на этом лейбле. Для меня это была большая мечта – войти в коллектив таких крутых музыкантов и выпустить свою музыку среди их числа.

Кто вас вдохновлял?

Все мои преподаватели, например Джей Ди Уолтер и те, у кого я брала разовые уроки. Также Грегори Портер, Курт Эллинг, Эл Джеро. Я очень люблю Стиви Уандера с самого детства, благодаря моим родителям, которые подсадили меня на него. Все инструменталисты, с которыми мне удавалось работать. Наш трубач Алекс Сипягин, который долгие годы жил в Нью-Йорке, и я уже познакомилась с ним за рубежом. Эти люди повлияли на мой вкус, стиль. Майкл Лиг открыл для меня совершенно новый путь стилистический. Эти люди по сей день меня вдохновляют.

Какое достижение 2021 года вы считаете главным для себя?

Для меня занятия музыкой в такое непростое время – уже само по себе достижение. Несмотря на то, что год был сложный для артистов и музыкантов, удавалось расширять круг зрителей.

Если говорить о самых ярких событиях в вашей профессиональной жизни, что это за события? Какие запомнились больше всего и почему?

Одним из самых ярких событий для меня стала встреча с Джеем Ди Уолтером. Мы познакомились в 2001 году на джазовом фестивале в Москве, который проходил в Доме художника. Спустя многие годы мы связались через Myspace. И именно он предложил мне продолжить учебу за рубежом, что стало для меня ключевым событием в жизни. Другим важным событием для меня стало знакомство с Куртом Эллингом, потому что это мой кумир с детства. Он повлиял на мои ощущения на сцене. Майкл Лиг, безусловно. Когда я впервые услышала концерт его группы, стала артисткой его лейбла – это, безусловно, важно.

Есть ли площадка, на которой вы мечтаете выступить?

Моей мечтой всегда было выступить на Blue North в Нью-Йорке. Мне удалось это сделать вместе с Алексом Сипягиным. Также мне удалось выступить на других площадках, где очень хотела, – это, например, Smooth. Еще в клубе, который в пандемию закрылся, – это Jazz Standard.

Существует ли дуэт мечты?

Я мечтала выступить вместе с Грегори Портером. И нам это удалось, но в режиме онлайн-записи. Это была серия концертов Тани Деск. С Куртом Эллингом мы спели – он выступал на той же площадке, где и я, и остался послушать. А потом сам поднялся на сцену.

Как выглядит день артиста? Сколько времени ежедневно посвящается репетициям?

День артиста – это, наверное, самое хаотичное, что может быть. Они совершенно разные. А в пандемию многие артисты стали еще и преподавателями. Поэтому сейчас многие совмещают преподавание, репетиции, а нужно еще писать музыку, слова, бежать на репетицию, прибегать на саунд-чек, отыгрывать концерт. Я благодарна, что есть насыщенность, и иногда приходится себе напоминать: выходные – важная часть жизни любого человека. Сколько времени ежедневно посвящается репетициям, во многом зависит от того, какой проект. Но я стараюсь не тратить больше, чем 2,5 часа на репетиции, потому что, мне кажется, это ровно то время, когда у людей максимальная концентрация. Можно делать длиннее, но важно же, чтобы люди были сконцентрированы и чтобы у них было время подготовиться к репетиции. Мы работаем уже над другими моментами, а не просто выучиваем материал.

Национальные культуры и джаз – между ними есть связь?

Я с детства в джазе. Мне кажется, что люди реагируют не на страны и национальности, а на то, насколько ты профессионал, насколько ты приятный человек, вовремя ли ты приходишь, выучил ли ты материал. Стараюсь максимально не смотреть на то, откуда человек. Если он здорово готов к проекту, концерту, это не имеет значения. Меня всегда принимали хорошо при том, что знали, кто я и откуда. Культура внутри тебя привносит определенное звучание. Это как специи. И в Нью-Йорке есть специфика, потому что каждый приезжает со своей специей.

Есть ли у вас любимые композиции, которые проходят через года?

Сложно назвать такие композиции, так как в этом мире все меняется. В моей жизни тоже. Какие-то композиции начинают нравиться больше, другие немного забываются. Многое зависит от того, как прошел день, от настроения: в какие-то дни мне хочется слушать баллады, в другие – что-то более энергичное. В какие-то дни я вообще не могу слышать музыку. «Наима» Джона Колтрейна – это, наверное, одна из моих любимых песен. «Resolution» Уэйна Шортера. Сейчас для меня актуальна песня «Скучаешь ли ты по Нью-Йорку», потому что я действительно по нему скучаю.

На ваш взгляд, как ваша профессия помогает объединяться международному сообществу?

Дело не в профессии, многое зависит от людей. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы люди знали, откуда я родом, кто по национальности, что у меня армянский папа, русская мама, украинская бабушка, немецкий прадедушка. Я выступаю за то, что нужно быть максимальным профессионалом своего дела.

Какие требования вы выдвигаете к себе?

Мои основные требования к себе – это стараться развиваться каждый день независимо от того, в какой сфере это будет: в музыке или человеческом плане. Я постоянно хочу узнавать что-то новое, оставаться любопытной в плане того, как могу стать лучше. И сочетать работу с отдыхом очень важно. Сейчас мое требование к себе – это относиться к себе более бережно и удовлетворять потребности в отдыхе и элементарных выходных.

Каковы ваши планы в профессии и в семейных делах?

Тема планов для меня сейчас пока исключена. Особенно с момента, когда наступила пандемия. Только устроилась в Нью-Йорке, появилась работа и друзья, как началась пандемия. Поэтому не знаю, что будет дальше, просто стараюсь максимально позитивно смотреть на то, что происходит сейчас. Если с позитивом не получается, я хотя бы оставляю надежду. Поэтому у меня сейчас планы на неделю – на две недели, ну максимум на месяц. А что дальше будет – будем ориентироваться по ситуации.

Вы из поколения детей 1990-х. Какое оно, на ваш взгляд, это поколение? Какие у него сильные стороны, в чем недостатки?

В моем поколении мне нравится то, что мы являемся как бы мостиком между молодежью, которая вся открытая, суперсовременная, и старшим поколением, которое супертрадиционное, менее открытое. Мои сверстники реализуют себя в профессиональной и личной сфере. Очень сложно реализовать себя в карьерном плане, в семье и при этом быть счастливым человеком. Но я могу сказать про себя и моих друзей: нам это удается.

Есть ли различия между представителями этого поколения в разных странах?

В России люди более традиционного плана, если мы говорим о личной жизни. Очень много моих друзей имеют семьи. Если я говорю о своих друзьях за рубежом, они более открыты в плане личной жизни.

Каковы приоритеты и жизненные ценности вашего поколения?

Приоритеты поменялись, это произошло в пандемию независимо от поколения. Люди стали больше времени проводить с семьями. У кого-то полностью сбился курс: одни меняют карьеру, другие – цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю