Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 23.04.2024
Олеся Байкова
15 минут чтения

«Театр сделал меня актером»

100 лет со дня рождения Анатолия Папанова





















































































































































































































































Анатолий Папанов
Фото: culture.ru

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Детство Папанова

Война

Учеба в ГИТИСе

Встреча с Надеждой Каратаевой

Театральная карьера Папанова

Анатолий Папанов в кино

Голоса любимых мультипликационных героев

Зрелые годы Анатолия Папанова

Последний фильм


Мы знаем столько всенародно любимых фильмов с Анатолием Папановым, что трудно поверить: известным актер стал, только когда ему уже почти исполнилось 40 лет.

На его счету 48 спектаклей, 70 фильмов, популярные герои: Киса Воробьянинов в «12 стульях», Сокол-Кружкин в «Берегись автомобиля!», контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке». И именно его голосом с экранов с нами говорит Волк из «Ну, погоди!» и еще сотня других мультипликационных персонажей.


Детство Папанова

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьме под Смоленском. Его отец Дмитрий Папанов был кадровым военным и служил в охране железнодорожного узла, а мама Елена Росковская работала в ателье по пошиву платьев и женских шляпок. Позже в семье родилась дочка Нина.

Дмитрий Папанов участвовал в театральной самодеятельности в гарнизоне, которой руководила актриса Лучезарская, выступавшая еще в императорском театре. Старшего Папанова часто задействовали в любительских постановках, а он приводил своего сына и дочь, если нужны были герои-дети.

Когда Анатолию Папанову исполнилось 8 лет, семья переехала в Москву.

Мальчика отправили в школу, однако никакого интереса к учебе у него не было.

Папанов сам вспоминал, что в школе учился плохо, мало читал, а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук» недалеко от дома. При клубе работала любительская театральная студия, артистами в ней служили рабочие завода. Они ставили спектакли «Учитель», «Профессор Полежаев», «Укрощение строптивой», «Васса Железнова», водевили. Коллективом руководил актер Театра им. Евгения Вахтангова Василий Куза, которого Папанов считал своим самым первым и самым главным наставником. Артисты-вахтанговцы учили рабочих технике речи, фехтованию и сценическим движениям. Анатолий Папанов присоединился к труппе. Здесь часто беседовали о литературе, чего Папанов очень боялся, «опускал голову и изображал глубокомыслие». Именно этот страх побудил его начать читать, и он уже не смог остановиться: «Мне открывался совершенно неведомый мир, о котором раньше и не подозревал. Это было как дверь в какую-то иную, неведомую, чудесную жизнь, куда мне вдруг разрешили заглянуть». В клубе «Каучук» Папанов также посещал хоровой класс, изостудию, учился играть на домре.

Выпускной год Анатолий Папанов провел в вечерней школе: нужно было помогать семье. Работал на 2-м Московском подшипниковом заводе литейщиком в ремонтной мастерской.

В 1937 году Анатолий Папанов впервые появился на экране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в октябре», участвовал статистом в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин».


Война

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Война застала его в войсковой части в Оренбурге. Уже в июле их подразделение перебросили защищать Харьков. В первом же бою из 42 человек взвода в живых осталось лишь 13. «Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшем жизни двадцати девяти человек из сорока двух? Мы мечтали, строили планы, спорили, однако большинство товарищей погибло на моих глазах… До сих пор ясно вижу, как упал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал… Из выживших сформировали новый полк — и снова в те же места, и снова бой… Я видел, как люди после сражения совершенно менялись. Видел, как за одну ночь седели. Раньше думал, это литературный прием, оказалось — прием войны… Говорят, что человек может привыкнуть ко всему. Я в этом не уверен. К ежедневным потерям я привыкнуть так и не сумел. И время все это не смягчает в памяти».

Анатолий Папанов
Фото: culture.ru

В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто были рядом, погибли. У Папанова была контузия и три ранения, самое тяжелое — в ногу. Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем поездом его отправили в больницу в Буйнакске. Ногу удалось сохранить, но Папанова признали инвалидом, негодным к службе, и комиссовали. «Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь — не только свою, а ту, что с большой буквы. Все остальное уже не так важно».


Учеба в ГИТИСе

В 1942 году Анатолий вернулся в Москву. Он с трудом ходил, опирался на палочку, работать на завод его не взяли, доверили лишь пост охранника в наркомате целлюлозно-бумажной промышленности. 

Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл еще до войны. Среди прежних артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать на заводах и на фронте. Тут же появилась идея поступать в театральный вуз.

Он приехал в ГИТИС, когда вступительные испытания были уже далеко позади, но в тот год институт недобрал нужного количества студентов. Папанов попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, прочел стихотворение и был принят, причем сразу на второй курс — из-за острой нехватки мужчин. Молодые артисты ставили отрывки пьес и тоже ездили с концертами в колхозы и на фронт. «Мы были еще неопытными, неумелыми, но наши выступления воспринимались с особой фронтовой жадностью к искусству. И, пожалуй, никогда мы не встречали такого благодарного зрителя».

Из-за хромоты Анатолию Папанову доставались только роли второго плана. Научиться ходить заново ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов. С первого же дня занятий, кроме общих для всех дисциплин, Анатолий Папанов до изнеможения занимался танцами и гимнастикой. Только к концу четвертого курса он наконец выбросил опостылевшую трость. Но не только в ноге оказалась причина, режиссерам не нравились его «вульгарные шипящие». «Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», — говорил Папанов.


Встреча с Надеждой Каратаевой

В ГИТИСе Анатолий Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма, Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти. Они вместе ездили на занятия на трамвае, ходили в библиотеку, встречались украдкой. «Шел 42-й год, в Москве был комендантский час — разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице. Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал — его же мог задержать патруль!»

Анатолий Папанов
Фото: satire.ru

Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы, и прожили вместе больше сорока лет. «Мы жили непросто, долго откладывали появление нашей дочери на свет. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли». Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и тоже стала актрисой.


Театральная карьера Папанова

Выпускной экзамен Папанов сдал на «отлично», и его сразу пригласили в три лучших столичных театра — МХАТ, Театр им. Вахтангова и Малый. Однако от предложений он отказался, потому что его жена получила распределение в литовский город Клайпеду, и Анатолий решил отправиться с ней. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов.

Летом 1948-го Папанов с женой приехали в Москву навестить родителей и в один из вечеров, прогуливаясь по Тверскому бульвару, встретились с молодым режиссером Андреем Гончаровым, которого хорошо знали еще со времен учебы в ГИТИСе. Теперь Гончаров работал в Театре Сатиры и предложил обоим перейти к нему. В этом театре Анатолий Папанов и прослужил всю свою жизнь. Первые годы супруги проживали в общежитии, где им выделили комнатку в девять квадратных метров. Их соседями были знаменитые советские актеры Вера и Владимир Ушаковы, а также Татьяна Пельтцер с отцом.

В театр Анатолия Папанова приняли, однако главных ролей давать ему никто не спешил. Так прошло несколько лет. Жена стала ведущей актрисой театра, Папанов же выходил на сцену в эпизодических ролях. Актер стал злоупотреблять алкоголем. Но когда в семье родилась дочь, он получил первую настоящую работу — роль в постановке «Поцелуй феи». Надежда Каратаева вспоминала: «До рождения дочки муж играл очень мало, в основном небольшие роли. И именно когда я лежала в роддоме, Анатолию улыбнулась удача. Все вышло случайно — один наш актер заболел, и Папанов был срочно введен в спектакль. А после в него поверили. Я хорошо помню, как муж часто повторял: “Это счастье мне Леночка принесла”».

Анатолий Папанов
Фото: culture.ru

Готовясь к своим ролям, Анатолий Папанов много наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями». Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.

«Театр сделал меня актером, он дал мне все, что я имею. Я считаю, что молодой актер, пришедший в кино в обход театра, потерял многое. Начинать в кино без сценического опыта — все равно что лезть в воду, не зная броду. Так что я никогда не жалел о том, что поздно пришел в кино».


Анатолий Папанов в кино

В кинематографе актерская судьба Папанова складывалась тоже трудно. Свою первую крошечную роль адъютанта он сыграл в 1951 году в фильме Александрова «Композитор Глинка». Спустя четыре года молодой Эльдар Рязанов позвал Анатолия Папанова пройти пробы на роль директора Огурцова в киноленте «Карнавальная ночь». Но сыграть в этом фильме Папанову так и не удалось: пробы прошли неудачно, а роль Огурцова досталась Игорю Ильинскому. В 1960-м Рязанов снова пригласил Папанова, на этот раз сняться в фильме «Человек ниоткуда». К сожалению, фильм так и не вышел на экраны; премьера состоялась лишь 28 лет спустя, когда Анатолия Папанова уже не было в живых. Но он не стал последним в совместной работе Папанова и Рязанова. В 1961-м вышла десятиминутная короткометражка «Как создавался Робинзон», в которой актер сыграл Редактора. В это же время Папанов снялся в фильмах «Бей, барабан» и «Ход конем». В 1963–1964 годах в прокат вышли уже три фильма с его участием: «Порожний рейс», «Приходите завтра» и «Родная кровь».

Настоящий успех пришел к Анатолию Папанову в 1964 году. В начале 1960-х годов Константин Симонов увидел Анатолия Дмитриевича в спектакле «Дамоклов меч». Игра Папанова настолько потрясла его, что писатель убедил кинорежиссера Александра Столпера, решившего в 1963 году экранизировать книгу «Живые и мертвые», взять актера на роль генерала Серпилина. Поначалу режиссер колебался, потому что Папанов был известен как исполнитель отрицательных и комедийных ролей, да и сам актер долго не верил в свои силы, хотя тема войны ему была очень близка. Когда лента вышла на экраны, Папанов обрел всесоюзную славу. В прокате 1964 года «Живые и мертвые» заняли первое место, его посмотрели более сорока миллионов человек. В этом же году фильм получил призы на фестивалях в Акапулько и Карловых Варах, а в 1966-м удостоился Госпремии РСФСР.

После этого успеха на актера посыпались роли: только в 1964-м на «Ленфильме» в производство запустили десять фильмов, и в восемь пригласили Папанова. Он принял все предложения и был утвержден во все восемь фильмов, правда, позднее в вежливой форме отказался от всех этих ролей, потому что был сильно занят в театре. Но от предложений с «Мосфильма», поступивших в это же время, Папанов не отказался. Съемки картин «Наш дом» и «Дети Дон Кихота» проходили в Москве, и Папанова это устраивало.

В этом же году об Анатолии Дмитриевиче в очередной раз вспомнил Эльдар Рязанов, предложив ему роль в фильме «Берегись автомобиля!». Когда стартовали съемки фильма, многие участники съемочного группы внезапно выступили против участия Анатолия Папанова. «В ленте подобрались актеры с несколько иной природой юмора, нежели у Папанова, — Смоктуновский, Миронов, Евстигнеев, Ефремов. Анатолий Дмитриевич своего героя играл в близком ему и как будто вполне уместном стиле гротеска. Однако на какой-то стадии работы многие заговорили, что актер из общего ансамбля выпадает, рушит стилистику и целостность картины. На эту тему было собрано совещание. К счастью, сам Папанов о злых наших умыслах не подозревал. Даже я на какое-то мгновение дрогнул, однако удержался от поспешных решений. До сих пор хвалю за это себя, так как очень скоро выяснилось, что Анатолий Дмитриевич создал в фильме одну из своих лучших ролей, а его заразительная фраза “Свободу Юрию Деточкину!”, приняв обобщенный смысл, ушла с экрана на улицы», — рассказывал Эльдар Рязанов.

Анатолий Папанов в фильме "Берегись автомобиля!"
Кадр из фильма “Берегись автомобиля!”
Фото: culture.ru

В 1960-е годы Папанов сыграл много совершенно разных героев в фильмах «Дайте жалобную книгу», «Адъютант его превосходительства», «Служили два товарища», «Возмездие». В 1968-м на экраны вышел фильм «Бриллиантовая рука» Гайдая, получивший оглушительный успех, а фразы героя Папанова Лелика стали народными: «Алло, шеф, эт я, Лелик!», «Будет тебе там и ванна, будет и кофэ, будет и какава с чаем. Поехали!», «Детям — мороженое, его бабе — цветы». После выхода этого фильма Папанов не мог спокойно ходить по улицам — его узнавали везде.

Анатолий Папанов в фильме "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма “Бриллиантовая рука”
Фото: culture.ru


Голоса любимых мультипликационных героев

Помимо киноролей Анатолий Папанов озвучил еще очень много мультфильмов. Его голосами говорят репродуктор в «Паровозике из Ромашкова», Наг в «Рикки-Тикки-Тави», водяной в «Летучем корабле», Шерхан в «Маугли» и очень много волков: из «Мешка яблок», «Деда Мороза и серого волка», ну и, конечно, из «Ну, погоди!». Дети засыпали Папанова мешками писем, а он всегда говорил, что его Волк совсем не страшный и коварный, ему просто немного не везет. Популярность этого волка была настолько велика и назойлива, что в какой-то момент стала раздражать Папанова: «Словно кроме “Ну, погоди!” я ничего больше не сделал» или «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию».


Зрелые годы Анатолия Папанова

Все это время Папанов продолжал активно работать в Театре Сатиры. Он сыграл в спектаклях «Двенадцать стульев», «Яблоко раздора», «Интервенция», «Доходное место», «Последний парад». В 1966 году исполнил главную роль в постановке «Теркин на том свете», однако спектакль в репертуаре театра продержался всего пару недель, а затем по цензурным соображениям был снят. Для Папанова это было сильным ударом.

В 1970-е годы на экраны вышло 15 фильмов с участием Папанова: «Инкогнито из Петербурга», «Белорусский вокзал», «Страх высоты», «Двенадцать стульев», «По семейным обстоятельствам»… А в 1973-м ему присвоили звание народного артиста СССР.

В конце 1982 года, когда Папанову исполнилось 60 лет, он приобрел автомобиль «Волга», но пользовался им, по словам коллег, только когда ездил на дачу. В театр же ходил пешком, объясняя это тем, что ему требуется время, чтобы настроиться на спектакль: «Вообще это приятно — выйти на улицу, встретить хороших людей, поразмыслить, помечтать». Однако была и другая причина, по которой Папанов не приезжал на работу на машине: «Неудобно разъезжать на автомобиле, когда молодые артистки в штопаных колготках ходят».

В 1980-е годы помимо работы в кино и театре Анатолий Папанов занимался общественной деятельностью: был членом Общества защиты природы, вместе с писателем Владимиром Солоухиным стоял во главе Всесоюзного общества по баням. С 1980 по 1987 год Папанов снялся в трех фильмах: «Время желаний», «Отцы и деды», «Холодное лето пятьдесят третьего». В Театре Сатиры он получил четыре новые роли, однако удовлетворения они ему не принесли. Товарищи предлагали ему сменить театр, однако Папанов, грустно пожимая плечами, говорил: «Мне здесь дали звание, мне здесь дали ордена. Какой же я буду сволочью, если брошу театр».

В 1983 году Анатолий Папанов стал преподавателем в ГИТИСе, руководил монгольской студией.

В это же время актер сам поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние». Надежда Каратаева рассказывала: «Работавшие с ним актеры говорили: такого режиссера мы еще не знали, он относился к нам по-отцовски».


Последний фильм

В 1986 году Папанов принял предложение режиссера Александра Прошкина сняться в киноленте «Холодное лето пятьдесят третьего» в роли Николая Старобогатова. Друзья отговаривали актера от съемок, считая, что он и так слишком загружен в ГИТИСе и в театре, но Анатолий Дмитриевич ответил: «Эта тема волнует меня — я многое в ней могу рассказать». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. Режиссер рассказывал: «Неделю мы трудились нормально, и жители по мере сил нам помогали. Неожиданностей никаких не предвиделось, так как деревня с трех сторон была изолирована водой. И вот — первый съемочный день Папанова. Начинаем снимать, и… я ничего не понимаю — повсюду посторонние лодки. Много лодок, и все движутся к нам. Подплывают, причаливают, и я вижу — в каждом суденышке дед или бабка и по два-три ребенка, в руках у которых тетрадка или книжка. Оказывается, все приехали встретиться с “Дедушкой Волком”. Я сдался и остановил съемки. Киношная администрация в присущей ей суровой манере попыталась применить “прессинг”, однако в дело вмешался Анатолий Дмитриевич: “Что же вы делаете! Давайте соберем всех вместе”. Детей рассадили, и Папанов каждому что-нибудь написал и каждому что-то сказал. Я наблюдал за этой сценой, забыв о цене сорванного съемочного дня. По лицам детишек было видно, что на всю жизнь они запомнят эту встречу».

Лето в Карелии короткое, нужно было успеть быстро снять сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных.

Анатолий Папанов в фильме "Холодное лето 1953"
Кадр из фильма “Холодное лето 1953”
Фото: culture.ru

Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» стал последней работой Анатолия Папанова. После окончания съемок в начале августа 1987 года он вернулся в Москву. Надежда Каратаева вспоминала: «Я находилась с театром на гастролях в Риге… Зайдя домой, Анатолий решил принять душ, но в доме не было горячей воды. Тогда он, уставший и разгоряченный, залез под холодную струю… Когда Анатолий в условленный день не приехал в Ригу, я забеспокоилась и позвонила дочери. Зять через соседскую лоджию попал в нашу квартиру, и обнаружил его в ванной… Диагноз врачей — острая сердечная недостаточность».

Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» вышел на экраны после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. В 1989 году за роль Николая Старобогатова Анатолию Папанову присудили Государственную премию СССР посмертно.

Рекомендуем прочитать статью об актрисе советского кино Светлане Суховей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю