Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Антон Давидянц: «Черпаю невероятное вдохновение из классики»
    Джазовый и фьюжн-музыкант мирового уровня — о своем дебютном сольном альбоме и отношениях с классической музыкой
Обновлено: 08.10.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Антон Давидянц: «Черпаю невероятное вдохновение из классики»

Джазовый и фьюжн-музыкант мирового уровня — о своем дебютном сольном альбоме и отношениях с классической музыкой
















































































































































Антон Давидянц
Фото: Елена Громова

Автор: Кристина Сарханянц


Антон Давидянц — один из лучших бас-гитаристов мира, участник известнейших джаз- и фьюжн-коллективов и музыкант с более чем 20-летним опытом игры и высочайшим уровнем техники. В марте 2023 года у Антона вышел дебютный сольный альбом «Avalanche» на лейбле Jazzist. Этот музыкальный автопортрет представляет собой шестичастную пьесу, написанную композитором Варданом Овсепяном для джазового трио и камерного оркестра. Мы поговорили с Антоном Давидянцем и сооснователем лейбла Jazzist Араиком Акопяном о записи «Avalanche» и источниках вдохновения.

Араик Акопян и Александр Левин
Араик Акопян и Андрей Левин

Антон, у вас колоссальный опыт работы с самыми разными музыкантами, масса знакомств и, уверена, дружба со многими как в джазовой среде, так и в эстрадной музыке, но свой первый сольный альбом вы решили выпустить на пока относительно скромном лейбле Jazzist. Чем был продиктован такой выбор?

Антон: Если честно, я не особо выбирал. Наверное, можно назвать это стечением обстоятельств. Араика я знаю очень давно, как и он меня, — где-то 22 года. К тому же я резидент джазового «Клуба Алексея Козлова», где Араик работает арт-директором, часто там выступаю, поэтому мы, естественно, много общаемся. И вот как-то рассказал Араику о своей мечте записать альбом с оркестром, точнее, даже с камерным ансамблем. Описал, насколько для меня это важно, как этого хочу. Араик все спродюсировал: вышел на компанию Dr.Head, донес мою мечту до них, а они согласились выступить генеральным спонсором. Ну и, соответственно, выпускающим лейблом стал Jazzist, сооснователем которого также является Араик. Поэтому я даже не раздумывал — все произошло совершенно естественным образом.

Араик: Jazzist во многом стал продолжателем и последователем лейбла ArtBeat, основной миссией которого была поддержка современной инструментальной музыки в России. Вне зависимости от стилистики и формы, а также коммерческого успеха. Лейбл старается максимально пиарить такие релизы как в России, так и за ее пределами.

Антон Давидянц
Фото: Олег Жаворонков

Как давно у вас появилась идея сольного альбома? Как она обретала форму, наполнялась идеями и смыслами, контекстом? Понимание, что это должна быть запись с камерным ансамблем, например, было с самого начала? Или вы как-то на это вышли?

Антон: Я играю на бас-гитаре очень давно, больше 20 лет. И многие люди, которым нравится мое творчество, и мои друзья на протяжении всех этих 20 лет постоянно спрашивали меня: «Почему у тебя до сих пор нет сольного альбома?» А я как-то не чувствовал в нем потребности, вот и все! Ну не было у меня большого желания записывать сольник, даже когда уже стал, скажем, довольно виртуозным исполнителем, когда меня все знали, приглашали, когда играл в большом числе коллективов и принимал участие в огромном количестве самых разных записей. То есть моя бас-гитара звучала уже на сотнях альбомов других людей. Но со временем это желание стало проявляться. Где-то года три назад серьезно задумался над тем, что мне пора записать свой первый сольный басовый альбом. Долго думал над тем, что это должно быть и каким я его вижу, перебирал различные варианты, комбинации музыкантов, то есть должен ли это быть квинтет или секстет, или октет, или нонет, хочу ли я запись с саксофоном, или с трубой, или и с саксофоном, и с трубой, и еще с гитарой.

Также думал над жанром: должен ли это быть фьюжн, чего от меня, наверное, больше всего ожидают, потому что большая часть публики и многие коллеги знают меня в первую очередь как фьюжн-музыканта. И я действительно очень люблю фьюжн, много его играл и играю, но не все знают о том, что люблю и множество других стилей. На самом деле люблю абсолютно все стили: и рок, и джаз. А с недавних пор, точнее, где-то семь лет назад вернулся к своему фортепианному прошлому — изначально-то я пианист, учился в музыкальной школе, потом в училище по классу фортепиано и только в 2000 году бросил его и полностью перешел на бас-гитару. Конечно, за 16 лет паузы потерял абсолютно всю технику и как будто начал заново. Но на протяжении этих последних семи лет с переменным успехом занимаюсь и стараюсь играть больше. А потребность играть на фортепиано спровоцировало то, что я по-настоящему полюбил классическую музыку. То есть в детстве ее играл, но не понимал в ней ничего, и она мне не приносила удовольствия. Сейчас же стал настоящим поклонником классики. Я ее слушаю очень много, постоянно узнаю для себя новых композиторов и огромное количество произведений, которых не слышал, когда занимался классической музыкой в детстве. Черпаю невероятное вдохновение из классики и, поскольку так сильно ею увлекся, то подумал, что, пожалуй, хочу в качестве дебюта сделать запись именно в этом жанре, то есть, во всяком случае, с изрядной его долей.


Можете в таком случае назвать несколько композиторов и исполнителей, которые заметно вдохновили вас во время написания альбома?

Антон: Я очень погрузился в Рахманинова, во французских романтиков, таких как, например, Сезар Франк, Габриэль Форе, Эрнест Шоссон, Луи Вьерн, Равель, Дебюсси. Безумно нравятся Прокофьев, Шуман, Шуберт, Лист, Скрябин. Могу перечислять бесконечно.

Есть и множество молодых, новых композиторов, которые мне нравятся, и музыкантов, которые работают на стыке жанров. Меня, как искушенного во фьюжене профессионала, не так легко удивить, но даже здесь появляются феноменальные музыканты. Например, меня просто поразил Тигран Амасян, когда я его узнал. Он стал для меня таким глотком свежего воздуха в современной музыке. Он смешивает в своем творчестве вообще все: метал, фольклорную армянскую музыку и джаз. Это потрясающе талантливо сделано.

А еще есть такой композитор Вардан Овсепян. Весь мой альбом строится вокруг него на самом деле, я огромный поклонник его музыки, творчества. Я знаю его музыку, наверное, лучше всех в мире — Вардан не даст соврать, он мне сам об этом говорил. Знаю все его записи практически наизусть, каждую ноту могу спеть и повторить. Особенно меня поражает его дуэт с феноменальной певицей из Бразилии, которую зовут Татьяна Парра (Tatiana Parra). Эта работа меня очень вдохновила, потому что музыка Вардана, конечно, звучит для меня именно как такое идеальное продолжение, наследие классики, романтической классики, которую я очень люблю. И в то же время это зачастую больше джаз, чем классика, потому что там огромное количество импровизационных элементов, это самое настоящее Третье течение. Вардан — потрясающий импровизатор. Он сочиняет музыку, которую я лично считаю просто гениальной, как бы это громко ни звучало.

Антон Давидянц
Фото: Елена Громова

Музыку для альбома «Avalanche» написал Вардан. Расскажите о том, как это было, как шла работа над альбомом.

Антон: Я рассказал Вардану про свои музыкальные предпочтения и прислал ему то, что особенно люблю в классике, в джазе, чтобы он четко понимал референсы. Также попросил его по возможности включить в будущий альбом вайб той записи с Татьяной Паррой, о которой упомянул выше. Когда Вардан начал мне присылать ноты и записи, сразу понял: это именно то, чего я от него ожидал. Безумно счастлив, что Вардан сочинил такое красивое, огромное, программное, кстати, произведение. Альбом состоит из шести пьес, которые перемежаются между собой — одна переходит в другую. И, например, в шестой композиции используются темы из пяти предыдущих. То есть шестая как бы объединяет все пять, которые звучали до нее. Поэтому произведение существует именно в целостном виде. Называется оно «Лавина», потому что первая тема напоминает сход лавины.


Можете рассказать о музыкантах, которые приняли участие в записи «Avalanche»?

Антон: Да, это тоже отдельная история. Я довольно критично подхожу к выбору музыкантов, потому что сам «испорчен» игрой с гитаристами и барабанщиками мирового уровня, но, поскольку в пандемию мир оказался закрыт, не мог пригласить никого из других стран. Хотя, если бы мог, обязательно пригласил бы самого Вардана. Но у нас тоже есть совершенно феноменальные музыканты. Евгений Лебедев принял участие в записи альбома в качестве пианиста, Игнат Кравцов — в качестве барабанщика. Про этих обоих ребят я могу рассказывать долго, так как знаю их давно и являюсь большим поклонником их мастерства. Например, у Жени, Игната и замечательного бас-гитариста и контрабасиста Антона Ревнюка есть свой проект, который называется LRK Trio. Это, без тени сомнения, мое любимое джазовое трио из России прямо сейчас. Они играли на многих джазовых фестивалях, ездили на гастроли в Японию, Голландию, Бельгию и многие другие страны. Это абсолютно потрясающий проект с очень красивой музыкой. Они просто молодцы. Я счастлив, что Женя и Игнат согласились поработать со мной и приняли участие в записи альбома.

Также в записи «Avalanche» приняли участие ребята из OpensoundOrchestra. Этот оркестр отличается от многих других тем, что ребята, несмотря на свою молодость, очень опытны, умеют играть под метроном, что очень-очень важно, потому что не всякий академический музыкант этому обучен. Я это говорю как бывший академический музыкант — помню, как это сложно. Opensound играют как классику, так и современную музыку, которая требует зачастую четкого, жесткого ритма. И вот это произведение, в частности, которое мы в итоге записали, тоже требует большой ритмической дисциплины. Они справились с этим просто замечательно.


В итоге альбом записали за два дня?

Антон: Да, альбом записан за два дня на легендарной студии «Мосфильм». Процесс шел быстро, продуктивно, и получилось, на мой вкус, просто здорово. Я очень доволен результатом: получился альбом, за который как минимум не стыдно.

Араик: Одним из соучредителей лейбла Jazzist стал Андрей Левин, главный звукорежиссер «Мосфильма» — в принципе, единственной студии, где можно было полноценно записать такой состав музыкантов. Ну а вопроса, на каком лейбле выпускать альбом Антона, не стояло. Плюс Андрей Левин — один из немногих звукорежиссеров, читающих партитуру с листа, и его участие, корректировки по звучанию камерного оркестра были крайне важны для процесса записи. Андрей также является конечной инстанцией по звуку для нашего лейбла, мы решили, что у Jazzist’а будет свой стандарт звучания, громкости и мастеринга.

Араик Акопян и Александр Левин
Араик Акопян и Андрей Левин

Какое напутствие вы можете дать слушателю, который впервые включит «Avalanche»?

Антон: Надеюсь, что этим альбомом покажу слушателям, какой красивой может быть музыка. Буду очень рад, если люди, послушав альбом, услышат в нем в первую очередь красоту. Потому что помню себя таким человеком, которому не было интересно слушать классику, — я считал, что это очень скучно, мне не хватало драйва. Надеюсь, что у таких людей, как у меня в свое время, во время прослушивания «Avalanche» немножко пошире откроются уши и они услышат в этой музыке красоту. Я теперь уже сам понимаю, что в классной записи вовсе не обязательно должно быть какое-то зубодробительное молотилово, постоянная смена ритма, игра слэпом, двойной педалью и так далее, чтобы увлечь слушателя. Можно обойтись гораздо меньшим количеством нот и донести гораздо больше смысла.


Рекомендуем прочитать про легендарный джаз-рок ансамбль «Арсенал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!