Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 25.04.2024
Культура и традиции
5 минут чтения

АрхиГрафика

Владимир АВКСЕНТЮК, заслуженный архитектор РФ
Дарья АВКСЕНТЮК-КАМЕНСКАЯ, архитектор
















































































Архитектура и графика

Рисунки Владимира Авксентюка

Архитектура и графика – неразлучная пара. Роль графики в этом тандеме многогранна: от фиксации первых набросков идеи, представления законченного архитектурного проекта до отдельного художественного произведения.

В набросках будущего проекта осуществляется поиск образа сооружения, его органики и масштаба. Делая наброски, важно прислушиваться к своей руке, подключая подсознание. При этом техника наброска, формат не играют особой роли, о чем говорит опыт ведущих мастеров. На многих выставках работ известных архитекторов можно увидеть их изначальные наброски будущего здания, в которых отражена основная идея, яркие черты, ощущение. На этапе набросков возможна проработка формы здания, основных функционально-планировочных принципов, взаимодействия света и тени, материалов, цветового решения.

Архитектура и графика

Умение рисовать – это умение видеть, не только изобразить пространство, предмет, но и изобразить характер, настроение, время. Умение рисовать дает возможность видения и способности вписать объект в предлагаемую среду, соединить технологию, функции объекта и характер, увидеть и изобразить новое пространство, включающее будущее здание. Крайне важно подчеркнуть главное в создаваемом объекте, изобразить отношение, взаимодействие человека с пространством, объектом, средой.

До конца XX века окончательная презентация проекта осуществлялась исключительно посредством ручной графики и макетирования. Зачастую архитектор не останавливался на задаче максимально точного отображения будущего здания (или же запечатления существующего), но также обращал внимание на эстетические качества изображения. Сегодня роль ручной графики в презентации окончательного варианта проекта с развитием компьютерных технологий ушла на второй план. Тем не менее, наравне со стремлением к фотореалистичности компьютерных подач, существуют тенденции к более художественному и экспрессивному подходу. Таким образом, ручная графика (как и имитация ручной графики посредством компьютерных программ) остается актуальной и сегодня.

Архитектура и графика

Отдельная область – это так называемая бумажная архитектура, расцвет которой в нашей стране пришелся на 1980-е годы. Она представляет собой архитектурные проекты, неосуществимые в реальности из-за технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений, сокращения реального строительства. Отцом ее считается Джованни Батиста Пиранези, итальянский гравер XVIII века, чьи архитектурные фантазии оказали неизгладимое впечатление на профессиональное воображение мастеров следующих столетий.

К числу образцов бумажной архитектуры относятся и проекты, представлявшиеся на конкурсы Французской академии архитектуры в эпоху Великой французской революции, когда много фантазировали и мало строили. Вторая волна бумажных фантазий рождена авангардом начала прошлого века – проектами итальянских футуристов, немецких экспрессионистов и русских конструктивистов. Хотя проекты никогда не были реализованы и даже не предназначались для этого, они оказали значительное влияние на мировую архитектуру. Как и в художественном воплощении архитектурных фантазий, они позволяли выразить те идеи, которые невозможно воплотить в реальных проектах в силу различных обстоятельств.

Архитектура и графика

Архитектурные фантазии стимулировали поиски новых идей и также представляли собой отдельную область графического искусства. Для передачи сюжета в создание произведения включаются разные техники живописи и графики, в том числе современные компьютерные технологии, с целью достижения необходимого эффекта. Тем не менее зачастую в основе произведений также остается рисунок от руки. Отдельным преимуществом архитектурных фантазий является возможность для автора реализации творческой индивидуальности.

Архитектура и графика

Существуют примеры вторжения графики в постройки. Так, австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер создал в Вене жилой комплекс, который стал мировой достопримечательностью. Хундертвассер также широко известен как автор своеобразной графической техники бесконечных линий. Отторжение прямой – это не только результат увлеченности художника прихотливыми линиями австрийского барокко и искусства модерна. По мнению Хундертвассера, прямая линия, не встречающаяся среди природных форм («прямая линия совершенно чужда человечеству, жизни, всему живому», «прямая линия чужда Богу»), пагубно влияет на здоровье человека, постоянно раздражая его.

Надо признать, не все разделяют позицию Хундертвассера относительно места прямой линии в творчестве. Неубедительны его категорические утверждения о природных формах. Именно прямая линия горизонта – это метафизическое представление человека о мире, разделении жизни на земную и небесную, бесконечности, божественном и земном. Утверждение Хундертвассера вряд ли сможет поколебать сознание верующих людей. Кроме того, в реальной жизни можно наблюдать многие примеры создания высокохудожественных криволинейных пластических форм сооружений, в основе которых лежит прямая: например, конусы, нашедшие, в частности, воплощение в широко известных башнях Шухова. Даже современник Хундертвассера, не менее известный архитектор Ле Корбюзье говорил: «Кривая улица – дорога ослов, прямая улица – дорога людей». Многие явления жизни, которые математически описываются как уравнение прямой (например, прямолинейное движение) убеждают в равноправии прямой и любой другой линий.

Архитектура и графика

В последнее время популярность архитектурной графики растет. Работы представляются на выставках, проходят конкурсы, в том числе и международные. Есть надежда, что широкая популяризация и распространение конкурсов с вовлечением в них студентов и молодых архитекторов будут способствовать и помогать профессиональному росту будущих мастеров.

Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 3 (8), июль – сентябрь 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю