Барокко
Особенности стиля в архитектуре, музыке, литературе и живописи
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Национальное достояние | Архитектура | Живопись | Музыка | Литература | Барокко
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Что такое барокко простыми словами
- Зарождение барокко в искусстве
- Барокко — кратко и понятно для доклада
- Откуда произошло слово барокко
- Отличительные черты стиля
- Популярные примеры барокко в архитектуре
- Барокко в живописи
- Живописцы барокко
- Барокко и рококо: отличия
В конце XVI века в Италии начинается новая культурная эпоха, которую часто ограничивают понятием «художественный стиль». Великолепное барокко характеризуется всеохватностью: разнообразие жанров и региональных школ, объединивших известных художников и деятелей искусства. Расскажем, как зародился невероятный стиль и в чём выражается его сложность. Узнаем черты итальянского барокко, про эпоху классицизма и о том, как развивался стиль в разных формах.
Рекомендуем почитать о философской концепции стиля Хюгге
Что такое японская хирагана: в чем разница между хираганой и катаканой
Список самых красивых городов России
Что такое барокко простыми словами
Барокко — стиль в европейском искусстве, влияние которого настолько велико, что в его честь названа целая культурная эпоха. Стиль получил распространение в живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, литературе и прикладном искусстве. Господствовал он преимущественно со второй половины XVI века до середины XVIII века. В его основе лежали религиозные искания, новое представление о многогранности, противоречивости и драматизме бытия, о высшем предназначении человека. Центром барочной культуры считают Италию XVII–XVIII веков. Во всех странах эпоха барокко имеет разную хронологию, периодизацию и определение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Термин «барокко» применяется для названия разнообразных явлений: работ известных мастеров, философских концепций, эстетических норм, историко-региональных стилей, художественных течений.
Зарождение барокко в искусстве
Чтобы понять, как зародился этот стиль, необходимо углубиться в общественные настроения того времени.
Барочная культура пришла на смену эпохе Ренессанса, с её расцветом гуманизма, восхвалением античных идеалов и возвышением светской культуры. В обществе нарастали скептические настроения, пришло разочарование в идеях и идеалах искусства прошлого. Представления о совершенном и прекрасном человеке, о гармоничной Вселенной и людском господстве над окружающим миром угасали: люди перестали ощущать себя центром мироздания. Они пытались познать суть вещей и законов природы, но не могли сделать этого полноценно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Происхождение термина барокко: от португальского выражения perola barroco (перевод — «жемчужина причудливой формы») или итальянского понятия barocco («вычурная риторическая фигура»).
Процессы реформации и контрреформации, которые прошли в церкви, поколебали основы мирской жизни, открытия Галилео Галилея, трактаты Джордано Бруно и учение Николая Коперника разрушили старые представления о космосе и устройстве мира. Деятели эпохи представляли человека ничтожной пылинкой, которая одновременно слита с вечной и величественной природой, но и противостоит ей за счёт личных стремлений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Разделяется на национальные ответвления: итальянское, английское, австрийское, французское, немецкое, русское и испанское барокко. В каждой стране барочный стиль получает свои подходы и исключительное исполнение.
Какая страна является родиной барокко
Родина барокко — Италия. Расцвет барочной культуры связан с кризисом прежних идей: человек становится маленьким перед лицом неизведанной Вселенной. Барокко — реакция на потерю точки опоры, осознание беспомощности. Выдающийся русский писатель и лауреат Нобелевской премии Иван Бунин так определял итальянскую барочную культуру: «Мир барокко — мир, в котором нет покоя».
Когда был популярен стиль барокко
Стиль барокко зародился в период позднего итальянского Возрождения в конце XVI века. Его расцвет пришёлся на середину XVII века, когда произошло распространение итальянских новых форм искусства и архитектуры во многие другие европейские государства.
Барокко — кратко и понятно для доклада
Если охарактеризовать искусство барокко кратко — это художественный стиль, который приобрёл особую популярность в Европе XVI–XVIII веков. Он отличался драматизмом и пышностью форм, динамизмом и эмоциональностью. Эпоха барокко охватило все виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, литературу, театр.
Ключевые черты кратко:
- Барокко стремится удивить, впечатлить зрителя и слушателя. В барочной музыке создаётся ощущение непрерывного движения и напряжённости.
- В барочных интерьерах и архитектуре реализуются сложные цветовые решения и орнаменты, наблюдается обилие скульптурных сюжетов, позолоты, зеркал, колонн, декоративных элементов.
- В барочной живописи ярко контрастирует сочетание света и тени, тёмных и светлых оттенков, изящных природных и строгих мотивов. На полотнах изображаются люди в трагические минуты своей жизни.
- Для искусства барокко и его сюжетов характерны сильные эмоции — самоотверженная вера, страх, экстаз и трагизм высшей степени.
- Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности, жизни-сновидения . Действия в барочной литературе часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, а придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек.
Откуда произошло слово барокко
Существует несколько теорий этимологического происхождения термина:
- от итальянского barocco — «вычурная риторическая фигура», «странная, причудливая».
- от португальского словосочетания perola barroca — «неправильная жемчужина», «жемчужина неправильной формы».
В начале XVII века это слово в европейской культуре использовалось для обозначения «несовершенных», «неправильных» форм в искусстве. Однако, очень быстро оно приобрело более положительное важное значение — «нестандартный», «оригинальный». В современной традиции «барокко» — это не просто название эпохи, но и синоним пышности, драматизма, преувеличенной красоты.
Отличительные черты стиля
Барокко соответствуют:
- Намеренное усложнение формы. В архитектуре барокко преобладает детализация и монументальность, в изобразительном искусстве — мифологизм и контрастность, в литературе — театральность, перегруженность и гротеск.
- Преувеличение чувств. Человек в эпоху барокко считался пешкой в лапах собственных страстей. В произведениях он предстаёт многоплановой личностью со сложной организацией внутреннего мира, вовлечённой в круговорот конфликтов. Трагический гуманизм, присущий стилю, построен на конфликте человека с самим собой и миром, отсюда предельная эмоциональность и драматизм.
- Расцвет придворного быта. В это время искусство было востребовано на маскарадах и празднествах. Произведения стиля барокко отличались развлекательным характером, изысканными метафорами и сложными аллегориями.
- Красота превыше природы. Цель барочной культуры — облагородить окружающий мир. Произведениям характерны избыток декора, нарочитая нарядность и сложная символика.
Барокко в музыке — кратко
Одной из особенностей музыкального барокко стал поиск новых звучаний. Важные формы классической музыки, такие как оратория, опера, кантата, концерт, зародились в эту культурную эпоху.
- Иоганн Себастьян Бах, живший и творивший в эпоху барокко, показал всему миру безграничность возможностей музыки: он соединил традиции немецкой культуры (религиозных хоралов) с австрийской, итальянской и французской композициями. Его творчество отличается жанровым разнообразием, но ведущим жанром считают классический барочный образец — кантату. «Высокая месса» Иоганна Баха — кульминация многовековой музыкальной истории.
- Развитие итальянского оперного искусства, в основе произведений которого были сюжеты из античной мифологии, положило начало возникновению разных музыкальных школ. Произведения итальянского композитора Клаудио Монтеверди, внёсшего в оперный жанр черты реализма, стали популярными во Франции, Германии и Англии.
- Георг Фридрих Гендель — важная фигура барочной музыки. Большое влияние на него оказала итальянская инструментальная музыка. Героическая оратория — ведущий жанр творчества композитора, в котором он наиболее полно воплотил своё мировоззрение, гражданский пафос того времени и композиционную сложность. Самая известная оратория «Мессия» — не просто выдающееся музыкальное произведение, но и грандиозная нравственно-философская концепция, в которой библейские сюжеты перекликаются с особенностями барочной эпохи. Фридрих Гендель переосмыслил придворную танцевальную музыку и развил жанр оперы.
- Великими представителями концертного жанра были итальянский композитор Арканджело Корелли и венецианский композитор Антонио Вивальди. Они оба были виртуозными скрипачами, создавали произведения в барочном стиле. Использовали жанр концертной музыки как способ демонстрации мастерства солиста.
Кратко и понятно о самом интересном Вы можете узнать в наших статьях:
О королевстве Норвегии кратко и понятно
Самые высокие и красивые горы России
Барокко в архитектуре — кратко
В этот период католическая церковь через искусство и архитектуру начала открыто и эмоционально обращаться к верующим. Строились грандиозные соборы и церкви. Католические священнослужители потеряли часть своей власти после процессов Реформации, поэтому выбрали одним из новых способов влияния на общество создание грандиозных архитектурных строений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Реформация (лат. reformatio — преобразование) — массовое европейское религиозно-политическое движение в XVI веке, направленное против единого господства Римской католической церкви.
Экстравагантность католической барочной архитектуры сильно контрастировала со скромностью и простотой протестантских церквей, поэтому стиль быстро распространился по Европе. Роскошные соборы с витыми колоннами, расписными интерьерами, украшениями и декоративными мотивами производили на горожан сильное впечатление. Вскоре стиль строительства перешёл в светскую жизнь и стал одним из основных архитектурных направлений Европы, а известных французских и итальянских архитекторов начали приглашать в другие страны для возведения дворцовых фасадов и их внутренних помещений в барочном стиле. Самые популярные строения эпохи: церкви и монастыри, дворцы и особняки, резиденции королей, парковые комплексы и фонтаны.
Особенности стиля барокко в архитектуре:
- сложный декор,
- витиеватые украшения европейских интерьеров,
- повторяющиеся, регулярные мотивы архитектурных элементов,
- позолоченные орнаменты и мраморные скульптуры,
- приёмы драматической игры светотени,
- расписные потолки и масштабные сюжетные фрески,
- смешение разных форм искусства в элементах интерьера,
- помпезность религиозных и царских росписей.
Популярные примеры барокко в архитектуре
- Собор Святого Карла (Карлскирхе) в Вене — один из лучших образцов австрийского барокко. Купол бирюзового цвета обрамляют извилистые высокие колонны с барочными скульптурами, изображающими деяния Карла Борромео — святого, которому посвящено сооружение.
- Версаль — дворец и парковый комплекс, созданный на стыке стилей: французского барокко и классицизма. Архитектурные темы, реализованные через сочетание ритмических классических фасадов зданий с вычурным декором, поражают до сих пор. Ансамбль считают образцом барочного классицизма.
- Замок Ховард — родовое поместье, которое было построено в Йорке. Считается самым роскошным сохранившимся зданием барокко в Великобритании. Дворец, парк и дендрарий составляют единый архитектурный ансамбль, впечатляющим величием и обилием деталей.
- Кафедральный собор Святого Андрея — самое старое здание Санкт-Петербурга, выполненное в стиле русского барокко. Открытие церкви после реконструкции барочного иконостаса и внутреннего оформления произошло в 1992 году.
- Королевский дворец в Мадриде — архитектурный памятник испанского барокко и рококо. Построен по примеру Версальского дворца. К строительству самой большой резиденции Европы были привлечены известные живописцы и скульпторы: Караваджо, Диего Веласкес, Франсиско Гойя и другие. Внутреннее убранство дворца считается одним из лучших образцов европейского богатого барочного интерьера тех времён.
- Площадь перед собором святого Петра в Ватикане — работа итальянского архитектора Лоренцо Бернини, классический пример зрелого периода итальянского барокко. Пространство перед храмом, объединяющее паломников всего католического мира, превратилось в ансамбль двух площадей, общие очертания которых напоминают ключ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базилика Святого Петра — образец слияния архитектуры позднего итальянского Возрождения и барочного стиля.
- Дворцово-парковый комплекс Цвингер в Дрездене построен по принципам немецкого барокко. Изначально его возводили для проведения придворных торжеств и церемоний.
- Примерами барочного классицизма считаются королевский Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Расцвет барочного стиля в Санкт-Петербурге связан с именем одного из величайших архитекторов Франческо Бартоломео Растрелли, которого по-другому называют Растрелли-сыном. Его первым учителем был отец Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и художник, поклонник новых форм барокко, пришедших на смену спокойной архитектуре Высокого Возрождения. Сын разделял любовь отца к итальянской и французской моде, скульптуре и барочной живописи. Композиционная сложность и многообразие организации фасадов растреллиевского барокко воплотились в таких монументальных строениях: Большой Петергофский дворец, Смольный собор, Большой Екатерининский дворец, Строгановский и Зимний дворцы.
Барокко в литературе
Барочная литература — это сложность форм и искусственная величавость. В произведениях осмыслялся дисбаланс мира и личности, трагическое противостояние природы и человека, внутренняя душевная борьба. Чаще всего авторы изображали мир и человеческую жизнь драматично. Сквозь мрак пробиваться помогала вера в духовное начало, в величие и силу Бога. Поэтам и художникам эпохи барокко весь мир виделся причудливым узором, выложенным из сложных сравнений и сопоставлений. Заслуживали внимания лишь те произведения, в которых метафоричность и театральность проявляются в высшей степени. Ценились острота ума, сложность форм, вызов у читателя чувств восторга и изумления.
Зачинателем одного из барочных направлений был итальянский поэт Джамбаттиста Марино, родом из Неаполя. Он и его последователи воспевали не красоту и достоинства Девы, как было принято ранее, а изображали в своих произведениях реальных женщин, превозносили их без идеализации. Цель барочного направления поэзии они видели в том, чтобы поражать и очаровывать читателей.
Барокко в живописи
Ренессансная живопись, предшествовавшая барокко, отличалась гармоничностью, чёткостью, ясностью форм и выражений. Она была построена вокруг фигуры человека. С развитием барочной культуры природная естественность стала ассоциироваться с примитивностью и невежеством. Отличительные особенности живописи того времени характеризуются торжественностью, яркостью и динамичностью. Палитра барочных живописцев преимущественно мрачная: художники выбирают интенсивную контрастность, сталкивают свет и тень. Композиции становятся ассиметричными, неустойчивыми и динамичными. Драматизация, страстность, телесность и иллюзорность мира выходят на первый план: барочные мастера выбирают сюжеты, которые полны сильных переживаний и конфликтов.
Живописцы барокко
- Пауль Рубенс — фламандский художник, ярчайший представитель стиля, «композитор цвета». Его образы полны внутреннего движения, силы и напряжения. Красочные тона и баланс света создают цветовую симфонию. Художник часто писал фрески и картины для соборов. Самой известной работой барочного стиля считается монументальное полотно «Воздвижение Креста Господня», которую Рубенс создал для украшения Антверпенского собора Богоматери.
- Караваджо — итальянский художник, мастер светотени. Герои его картин помещены в полумрак, лучи света освещают не целиком фигуру, а выхватывают жесты, эмоции. Произведения Караваджо отличаются реалистичностью, динамикой и эмоциональностью. «Вдохновение Святого Матфея» — одна из поздних работ, вершина техники непревзойдённого мастера.
- Диего Веласкес — испанский художник, придворный живописец и первый мастер психологического портрета. «Менины» — шедевральная и загадочная картина Веласкеса, изображающая самого художника, королевскую семью, слуг и отражение короля и королевы в зеркале. Зритель смотрит на картину глазами самого испанского монарха, которому пишут картину.
- Николя Пуссен — представитель французского барокко, отличающийся необычными композициями и цветовыми решениями. Одна из самых сложных аллегорических картин — «Танец под Музыку Времени», которая была создана для Джулио Роспильози, будущего Папы Римского.
Барокко и рококо: отличия
Стиль рококо возник в первой половине XVIII века во Франции как ответвление от барочного стиля. Некоторые черты барокко развились и видоизменились в рококо, выразились в интерьерных решениях, предметах мебели, одежде и живописных полотнах.
Для эпохи барокко характерными чертами являются: монументальность, тёмная яркость, контрастность, вычурность. Стиль рококо, наоборот, отличается изысканностью, лёгкостью и изяществом, в нём преобладают пастельные тона. Барокко свойственны театральность и торжественность, рококо — изящная камерность и галантность.