Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 19.04.2024
Олеся Байкова
8 минут чтения

Шекспир XX века

125 лет со дня рождения Бертольда Брехта








































































































































Бертольд Брехт
Фото: Jörg Kolbe / wikimedia.org

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Детство и юность Бертольда Брехта

Эпический театр

Брехт в СССР

Враг государства

Личная жизнь Бертольда Брехта

Послевоенные годы


«Невыносимо жить в стране, в которой нет чувства юмора, но еще невыносимее было бы жить в стране, в которой чувство юмора необходимо для того, чтобы выжить», — сказал Бертольд Брехт, драматург, писатель, поэт и основатель «теории эпического театра».

Благодаря ему человечество перестало повторять вопрос Гамлета «Быть или не быть?», а задалось новым: «Как выжить в жизненной схватке?»


Детство и юность Бертольда Брехта

Юджин Бертольд Брехт родился в немецком городке Аугсбурге 10 февраля 1898 года. Отец, Бертхольд Фридрих Брехт, на момент рождения сына прошел путь от простого торгового агента до директора бумажной фабрики. Мать, София Брецинг, была дочерью начальника железнодорожной фабрики. Бертольд Брехт стал первым и очень желанным ребенком. Семью можно было назвать зажиточной: в доме работала прислуга, детьми занимались няни и учителя. Но Брехт стыдился своего буржуазного детства и даже придумал себе детство бедное.

Мальчика отправили учиться в народную школу, которая работала при францисканском монашеском ордене, а после ее окончания зачислили в королевскую реальную гимназию в Баварии. Чем взрослее он становился, тем больше возмущался образом жизни семьи. Из-за этого в доме постоянно разгорались конфликты, которые переросли в настоящий подростковый бунт. К тому периоду относятся первые написанные стихи, рассказы и эссе, которые впервые напечатали в 1913–1914 годах.

В августе 1914 года Германия вступила в войну. Пропаганда поглотила и юного Брехта. Он написал «Заметки о нашем времени», в которых рассказывал о неизбежности войны. Спустя несколько месяцев, увидев неутешительные цифры в отчетах с фронта, Брехт прозрел и написал новое произведение: «Современная легенда», рассказывающее о горе матери, потерявшей сына, в то время как власти отправляют на фронт все новых и новых сыновей.

В 1917 году Бертольд Брехт поступил в Мюнхенский университет, выбрав медицинский факультет. Через год ему пришла повестка, обязующая его прибыть в военный штаб. Родители выхлопотали для сына место в военном госпитале. Работая санитаром с ранеными, Бертольд видит всю отвратительную изнанку войны и пишет «Легенду о мертвом солдате» — рассказ о приключениях молодого военнослужащего, которого, прежде чем отправить на фронт, извлекли из могилы и представили перед компетентной комиссией, признавшего его годным к военной службе. За несколько дней читатели разобрали произведение на цитаты.

Сразу после возвращения с фронта Бертольд восстанавливается в университете и переводится на философский факультет. Но через два года его отчисляют из-за частых пропусков, причиной которых стал театр. Он с удовольствием исполняет разнообразные роли, а в перерывах между репетициями создает свои первые пьесы: «Ваал», «Мещанскую свадьбу» и «Барабаны в ночи». Но в Мюнхене ни одна труппа не согласилась ставить спектакли по его пьесам, и молодой драматург отправляется в Берлин. Бертольду Брехту помог авторитетный критик из Герберт Иеринг: его положительные отзывы заставили театральных деятелей взглянуть на пьесы Брехта совершенно с другой стороны. Через некоторое время постановки Брехта с успехом шли на сценах Берлина, Мюнхена и других городов Германии, но власти были этим крайне недовольны.

Бертольд Брехт
Фото: Peter Rosen / bloomberg.com

Эпический театр

В 1928 году Брехту предложили поработать над произведением Джона Гэя «Опера нищих». Пьеса была написана в XVIII веке и требовала адаптации для современного зрителя. Переделанное произведение было названо «Трехгрошовая опера», либретто на немецком для нее сделала Элизабет Гауптман, а режиссером постановки стал близкий друг Брехта Эрик Энгель. Бертольд Брехт и композитор Курт Вайль наполнили постановку юмористическими негодяями, едкой сатирой и захватывающими песнями. Композиция «Mack the knife» стала очень знаменитой, ее можно услышать в исполнении Луи Армстронга, а на русском языке ее пел Андрей Миронов. Дебютная постановка вызвала у зрителей настоящий восторг.

В это время Бертольд Брехт развивает свою «теорию эпического театра»: объединение эпического повествования, которое, как правило, идет от лица самого автора или одного из нейтральных персонажей, и действия. «Эпический театр» должен был увести публику от классического понимания сути театра, стерильности и чопорности. При этом приветствовалось общение со зрителем в процессе постановки. Сам Брехт противопоставлял свою теорию системе «психологического» театра Станиславского. Но публика была еще не готова к таким нововведениям. Только к 1940-м годам Бертольд Брехт создал свой собственный театр, где смог в полной мере воплотить свои задумки и провести реформы. Всего через несколько лет его новейшие идеи были подхвачены всеми ведущими театрами в мире.


Брехт в СССР

Бертольд Брехт
Фото: lifo.gr

Первооткрывателем Брехта для СССР был Луначарский. Драматурга пригласили в СССР на премьеру «Трехгрошовой оперы» в Камерном театре. Через год Брехт вновь приехал в Москву, на этот раз на презентацию фильма «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир». Московская публика фильм не оценила — слишком уж непонятной им казалась немецкая жизнь. В третий раз Брехт посетил советскую столицу уже в 1935 году по приглашению известного немецкого театрального режиссера Эрвина Пискатора — он планировал создать в СССР антифашистский культурный центр и предлагал Брехту стать одним из его руководителей. Переговоры не увенчались успехом. В 1937 году расстреляли Сергея Третьякова — переводчика Брехта и его хорошего друга. Уверенный в том, что приговоры в СССР выносит народ, Брехт написал стихотворение памяти Третьякова. Каждая строфа заканчивалась вопросом: «А что, если он невиновен?». Вскоре книги Брехта были запрещены в Советском Союзе.


Враг государства

В 1933 году к власти в Германии приходят национал-социалисты с Гитлером во главе. Брехта лишают гражданства за антирежимные произведения. От более жестокого наказания драматурга спасло только то, что он, взяв жену и детей, переехал жить в Вену. Затем семья перебралась в Цюрих, а потом в Данию. И пока фашисты в 1933 году сжигали его коллекцию ценных книг, среди которых были произведения Генриха Манна, Эриха Марии Ремарка и Карла Маркса, писатель вместе с семьей направлялся в уединенную рыбацкую деревушку. Здесь он создал «Мамашу Кураж и ее детей» и «Страх и отчаяние в Третьей империи». Здесь же Брехту удалось доработать первый вариант «Жизни Галилея». Он вновь вынужден был переехать в 1939 году, когда из-за его творчества опасность угрожала всей семье.

Бертольд Брехт опять возвращается в Швейцарию, где некоторое время ждет американскую визу. После того как на запрос пришел отказ, Брехту пришлось уехать в Финляндию. Спустя пару лет и это государство стало частью нацисткой коалиции, и в 1941 году Брехт вновь пускается в бега, спасаясь от преследования. Получив наконец американскую визу, писатель, проехав через всю Россию, садится на корабль на Дальнем Востоке и уплывает на 6 лет в Америку. В это время он пишет «Кавказский меловой круг», «Доброго человека из Сезуана», «Швейка во Второй мировой войне» и «Сны Симоны Машар».

Театр на Таганке Добрый человек из Сезуана
Спектакль “Добрый человек из Сезуана”
Фото: Александр Котомин

Личная жизнь Бертольда Брехта

Личная жизнь Бертольда Брехта до сих пор остается предметом многочисленных исследований. Юрий Оклянский назвал свой труд о писателе «Гарем Бертольда Брехта», а исследователь Джон Фуэджи заявил, что Брехт имел многочисленных любовниц, которые в той или иной мере являлись его соавторами. Автор уверен, что большую часть «Трехгрошовой оперы» написала Элизабет Гауптман, которая была переводчицей оригинала, стенографистка Маргарет Штеффин причастна к созданию «Доброго человека из Сезуана», а в написании «Снов Симоны Машар» принимала участие актриса Рут Берлау. Доказать причастность девушек к трудам писателя невозможно, хотя о многочисленных любовницах Брехта знали многие. При этом законные супруги проживали рядом с ним всю его жизнь.

Первой женой Брехта стала Марианна Цофф. Певица и актриса была на пять лет старше своего супруга. У них родилась дочь Ханна. Развод случился неожиданно, а причиной стала новая любовь драматурга. Елена Вайгель, также актриса, родила писателю сына Штефана и дочь Барбару. Был у Бертольда Брехта и внебрачный ребенок — сын Франк. Мальчик родился в 1919 году от девушки, в которую писатель был страстно влюблен.

Бертольд Брехт с сыном Штефаном
Бертольд Брехт с сыном Штефаном

Послевоенные годы

Бертольд Брехт вернулся в Германию только в 1947 году. Местом своего проживания он выбрал социалистическую ГДР. Наконец-то его мечта исполнилась и он смог спокойно работать без запретов, оглядки и гонений. При первой же возможности драматург вновь создал театр «Берлинер ансамбль». Первый спектакль, поставленный на сцене театра — «Мамаша кураж и ее дети», — был удостоен Национальной премии ГДР.

Мамаша Кураж и ее дети
Спектакль “Мамаша Кураж и ее дети”
Фото: fomenko.theatre.ru

В 1954 году Бертольду Брехту вручили Международную сталинскую премию «За укрепление мира между народами». Его вновь начали печатать в СССР. Брехт планировал постановку «Мамаши Кураж» в Театре Моссовета, заключил договор с издательством «Искусство» на публикацию нескольких своих текстов, мечтал приехать на гастроли со своим театром в Советский Союз. Но всем этим планам так и не суждено было сбыться.

В 1956 году Брехт решился поставить на сцене «Жизнь Галилея». Он проводил на репетициях в своем театре очень много времени, перенес инфаркт, но был уверен, что это лишь легкое недомогание, и не обратился к врачу. Бертольд Брехт вместе с семьей отправился в непродолжительный отпуск, после которого снова взялся за реализацию своей задумки. В начале августа драматургу вновь стало плохо, а вызванный врач диагностировал обширный инфаркт. 14 августа 1956 года писатель скончался. Следуя его завещанию, над могилой не произносили традиционных речей, а на самом памятнике нет ничего, кроме имени.

Рекомендуем прочитать статью про актера, режиссера, театрального реформатора и одного из основателей Московского художественного театра Константина Станиславского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю