Черкасы шумною толпой
Виолетта МАКАРОВА, кандидат филологических наук
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры | Казаки
Первые упоминания о казаках-черкасах относятся к XVI веку. Ими первоначально называли как донских, так и запорожских казаков, позже название утвердилось за запорожцами. В 1656 году стольник И. И. Чемоданов упоминал запорожских черкасов в перечислении наряду с донскими, терскими и яицкими казаками.
Русским историкам свойственно было «удревлять» как самих черкасов, так и названия. По мнению Н. М. Карамзина, это торки и берендеи русских летописей. Кочевали когда-то в южнорусских степях, и те же летописи называли их черными клобуками. С русскими князьями клобуков связывали вассальные отношения, князья использовали их в междоусобицах, но главным образом привлекали для охраны границ. Прежде всего от половцев, т. к. те имели схожую тактику боя и вооружение. В некоторых летописях встречаются упоминания типа: «черные клобуки, еже зовутся черкасы» и схожесть их жизни с казачьим бытом и укладом. Так, они имели автономию и самоуправление. Все это, конечно, дает большой соблазн счесть данное образование предвестником казачества, но…
Есть существенное «но». Черные клобуки, судя по всему, были уничтожены в XIII веке в ходе монголо-татарского нашествия, а их остатки смешались и были ассимилированы славянским населением.
А вот обойти адыгов (адигов), которых в русских летописях называли касогами или зихами, а в Российской империи — черкесами, никак не получится.
Как же связаны черкасы с черкесами?
На Украине есть город Черкассы, появление которого относят ко второй половине XIV века. В 1352 году литовский князь Гедимин, завоевав в Крыму Перекоп и Кафу, привел черкесов с их княгиней, поселил на реке Снипорид (приток Сулы) и основал Черкассы.
Новое поселение находилось на территории Киевского княжества. А правили в нем перешедшие в православие литовские князья Глинские. По одной из версий, они вели происхождение из Орды, от Мамая. Князь Богдан Глинский, бывший в конце XV века воеводой в Черкассах, и вовсе считал себя потомком Чингисхана! Правда, современники больше называли его Мамаем: Богдан Федорович Мамай или Глинский-Мамай. Жили в городе в XV веке по преимуществу мусульмане. Из Черкасс происходила Елена Глинская, мать царя Ивана Грозного.
Современный историк С. Х. Хотко пришел к выводу, что случилась массовая миграция черкасов адыгского происхождения в эти края в XIII–XIV веках, отчего большая область по Днепру вплоть до острова Хортица и до конца Днепровских порогов называлась Черкасией. О том, что народ адыго-абхазской группы называли черкасами, мы читаем у разных авторов — например, Сигизмунда фон Герберштейна и др. Вторая жена Грозного царя Мария Темрюковна происходила, к слову, из пятигорских черкас.
У Герберштейна же находим, что те именовались еще и chiki — чики (город Чигирин в Черкасской области Украины?). Вот еще интересно: чихами или чигами называли хоперских казаков (опять отправляемся к донцам). Интересно также, что обитатели Хопра известны раньше, чем на других реках, и уже в XIV веке звались казаками. А этнографы отмечают, что вплоть до начала ХХ века хоперцы имели ну очень значительные субэтнические отличия от донцов.
Так кто же черкасы — запорожские казаки или горцы-адыги? И как различить, о ком идет речь в источниках?
Источники их как-то сами различают, называя последних пятигорскими или кабардинскими черкасами/черкесами. Интересно, что и образ жизни кавказцев сходен с казачьим. Тоже никому не подчинялись, и защитой служили горы. А замечание Герберштейна о пиратстве черкесов, которые спускались по горным речкам в море да и грабили всех подряд, но в особенности плывущих в Константинополь из Кафы (Феодосия) купцов, побуждает нас вспомнить быстрые лодки-чайки запорожцев!
Русские историки не сомневались в связи черкасов с черкесами: первые казаки — «зброд из черкес горских» (В. Н. Татищев). Как раскопал Василий Никитич в летописях, те в XIV веке (в ордынский период!) появились в районе Курска, жили там «воровством и разбоями», а покровительствовали им ханские чиновники-баскаки. Затем перебрались на Днепр и, «усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесами поименовались». О том, что казаки называются черкасами по пришедшим из Кабарды черкесам, писал изучавший старинные карты военный инженер и историк А. И. Ригельман.
Уточним: черкасы — это не этноним, а экзоним. Так их называли другие народы или официальные источники.
Были (и делаются) попытки доказать происхождение не только запорожского казачества, но и украинцев в целом от касогов-черкесов. Археолог, писатель XIX века из Малороссии А. А. Гатцук писал, что города Канев, Черкассы, Чигирин были основаны и населены касогами, ими же заселены оба берега Днепра южнее Киева. Касоги жили наряду со славянами, «защищая себя и их», и «образовали, вместе с ними, так называемое Малороссийское племя». Именно от касогов, писал автор, украинцы унаследовали тонкие черты лица и темный цвет волос и глаз, а также ненависть к холопству (характеристика явно политического свойства. — Ред.).
Ясы и касоги частенько упоминались в русских летописях. Ясы — это потомки аланов и предки осетин. Касоги — предки черкесов. С ними вынужденно вели дела (то мирные, то нет) князья Тмутаракани, а летописи расселяли на Кубани. Так вот, ясы называли касогов касахами. Близко к казакам?
Дальше всех в этом вопросе пошел В. Н. Татищев: относил переселение черкасов на Днепр ко временам князя Святослава, т. е. к Х веку. Да, мы знаем, что в 965 году Святослав Игоревич победил Хазарский каганат. А также ясов и касогов. Опираясь на Иоакимивскую летопись, Татищев писал в своей «Истории Российской», что Святослав «ясы и косоги победил, из которых много привел в Киев на поселение, а грады их разорил». Беда в том, что Иоакимивскую летопись мы знаем только в переписи самого Татищева, и название-то летописи дано им, а он якобы переписал ее из трех тетрадей… из выписок какого-то сборника начала XVIII века… Увы.
Тем не менее какое-то участие черкесов в сложении казачества не оспаривается, о чем, очевидно, знали и сами казаки. Историки любят приводить эпизод с послами М. Ф. Романова в Стамбул: послов на обратном пути… схватили и удерживали (в тюрьме!) запорожские казаки. Зачем? Требовали выкуп за действия донских казаков. При чем здесь донцы? А они, оказывается, незадолго перед тем разгромили таманских черкесов да еще и сына наместника Тамани (черкеса?) в плен взяли. Поведение запорожцев объясняют только одним: отомстили за черкесов, которых считали своими.
А вот их участие в генезисе украинского народа не только оспаривается, но и полностью опровергается генетическими исследованиями. Которые, напротив, показывают генетическое сходство украинцев с южными славянами, белорусами и русскими.
В «столице» черкасов
Центром днепровского казачества стала Запорожская Сечь. Впервые о существовании укреплений (прообраза Сечи) в низовьях Днепра в 1492 году написал польский писатель Мартин Бельский. По его сведениям, летом казаки занимались по Днепровским порогам промыслами, а зимой уходили в близлежащие города: Киев, Львов, Бахчисарай, Краков, Черкассы. На острове же в коше оставляли залог (т. е. отряд, заставу) из 100—200 человек. Сечью (от слов высекать или засека) называли укрепленный валом, частоколом, деревянными башнями военный лагерь. На башни ставили пушки. Первым таким лагерем с укрепленным зáмком стала Хортицкая Сечь на днепровском острове Малая Хортица (Байда). В 1555 году волынский князь Дмитрий Вишневецкий, двоюродный брат Ивана Грозного, выстроил там деревянно-земляную крепость и дважды ходил отсюда на турок и крымчан.
Объединение отдельных небольших сечей в Запорожскую произошло, считают историки, около 1590-х. Эта Сечь располагалась в низовьях Днепра южнее порогов рядом с переправами, чтобы следить за передвижениями крымцев. На польскую сторону и Русь черкасы ходили по знаменитому Муравскому шляху, шедшему восточнее.
Пришло время объяснить употребленное выше слово «кош». Поскольку сечей было несколько (всего называют 8), в целях безопасности их время от времени передвигали. Временную стоянку называли кош (отсюда должность кошевого).Кошевой атаман водил казаков в походы, судил и даже имел право подписи смертных приговоров за преступления. А Запорожская Сечь представляла собой резиденцию казачьих старшин, можно даже сказать, столицу войска.
Прийти в Сечь мог в принципе любой человек, но при выполнении ряда условий. Помимо военной подготовки, долженствовало: быть неженатым, православным, уметь говорить по-казацки и не быть холопом. От того состав был многонациональным, принимали и турок, и татар. Только женщин не пускали.
Казаки, особенно реестровые, в целом неплохо ладили с польскими королями. За жалованье охотно участвовали в их походах. Так, черкасы входили в состав войска Речи Посполитой, наводнившего Русь в Смутное время в начале XVII века.
Переход к Москве
Население украинных земель, находящихся в составе Речи Посполитой, страдало от феодального, национального и религиозного гнета. В первой половине XVII века запорожские казаки вели борьбу против поляков, но это были по преимуществу локальные выступления. В 1648 году на Украине развернулось национально-освободительное движение, которое возглавил Богдан Хмельницкий. Понимая, что без внешней помощи с поляками не справиться, после некоторых колебаний он обратился к Москве. В 1653 году решение о воссоединении Украины с Россией было принято Земским собором, а 8 января 1654 года — Переяславской радой. После многолетней русско-польской войны по Андрусовскому перемирию 1667 года Левобережная Украина и Киев отходили к России (Киев на 2 года, по факту получилось 324), а образованное Малороссийское гетманство пользовалось правами автономии.
Ликвидация Сечи. Куда подевались черкасы?
Запорожских казаков еще долго продолжали называть малороссийскими черкасами. Название перестало употребляться с XVIII века. Пока была Сечь, их именовали просто казаками. В дальнейшем они разделили судьбу гетманства: в 1708 году его ликвидировал Петр I за измену Мазепы, восстановил на короткое время Петр II, вновь упразднила Анна Иоанновна и опять вернула Елизавета Петровна.
Окончательную точку в истории гетманства поставила Екатерина II в 1764 году, а спустя 11 лет расформировала и Сечь. После победы в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. и последующего (1783) присоединения Крыма отпала необходимость защиты границ силами казаков, а запорожцы теперь оказались не на рубежах, а внутри империи. Екатерину раздражали конфликты между казаками и правительством, занимавшимся созданием Новороссии, а казаки эти земли считали своими. В самодержавной стране некая автономия выглядела чужеродным элементом. Довершила картину прокатившаяся по стране в 1773–1775 годах пугачевщина: ее предводитель якобы имел план переместиться в Запорожскую Сечь. «Нет теперь более Сечи Запорожской в политическом ее уродстве», — написала императрица в манифесте 1775 года.
Нельзя сказать, что ликвидировать Запорожскую Сечь оказалось легко (или, словами Екатерины, «без всякого от казаков сопротивления»). Старшины вместе с кошевым Петром Калнышевским, застигнутые царским войском врасплох, действительно сдали Сечь, «чтобы не поливать православную кровь». Но неказаки. Когда конфисковали казну и архив и Екатерина написала, что «следовательно и казаков сего имени» тоже нет, часть запорожцев ушла в существовавшее пока еще Крымское ханство. Уходили по выданным для рыбалки «рыбным паспортам», а поскольку фотографий в XVIII веке не было, по одному документу умудрялось переходить 10–100 человек.
Что интересно, за эти паспорта потом предъявили Калнышевскому, Головатому и Глобе, т. е. кошевому, судье и писарю войска. А выдавал их совсем другой человек — светлейший князь Г. А. Потемкин, немало нагревший руки на создании Новороссии. Но разве ж можно было обвинить фаворита императрицы?
Турецкий султан разрешил казакам поселиться в устье Дуная, где те образовали просуществовавшую до 1828 года Задунайскую Сечь. Сразу скажем: среди перешедших туда украинцы вообще не составляли большинства по сравнению с некрасовцами и старообрядцами. Позже, когда в Задунайскую Сечь стало стекаться недовольное украинское крестьянство, случилась ее украинизация, в отношении дунайцев мы также не встречаем названия черкасы (как и среди тех, кто остался на другом берегу Днепра). В отошедшей к Речи Посполитой Правобережной Украине создавались вооруженные отряды, участники которых боролись против польского угнетения. Их называли гайдамаками, опришками или же дейнеками — но не черкасами.
Оставшихся в России казаков императрица Екатерина по доброй традиции решила вернуть на службу, теперь уже в регулярную армию. Формированием нового казачьего войска занимался прославленный полководец А. В. Суворов. Есть и такой интересный взгляд на действия Екатерины: разгромив запорожское войско и Сечь, которую в XVIII веке сотрясали внутренние противоречия, Екатерина таким образом это войско… законсервировала. Сечь, в которой власть казацких старшин давно уже превратилась в наследственную, может, и сама бы распалась, но вот, как мы видим, императрица сохранила запорожское казачество в виде Черноморского войска.
На память о той эпохе остались русские и украинские фамилии с корнем «черкас»: Черкасовы, Черкасские, Черкас, и т. п. Есть станица Старочеркасская и город Новочеркасск в Ростовской области — первая и вторая столицы донских казаков. Причем Старочеркасская — это бывший Черкасский городок на Дону, основанный, по преданию, около 1570 года запорожцами, которых привел с Днепра один из князей Вишневецких — Михаил.
А черкеску очень любили носить и запорожские, и донские казаки!
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 3(16), июль – сентябрь 2024 г.