Что такое конфуцианство
Традиции и современность
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Национальное достояние | Особенности культуры
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Распространение конфуцианства за пределы Китая
Чем конфуцианство отличается от буддизма
В Китае три идеологических стержня, отвечающих за духовно-культурное развитие общества: конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство — это не религиозная система, а социальная этика, политическая идеология и нравственное учение. Центральный вопрос, на который пытались ответить все последователи Конфуция: «Каково место человека в миропорядке?» Расскажем, как создавалось учение и в чём смысл его основных принципов.
В чем суть конфуцианства
Термин «конфуцианство» — это европейское название китайской философии. В Китае учение Конфуция называют: «жу цзя», дословно переводится — «школа образованных людей». Идеологическая система, которая сложилась из нескольких философских доктрин, является результатом изменения системы мышления общества. Конфуцианство ставит в центр мироздания человека и его деятельность, а не мир духов, как это было ранее.
Конфуций и его ученики создали учение в VI–V веках до нашей эры. После смерти учителя в его честь выстроили ритуальный храм в городе Цюйфу. Позднее такие храмы конфуцианства, в которых обучались последователи и совершались ритуальные жертвоприношения, появились во всех крупных городах Поднебесной. Ученики Конфуция развивали разные направления философии. Наиболее значительными считаются произведения Мэн Цзы и Сюнь Цзы, авторы были основными интерпретаторами и исследователями материалов, написанных Конфуцием.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Есть несколько основополагающих текстов, помогающих постичь мудрость Конфуция. «Вёсны и осени» — летопись княжества Лу, составленная самим философом. «Беседы и суждения» — главная книга конфуцианства, содержащая в себе диалоги учителя с учениками, описание поступков и деяний Конфуция. «Великое учение» — этико-политический трактат, авторство приписывается Цзэн Цзы.
История
Конфуцианство прошло несколько периодов становления:
- Ранний. Период борьбы нескольких учений: конфуцианства, даосизма и легизма. В III веке до нашей эры император Цинь Шихуанди, почитающий легизм, начал охоту на последователей Конфуция и приказал уничтожить все письменные трактаты. Тексты сжигались, позднее их восстанавливали по памяти.
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Борьба идеологических систем за первенство была очень жестокой. Самый драматический эпизод: 460 учёных, изучающих конфуцианство, были заживо погребены по приказанию императора.
- Классический. В эпоху династии Хань, сменившей на престоле династию Чжоу, начался расцвет конфуцианства. Образ учителя идеализировали: Конфуцию начали поклоняться императоры, люди приносили ему жертвоприношения. Учитель стал божественной провидческой личностью. Сформировалась система экзаменов, которая укрепила сакральный статус текстов учения. Кандидат, успешно сдавший конфуцианские экзамены, имел право занять административную должность. Классический период длился шесть столетий (до V века нашей эры) и был плодотворным: многие идеи были переписаны под новые политические реалии. В результате чего конфуцианство стало полноценной образовательной системой и социальным лифтом.
- Новый. Неоконфуцианство начало формирование в XVII веке в процессе борьбы с набирающей популярность религией — буддизмом. Новые тезисы учения были оформлены в XVIII веке учёным Хань Юем.
- Культурная революция. В эпоху реформ конфуцианство считалось пережитком прошлого и препятствием на пути к светлому будущему. На 20 лет учение потеряло свой статус.
- Современность. После 1980-х годов учение Конфуция реанимировали. Конфуцианство в современном Китае — это часть общественного сознания и духовная основа нравственного воспитания.
Основные идеи
Конфуций разработал систему догм, закрепляющих нормы поведения:
- почитай предков,
- люби людей,
- уважай старших,
- подчиняйся старшим и мудрейшим,
- стремись к совершенствованию.
В центре конфуцианского мира — идеальная личность, «цзюнь-цзы», которая обладает пятью добродетелями. За каждым названием скрывается целая нравственная категория и символика одной из пяти китайских стихий:
- 仁 «жень» — гуманность. Морально-этический канон. Человек должен уважать других, проявлять доброту и сострадание, быть честным и искренним с окружающими. Чтобы никого не обидеть он обязан научиться сдержанности в выражении своих эмоций. Стихия — Дерево.
- 礼 «ли» — благопристойность. Этикетно-ритуальный канон, который описывает принципы грамотного общения между людьми. Личность рассматривается с точки зрения общества. В этой категории описываются нормы этикета и поведения. Стихия — Огонь.
- 义 «и» — справедливость. Общественный канон. Человек обязан укрощать свои потребности, подчиняться общественному долгу, вершить справедливость и быть добропорядочным и ответственным членом общества. Стихия — Металл.
- 智 «чжи» — мудрость. Ментальный канон. Умственная деятельность и эрудированность — важные составляющие личности. Человек обязан стремиться к учению, развивать аналитические способности, любознательность и проницательность. Стихия — Вода.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Конфуций считал, что обучение — это основной способ получения знаний о мире. Источники образования: древние предания и летописи.
- 信 «син» — верность. Иерархический канон. Верность предполагает не только умение следовать собственным словам, но и преданность отцу, начальнику, государю и стране. Стихия — Земля.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Китайское общество до сих пор соблюдает иерархию. В Поднебесной не может быть двух людей равных по социальному статусу. Иерархия соблюдается в семье: самый старший представитель обладает решающим голосом.
К чему же ведёт отсутствие хотя бы одной добродетели у правящего лица? К изъяну государства и общества, к разрушению нравственной модели. Воспитание добра в душе и искоренение зла — это самая важная человеческая миссия. Философская система не имеет ничего общего с религией. Самосовершенствование человека необходимо не для спасения его души, а для создания идеального общества, в котором каждая личность выполняет определённую функцию.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Одна из самых главных фраз конфуцианской этики: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
Социальная вертикаль основывается на принципе «сяо» — сыновней почтительности: император — отец, а подданные — его дети. Глава империи — образованнейший человек, но и подданные не должны отставать от него. Семейное воспитание дополнялось образованием. Особенно важным считалось изучение истории и чтение древних текстов.
Конфуций и образ Учителя
Кун-цзы — китайский философ, учитель и видный политический деятель. Европейское произношение имени, Конфуций, образовалось от обращения: Кун Фу-цзы, которое переводится как «учитель Кун».
Родился в семье сильного воина Шулян Хэ, но не застал отца в живых. Мать умерла, когда Конфуцию было 17 лет, но успела дать сыну превосходное образование.
Свою карьеру он начал с должности управляющего складом при дворе богатого военного аристократа Цзи. Юноша показал свои знания и незаурядный ум, после чего получил повышение сначала до должности смотрителя за скотом, а затем до статуса домашнего учителя. К 30 годам Конфуций сформулировал основные концепции учения и открыл частную школу, в которую принимал учеников, желающих освоить основы управления государством и обществом. Занятия проходили в форме диалога. Учитель брал небольшую плату, благодаря чему обучение могли себе позволить не только аристократы, но и простолюдины.
В 50 лет Конфуций получил первую возможность проверить на практике своё учение: его назначили смотрителем уезда Чжунду. Всего год потребовался новому управленцу для того, чтобы уезд пришёл в цветущее состояние. За свои успехи Конфуций получил повышение до организатора общественных работ.
Через некоторое время философа назначили советником государя, то есть фактически управленцем всех земель королевства Лу. Государственная служба продлилась всего четыре года. Китай ещё не был объединённым королевством, правители царств Лу и Ци вели не только войны, но и идеологическую борьбу. Правитель царства Ци был причастен к смещению философа с государственной должности. Покинув дворец, Конфуций начал своё путешествие по Поднебесной. До самой смерти он преподавал и занимался трактовкой и редакцией древних писаний.
Распространение конфуцианства за пределы Китая
Мода на восточную экзотику пришла в европейские государства в XVIII веке. Переводы конфуцианских трактатов финансировались аристократами, желающими освоить китайскую философию. Представители Ордена иезуитов ездили в Поднебесную с просветительскими миссиями.
Некоторые европейские исследователи полагали, что конфуцианство связано с христианством, а Конфуций — пророк.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Конфуцианство повлияло на европейскую педагогику. Под влиянием восточной этики сформировался гуманный подход к образовательному процессу.