Чюрлёнис Микалоюс Константинас
Литовский художник и композитор, чем знаменит, популярные произведения и картины
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Литва | Живопись | Художники | Композиторы
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Краткая биография
- Чем знаменит Чюрлёнис
- Творчество Чюрлёниса
- Картины
- Как называется последняя картина Чюрлениса?
- Музыка
- Символизм
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis) — выдающийся литовский художник, композитор, чьё творчество отличается глубоким философским содержанием. Символизм во всех его работах проявляется в использовании образов, которые имеют глубокое значение и могут интерпретироваться каждым зрителем по-разному. Расскажем, как один из основоположников профессиональной литовской музыки стал художником и внёс значительный вклад в развитие мирового искусства.
Краткая биография
- Чюрлёнис родился в 1875 году в Варене (Литва) в семье церковного органиста. Все домочадцы говорили на польском, сам Микалоюс до женитьбы писал дневники и письма исключительно на польском языке, и только женившись в 1909 году на писательнице Софии Кимантайте, приступил к изучению литовского.
- Отец, органист, стал первым учителем музыки, поэтому Чюрлёнис легко поступил в оркестровую школу М. Огинского в 1889 году. После её окончания получил стипендию и продолжил изучать композицию в Варшавском музыкальном институте.
- В возрасте 25 лет написал первое симфоническое произведение — «В лесу», которое сам назвал «поэмой» и посвятил её лучшему другу Влодзимежу Моравскому. После окончания института отправился в Лейпцигскую консерваторию учиться у дирижёра и композитора Карла Рейнеке.
- Интересов у молодого Чюрлёниса было много: в разных городах Европы он посещал лекции по психологии, геологии, теологии, философии, изучал астрологию, физику, математику, палеонтологию, мировую историю. Когда он поступил в Варшавскую Школу искусств, то уже имел законченное музыкальное образование и известность в музыкальных кругах. Его однокурсники вспоминали, что Чюрлёнис часто сочинял музыку, делал записи в дневниках и писал картину одновременно, плавно переключаясь от одного к другому. Сам он говорил: «Нет границ между искусствами. Музыка связывает поэзию и живопись, имеет свою архитектонику».
- В его студенческих тетрадях, которые подобно картинам, выставляются в музеях, эскизы переплетаются с отрывками сонат, математическими формулами, стихами и зарисовками редких биологических экземпляров. Параллельно с учёбой Микалоюс руководил хором в Варшавском обществе взаимопомощи литовцев, давал частные уроки музыки, при этом отказался стать ректором Люблинской консерватории и профессором в Варшаве. Первая выставка художественных работ прошла в 1905 году, но не увенчалась особенным успехом.
- В 1907 году он переехал в Петербург, где при содействии других художников начал участвовать в крупных выставках и салонах. Позднее он вошёл в объединение «Мир искусства», созданное Александром Бенуа, Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философом. Приезд в Россию отразился на его моральном состоянии: он был разочарован, потому что единомышленники, по его мнению, не хотели подниматься на более высокий уровень синтеза культуры, были равнодушны к его намерениям. Кроме этого он испытывал финансовые трудности. В 1910 году его по состоянию здоровья определили в польский санаторий «Красный двор», в котором он скончался от простуды.
Чем знаменит Чюрлёнис
Он выделяется среди многих современников-художников тягой к философии, математике, теологии. При этом является выдающимся композитором, использующем в своём искусстве философские, религиозные обобщения. Он отразил в своих картинах смыслы названий музыкальных жанров, и наоборот, выразил в музыкальных произведениях особенности живописного пейзажа. Образы его работ невозможно полностью раскрыть рационально. Его друзья отмечали: единственное, что могло вывести из себя этого скромного и спокойного человека — это просьба «объяснить» содержание, назначение его картины.
Кроме музыкального и художественного достояния он оставил след в литературе. Его дневники, поэмы в прозе и стихах, гротескные зарисовки, написанные по-польски, очень ценятся в Европе.
Творчество Чюрлёниса
Его называют «мастером гармонии», чьё творчество отличается глубоким символизмом и философским содержанием. Многие критики, анализируя работы, говорят о синтезе музыкальных и живописных средств. Музыка и живопись в любом его произведении тесно связаны: чёткая ритмика присуща и музыкальному произведению, и организации композиции на бумаге, мелодия — это линия, колорит — это тональность.
Символическая связь двух видов искусства прослеживается в цикле картин «Сонаты моря». Согласно легенде, всероссийская, а затем и мировая слава литовского художника началась с картины «Соната моря. Анданте». Его картины уже выставлялись в польских галереях, но плохо продавались, поэтому Чюрлёнис вынужден был переехать в Санкт-Петербург. В 1908 году он познакомился с Мстиславом Добужинским, известным критиком и художником. В скромно обставленной квартире Мстислав увидел прикреплённый кнопками к стене пейзаж, нарисованный темперой на большом листе бумаги. Ему показалось, что картина «освещает комнату нездешним сиянием». На морском дне — затопленные корабли и цивилизации, от которых поднимаются жемчужные пузырьки воздуха, чья-то рука держит парусник над пучиной, а над всей композицией сияют два жёлто-зелёных солнца. Динамическая работа со сложной символикой стала популярной, смотреть пастельные картины Чюрлениса приезжали многие известные русские меценаты и коллекционеры. Все они отмечали музыкальный ритм, умение постичь и передать глубину, таинственность пространства.
Чюрлёнис был автором нескольких фуг, сложного музыкального жанра, который отличается почти математической точностью. Но, как ни парадоксально, свои музыкальные познания он воплотил и в живописной работе: «Фуге» — ярком образце синтетического вида искусства:
- При первом взгляде на картину замечаешь только ели, скалы, напоминающие очертания замка, огни и зеркальную водную гладь, в которой отражается пейзаж.
- Картина гармонична, выполнена в спокойных тонах, стройна, как нотный ряд.
- Её условно можно разделить на три части — экспозиция, разработка, реприза музыкальной фуги. Она отражает бесконечную мелодию, которая будто уходит за горизонт.
Картины
Большинство работ мастера находятся в Национальном музее им. М. К. Чюрлёниса (основан в 1921 году) в Каунасе. Они редко вывозятся за границу, так как требуют особенного хранения: многие картины написаны на тонкой бумаге, чувствительны к свету. Произведения выставляются в тёмных залах под высокопрочным стеклом, защищающем от внешних воздействий. Всего художник создал около 300 произведений, некоторые из которых утеряны, малая часть находится в частных коллекциях в Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Варшаве. Для одних современников он был религиозным мистиком, для других — мастером пейзажа, для третьих — литовским сказочником. В его пейзажной лирике, кроме просторов полей, отражены часовни, кресты, полупрозрачные фигуры ангелов, святых. Его работы сочетают символизм с элементами народного искусства, цитатами из мировых культур.
Известные циклы картин:
- «Зима» (1907) — одна из первых попыток развития абстрактных тенденций.
- «Музыкальные» сонатные картины — «Соната Солнца», «Соната моря», «Соната звёзд» (1907–1908).
- Народные сказочные произведения — триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» (1907).
- Музыкально-космогонические циклы, мифы — «Знаки Зодиака», «Сотворение мира» (1904–1907).
Как называется последняя картина Чюрлениса?
Последняя работа литовского художника Rex (1909) застрахована на рекордную сумму — один миллион долларов. Она выставлялась в Петербурге и вызвала диаметрально противоположные мнения критиков. Споры об этой работе не утихают до сих пор. Геоцентрическая модель Вселенной, изображённая на полотне, похожа на средневековую карту. Контуры Земли удвоены, материки перемежаются с облаками. Выше, над полупрозрачной небесной сферой, находится область летящих комет и звёзд, в этой части — защитная оболочка Земли, плотно населённая духами. В центре этого мира: то ли Бог, то ли Тень, то ли Царь. Он более плотный у основания земли, но его полупрозрачная тень простирается до самого Солнца.
В творчестве Чюрлёниса всегда присутствовала космогония: его интересовало рождение миров из пустоты, возникновение образов в воображении художника и нот в голове музыканта. Внутренний мир человека тоже сопоставим с бесконечностью космоса. Картина Rex — апогей космогонии художника. В этом завораживающем символическом произведении каждый зритель видит что-то свое.
Музыка
- Его музыка отличается мелодичностью, эмоциональностью, народными танцевально-песенными вставками. О нём говорят, как о родоначальнике национальной литовской музыки: его поэма «В лесу», увертюра «Кястутис», четырёхчастный «Струнный концерт» и записи многих народных песен входят в золотой фонд Литвы.
- Написал более двухсот произведений для фортепиано — прелюдии, «пейзажи», вариации.
- С 1965 года проводится музыкальный конкурс в его честь, в котором принимают участие пианисты и органисты.
- Самым известным музыкальным произведением считают симфоническую оркестровую поэму «Море» (1907), исполнение которой при жизни композитор не застал.
- Произведение, над которым он работал перед смертью, — «Юрата», «первая литовская опера», либретто к ней написала его жена. История о любви морской богини Юраты и рыбака, которая разворачивается на дне моря, по замыслу композитора — «мрачная, странная, фантастическая». Чюрлёнис не успел осуществить задуманное.
Символизм
Один из основных символов в творчестве Чюрлёниса — солнце. Оно символизирует жизнь, свет прошлого, тепло, надежду, часто изображается в верхней части композиции, окружённое другими символами — духами, облаками, дымкой. Ещё один важный символ — вода. Она может означать очищение, обновление, бесконечность, движение. Водная стихия часто присутствует на картинах Чюрлёниса в виде динамичных волн, сметающих всё на своём пути. Она связывает цивилизации, пласты неба и земли. Важно отметить, что символизм в работах художника не всегда однозначно трактуется. Часто символы и образы требуют глубокого анализа, знания теологии, мировой культуры, насмотренности в области искусства — это делает творчество Чюрлёниса особенно интересным, загадочным.