Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 29.03.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Дарбази – традиционный грузинский дом






































































































































Нино СКВОРЦОВА, аспирант РУДН

Грузины всегда трепетно относились к устройству жилья, поскольку каждый дом олицетворял отдельную ячейку целостного общественного организма. Для глехкаци (крестьянина) он обладал ценностью крепости, где можно укрыться от внешних угроз, а также ассоциировался с храмом, поскольку семьи поколениями жили в одном жилище, и оно наделялось сакральной ценностью, было пропитано гвари (духом фамилии).

Грузия богата разнообразием жилых построек, что в основном обусловлено биогеографической средой и социальным состоянием. В первую очередь жилье должно соответствовать климатическим условиям, и различные дома строились в сравнительно теплых равнинах и горах. В то же время устройство дома, его интерьер и местоположение много говорили о социальном статусе семьи.

Жилой комплекс должен был отвечать нескольким функциям: оборонительным, хозяйственным и бытовым. Поэтому жилье классического типа представляло собой комплекс из нескольких построек, отвечающих обозначенным задачам. Но подобную роскошь позволить себе могли немногие, наиболее распространенными оказались одиночные дома, включающие в себя все эти функции. Одним из таких типов являлся дарбази – дом, обычно состоявший из одной большой жилой комнаты. Это слово в переводе с грузинского и означает «зал». У конструкции очень долгая история, составляющая примерно три тысячи лет.

Эрдо-коронообразный тип дома имеет брусковое покрытие и землянистую (с насыпанным грунтом) крышу. Полное название конструкции – эрдогвиргвиниани дедабодзиани дарбази, то есть жилые дома залового типа с несущей колонной и коронообразным куполом, завершающимся люком.

Тип очень интересен как архитектурой, так и социальным и идейным содержанием. Основным элементом являются дедабодзеби (дословно – «матери-столбы» или «несущие столбы») – два столба, на которые опирался переклад, балка, а сверху крепилась вся система крыши, которую называют короной из-за визуального сходства и функции, ибо она венчает дом. Корона завершается эрдо – люком, откуда выходили дым, пар и попадал свет, достаточный для всего жилища.

Стены строились из камня и смеси ила и извести. Дарбази в качестве крестьянского жилища в письменных источниках встречается с XIII века. В этнографическом быту засвидетельствованы два его типа: большой дом с передним коридором (ерттвалиани, дословно – «одноокий»), распространенный в Картли-Кахетии, а также комплексный модарбазебули, встречающийся в Самцхе-Джавахетии и Триалети. В нем жилая комната и хозяйственные кладовые располагались горизонтально под одной крышей.

В Ксанийском ущелье дарбази называли «домом единства», в Пшави – «покрытым домом». В центре устраивали очаг кера, над ним деревянный навес из крупных досок или балок, именуемый акари.

Распространенный в Картли-Кахетии дарбази имел удлиненную форму. Вблизи центрального керы располагался двух-, трех- или четырехбрусковый древесный столб. Именно над центром жилища возводили коронообразный купольный свод, а в стенах высекали ниши.

В Самцхе-Джавахетии дарбази, по плану квадратный, имел 8–12 подбоченных стеной столбов и покрывающий все жилище коронообразный купольный свод, а также богато украшенный орнаментом камин.

Интерьер дарбази является главным элементом художественного произведения турецкой писательницы Элиф Шафаки «Ученик архитектора»: богатый внутренним пространством, построенный в прямоугольной или квадратной форме с четырех-, восьми- или 12-угольным ступенчатым коронообразным куполом.

Согласно народным преданиям, раньше для главной колонны дедабодзи использовалось живое дерево с корнями. Благодаря своеобразию этой конструкции эрдо-коронообразный дом хорошо выдерживал землетрясения.

Помимо Грузии, дома такого типа были распространены в Армении и Азербайджане, Таджикистане, северной и восточной частях Турции, Ферейдуншехре (местность в Иране, населенная этническими грузинами. – Ред.), Афганистане и Индии. Коронообразное покрытие из камня и дерева использовалось в Древнем мире от Кореи до побережья Эгейского моря, однако столь многообразное и художественно обработанное, как в Грузии, не встречалось нигде. Предполагается, что нечто похожее имелось в эгейском землянистом жилье (мегарон) с коридором и эрдо.

Древнейшее описание коронообразной конструкции встречается в работе римского архитектора Витрувия «10 книг об архитектуре», датируемой I веком до н. э. Там описаны четырехугольные колхидские жилые дома с венкообразным потолком. На возраст традиции указывают археологические раскопки в селе Урбниси (античный город в центральной Грузии. – Ред.), где обнаружили дом похожего стиля, то есть мегарон с крышей, в которой имелся люк. Многие ученые считают его жилищем монахов. Такой же дом, раскопанный в Пшави, выдержан в традиции, схожей со среднеазиатской и северокавказской.

Должно быть, изначально дарбази строились с прямоугольным коридором, одностолбовым залом, землянистой крышей, коронообразным куполом и люком. На его распространение в феодальной Грузии указывает большое количество руин в регионах Картли и применение простой коронообразной формы в монументальных памятниках.

Дарбази также послужил основой, из которой развилась центральнокупольная структура грузинского храма. В XIX веке его сменил дом с окнами, обычной крышей и камином, а позже двухэтажное здание с чердаком, окнами и балконом.

Наверняка вы знаете о Кахетии. Это один из самых красивых и богатых историей, бытом и культурой регионов Грузии. Здесь характерны дарбази с плоской эрдо-коронообразной крышей. В районе Сагареджо есть историческая деревня Гиорги-цминда (Святого Георгия), где сохранились дома этого типа, датирующиеся серединой XIX века. Время постройки обычно указывалось шрифтом мхедрули на несущем столбе дедабодзи.

В стенах дома сделаны ниши, их еще называют таро-кедлеби (стены-полки), где располагалась характерная для того времени посуда. Она была из глины, меди, дерева в зависимости от культурных особенностей региона. Предметы быта создают дух эпохи и ауру конкретной семьи. Напомню, что Кахетия известна виноделием. Поэтому в домах особое место занимали пространства для хранения виноградарского инвентаря, всего, что связано со сбором урожая, переработкой, выдерживанием, подготовкой татары (сладкая масса, сваренная из виноградного сока с добавлением муки). Конечно, много места в доме отдавали утвари для празднования Ртвели, важнейшего обычая в жизни кахетинского глехкаци. Ртвели отмечают после сбора винограда.

Марани (емкости в винодельнях) в Кахетии в основном возводились из камня и извести. В западной Грузии немного иначе: их строили из дерева или вообще располагали на открытом воздухе, закапывая квеври (сосуды с вином) под айвовым деревом. Сацнахи (винный пресс) в Кахетии тоже делали из камней и извести, на западе Грузии – из цельного дерева, из которого вынимали сердцевину.

Самым важным, даже сакральным местом дарбази всегда считался кера, связанный с множеством ритуалов. Например, когда в дом приводили невесту, она трижды обходила очаг, после чего хозяйка благословляла ее. Не меньшее значение придавалось упомянутому выше дедабодзи. «Мать-столб» ценен не только своим функционалом, но и эстетикой. На нем крестьянин изображал символы своего духовного мира и ощущений, в том числе с апотрофической, то есть защитной целью – геометрические орнаменты, борджгали (свастика, знак бесконечности, движения и обновления), солнце в круге, луну, звезды, кресты и прочее.

На юге страны дарбази возводились так называемого месхетинского типа. Именно южные регионы особенно часто подвергались вторжениям и набегам, поэтому месхетинское жилье имеет усиленную оборонительную функцию. В деревне Карчахи известен типичный средневековый дом. Весь его каркас, в отличие от кахетинского и картлийского, имеет опору не только на дедабодзи, но и на дополнительные столбы, врытые в землю у стен. Если в северных регионах конструкция начинались с несущего столба, то в месхетинском типе – со стен. Это придает дополнительную прочность строению.

Разумеется, в центре находится кера, а с двух сторон от очага (с градиентом север – юг) два дедабодзи. Обработаны просто, но со вкусом. Интересны изображения овец, ведь южная Грузия – один из ключевых регионов овцеводства. Изображая животное, крестьянин выражал благодарность источнику благоденствия. Стоит вспомнить также, что агнцы имеют символическое значение и в христианской традиции. Кровля также коронообразная и с люком.

Дом в Карчахи построен из массивных камней и, что типично для региона, представляет собой мегалитической тип. Комната поделена на две камеры – зал и спальню. В хозяйственной части находится интересная деталь под названием дарани (подземный коридор). Он выполнял важную защитную функцию: при нападениях врагов, пока мужчины сражались, женщины и дети могли сбежать. Тоннели были связаны с другими домами в деревне. Получалось так, что все жители могли пробраться под землей в неприступное место.

Как правило, постройка такого типа наполовину находилась в земле и, разумеется, у этого были свои причины. Напомню, что климат восточной и южной Грузии отличается континентальным характером, для которого свойственны жаркое лето и холодная зима. Следовательно, жилище с широкими толстыми стенами, наполовину заглубленное в землю, позволяло летом сохранять прохладу, а зимой тепло.

Один из регионов, где были наиболее распространены сооружения в стиле дарбази, – это Картли. Здешний тип с привычной эрдо-коронообразной крышей хорошо изучен благодаря раскопанному почти в целости дому в деревне Теледиани Каспского района. Его крыша построена из нескольких хорошо обработанных, в основном дубовых столбов. Этот дарбази принадлежал семье Деметрашвили.

Большие семьи проживали вместе, несколькими поколениями и степенями родства, порой по 30–40 человек, с четким разделением труда. Интерес представляет «камень вознаграждения» на заднем дворе, в поднятии которого соревновались самые сильные юноши деревни. Обычно такие турниры проводились в характерные для Картли праздники, религиозные или народные.

Входная дверь в дарбази каспского стиля массивная и тоже имеет защитную функцию. Покрытие 12-угольной крыши, конечно, коронообразное и с эрдо, но, в отличие от месхетинского, основано только на двух столбах, перекладе и балках. В центре дома, рядом с очагом кера расположено особое место – саупросо сками (стул главы семьи). Он богато украшен орнаментом с традиционными геометрическими фигурами, свастикой и солнцем в круге. Декоративные элементы обладают не только эстетической значимостью, но и указывают на духовную глубину семьи. Остальные части дома находились вокруг очага и стула, чтобы хозяин контролировал обстановку. Справа от него женская часть сакалебо (дословно – «для женщин»), где в основном домашняя утварь и детские вещи, в том числе аквани (люлька). Попутно замечу, что аквани имела для грузин сакральную ценность, ее нельзя было ломать, сжигать или выбрасывать.

Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4(5), июль – сентябрь 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю