Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Дмитрий Мозговой: «Театр всегда должен быть актуальным, чтобы современный зритель находил себя в том, что он видит на сцене»
    Арт-директор Фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция» – о решении перенести фестиваль из столицы в регионы, об актуальных темах для детских спектаклей и о страхах в преддверии фестиваля
Обновлено: 19.03.2024
Лица поколения
9 минут чтения

Дмитрий Мозговой: «Театр всегда должен быть актуальным, чтобы современный зритель находил себя в том, что он видит на сцене»

Арт-директор Фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция» – о решении перенести фестиваль из столицы в регионы, об актуальных темах для детских спектаклей и о страхах в преддверии фестиваля




























































































































































Дмитрий Мозговой

С 8 по 16 октября 2022 года Фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» впервые пройдет в Екатеринбурге. С 2013 года фестиваль по инициативе Союза театральных деятелей России привозил в Москву спектакли молодых режиссеров, работающих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря фестивалю столичные зрители увидели спектакли со всей России. Теперь фестиваль сам отправляется в путешествие по стране.

Дмитрий Мозговой

Почему в этом году фестиваль «Артмиграция» было решено перенести за пределы Москвы?

Нам всегда была интересна децентрализация культурной жизни. Хотелось искать интересный театр за пределами двух столиц. Сам фестиваль был придуман в том числе и для того, чтобы молодые режиссеры не сидели годами в ожидании возможности поставить в московском театре, а были мотивированы выезжать в регионы и пробовать себя там, делать первые ошибки, получать первые признания. Так мы придумали этот фестиваль. Сначала проводили его в Москве, а потом решили: раз уж выступаем за децентрализацию, то надо идти до конца. И с этого года мы делаем «Артмиграцию» в других городах. Начнем с Екатеринбурга. А дальше посмотрим, фантазируем про Казань…

Дмитрий Мозговой

Сильно ли московские и петербургские театры отличаются от региональных?

Если брать материально-техническую часть, то театры Москвы и Питера находятся в более удачных и привилегированных условиях, нежели региональные театры. Здесь другие деньги и другие возможности. Но наш фестиваль про молодую режиссуру и постановки именно в регионах страны, где разные условия и возможности. Мне кажется, когда молодые режиссеры едут ставить в регионы, то у них появляется отличный шанс сделать интересную работу. Новые города, новые предлагаемые обстоятельства, какие-то необычные локальные темы и особенности. Можно попробовать сделать что-то смелое, чего в Москве не сделаешь.

Враг народа
«Враг народа», режиссер Георгий Сурков
Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова, г. Тара

А есть ли разница в зрительском восприятии? Готова ли публика в регионах к современным темам?

Когда мы говорим «молодая режиссура» и «эксперимент» – это не обязательно провокация. Конечно, та среда, в которой существует московский и петербургский зритель, более насыщенная, чем в небольшом провинциальном городе, где у людей меньше насмотренности, они более консервативны, для каких-то регионов есть свои запретные темы. Для меня несколько лет назад одним из самых ярких театральных событий, а я немало спектаклей смотрю, была постановка в Няганском ТЮЗе. Город Нягань еще поди найди на карте. Но они не побоялись, пригласили двух молодых режиссеров, Даниила Чащина и Сергея Чехова, и поставили спектакль «Я есть» про подростков. Режиссеры работали с местными ребятами, которые сами предлагали темы, писали тексты и были полноценными соавторами спектакля. В итоге получилась постановка про конкретных жителей города Нягань, про их проблемы, например, буллинг в школе. И когда они показывали спектакль на фестивале в Москве, я видел, как московский зритель очень живо реагирует, как спектакль про подростков из маленького российского города находит отклик у зрителей огромного мегаполиса. Именно в этом суть нашего фестиваля – найти в регионах страны яркие постановки и показать их широкому кругу зрителей.

Коромысли
«[Сыра земля] Коромысли. Глава 2», режиссер Полина Кардымон
Лаборатория Современного Искусства, г. Новосибирск
Фото: Виктор Дмитриев

Как проходит отбор заявок на фестиваль? Как из 90 спектаклей выбрать 7? Есть ли какие-то критерии?

Основной критерий – художественность. У нас есть экспертный совет, в него входят люди разных эстетических предпочтений: есть те, кому нравится экспериментальный театр, есть эксперты, которые предпочитают более консервативные постановки. Мы отбираем спектакли по видео, обсуждаем с экспертами фестиваля. Главный принцип – чтобы спектакль был художественным явлением, событием, высказыванием. По бюджету мы можем себе позволить привозить до 10 спектаклей. Каждый год разный, мы показываем срез того, что молодые режиссеры поставили в регионах в прошлом театральном сезоне. Бывает более сильный год, бывает более слабый. Внешние факторы тоже на это влияют: например, была пандемия, театральная жизнь была не такая активная, был не самый большой выбор ярких премьер.

Сказки волшебного дерева
«Сказки волшебного дерева», режиссер Александр Хромов
Пермский театр кукол, г. Пермь

У спектаклей на фестивале очень разная тематика: экология, взаимоотношения с родителями, миграция, буллинг. Есть ли запрещенные темы?

Нет, мы никогда это не формулировали для себя. Когда мы принимаем заявки на фестиваль, у нас такие условия: это должен быть спектакль молодого режиссера до 40 лет, желательно, чтобы он был выпускником Москвы или Петербурга и поставил свой спектакль в региональном театре. Вот и все. У нас нет ограничений: только классический репертуар или только современная пьеса.

Моя комната
«Моя комната», режиссер Таля Горева
Арт-группа KREATORZ и Молодежный театральный центр «Космос», г. Тюмень

А какие театры могут участвовать? Только драматические или могут и кукольные, и пластические?

В основном это драматические спектакли, хотя в прошлом году интересный спектакль показывала театральная компания «Мон» из Казани. Это был пластический обрядовый перформанс, основанный на местном татарском эпосе. В программу фестиваля «Артмиграция – детям» часто попадали спектакли театра кукол. Оперных постановок у нас не было никогда, но если нам пришлют заявку на оперу, то мы ее рассмотрим.

Танцующая в темноте
«Танцующая в темноте», режиссер Елизавета Бондарь
Новосибирский драматический театр «Старый дом», г. Новосибирск
Фото: Виктор Дмитриев

«Артмиграция» – это еще и форум? Что дает обсуждение спектакля со зрителями?

Обычно после спектакля в Москве всем зрителям предлагалось остаться и принять участие в обсуждении с участниками. Оставались и простые зрители, и театральные критики, и студенты театральных вузов. Абсолютно разная публика. Это всегда было живенько: иногда обсуждения длились дольше, чем сам спектакль. Споры, дискуссии, разные мнения – это всегда было интересно. Иногда театральный критик видел что-то, чего обычный зритель не замечал, получался живой разговор. Мне казалось, это важная часть фестиваля, потому что для участников было важно услышать, как зритель воспринял постановку. Как будут происходить обсуждения в Екатеринбурге, мы пока не понимаем.


Сложнее ли детская часть фестиваля «Артмиграция – детям»? В плане выбора программы?

Да нет, наверное. У нас есть другой экспертный совет, куда входят специалисты, которые занимаются театром для детей и подростков и театром кукол. Вообще в ТЮЗах страны часто появляются интересные работы. У нас практически каждый год в афишу «Артмиграции» попадает спектакль из какого-нибудь регионального Театра юного зрителя. Я думаю, это связано с федеральной программой «Театр детям», которая выделяет гранты ТЮЗам на постановки спектаклей, на приобретение оборудования. И многие региональные театры пользуются этой программой, не только чтобы купить себе новые фонари и оборудование, но и чтобы иметь возможность приглашать режиссеров из Москвы и Петербурга. Из-за такого сотрудничества случаются иногда очень интересные постановки, которые попадают к нам на фестиваль.

Где здесь я?
«Где здесь я?», режиссер Павел Макаров
Театр юного зрителя, г. Тверь

В прошлый раз в программе детской «Артмиграции» была очень современная пьеса «Я – кулак, я – А-Н-Н-А», про девочку, выросшую в глухонемой семье, байопик о художнице Фриде Кало. Почему, как вам кажется, важно разговаривать с детьми на современные темы?

Есть программы поддержки детских театров, почему-то там один из маркеров, по которым считается успешность, – наличие и увеличение количества постановок по русской классике. В этом есть какое-то прикладное отношение к театру, мы вот покажем детям визуализацию школьной программы по литературе. Все мастера, которые занимались детским театром, – Зиновий Корогодский, Сергей Образцов, Александр Брянцев – возражали против того, чтобы у детского театра была в основном эта прикладная функция. Современный театр начинает анализировать и работать с теми актуальными проблемами, которые есть у детей и подростков, – это важно. В рамках детской «Артмиграции» мы как-то устроили обсуждение спектаклей со зрителями, и я поразился тому, как дети воспринимают спектакли, какие они обнаруживают смыслы и как соотносят это со своей реальностью. Театр всегда должен быть актуальным, чтобы современный зритель находил себя в том, что он видит на сцене. Тема буллинга актуальна для подростков, тема детей с особенностями и их социализации в обществе – это тоже важная проблема. Отлично, если это попадает в зону внимания молодых режиссеров и зрители, уходя после спектакля, становятся более гуманными, терпимыми и толерантными.

Книга всех вещей
«Книга всех вещей», режиссер Артем Устинов
Томский областной театр юного зрителя, г. Томск

А молодые режиссеры берутся осовременивать классические произведения?

Конечно, это часто бывает. Не только молодые режиссеры, это повсеместно, берут классическую пьесу и пытаются сделать ее актуальной для сегодняшнего времени. Как тенденция мне это понятно. Если у режиссера это оправдано художественно, эстетически, концептуально – то почему бы и нет.


Мальчики
«Мальчики», режиссер Артем Терехин
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», г. Новосибирск

Спектакли на грядущий фестиваль уже отобраны? Можете ли поделиться, что там будет?

Да, уже отобрали, и взрослая, и детская части фестиваля будут идти одновременно. Какую-то главную тему отследить сложно, отбирали то, что показалось интересным, спектакли все разные, материал разный, театры разные. География тоже разнообразная: Новосибирск, Иваново, Саров, Тара, Тюмень, Томск, Тверь, Пермь. В специальной программе фестиваля покажем два спектакля независимых театров из Москвы и Санкт-Петербурга.

Войцек
«Войцек», режиссер Степан Пектеев
Ивановский областной драматический театр, г. Иваново

Деньги, вырученные от продажи билетов, идут на благотворительность, правильно я понимаю?

Когда фестиваль проходил в Москве, мы играли на своей площадке в Театральном центре на Страстном. Взрослая «Артмиграция» у нас всегда была бесплатной, вход по аккредитациям, а на детский фестиваль мы продавали билеты. Все вырученные деньги отдавали в благотворительные фонды, мы сотрудничали с разными. В этот раз мы играем в Екатеринбурге, у нас там нет своих площадок, мы играем на условиях, что все сборы себе оставляет принимающая сторона, чтобы у них был интерес.


Чего вы ожидаете в этом году от «Артмиграции», может, есть какие-то страхи?

Страхи есть всегда, потому что мы видим спектали на отборе, их играют на своих площадках. А тут театры приезжают в другой город, другая площадка, другой зритель. Впервые фестиваль пройдет не в Москве, и нам бы всем хотелось, чтобы Екатеринбург на это время стал театральной столицей. Кроме показа спектаклей мы привезем молодых деятелей театра со всей России. Будем проводить для них специальную программу: экскурсии по театрам и музеям, встречи с местными режиссерами, мастер-классы, тренинги, концерты. Надеюсь, что Екатеринбургу понравится наш фестиваль и они не пожалеют, что нас пригласили, а гости города захотят туда вернуться еще раз.


Рекомендуем прочитать интервью с актрисой театра и кино Верой Строковой о том, как играть бабушку, расколоть Валентину Талызину и проснуться знаменитой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю