Дмитрий Шибаев: «Выставка — диалог между художником и публикой»
Художник из Молдовы — о девальвации ценностей, умении принимать трудности и образе ступеней
Теги: Национальная культура | Выставки | Живопись | Художники | Молдова
Автор: Арина Демидова
Дмитрий Шибаев всей жизнью разрушает массу стереотипов. Считается, что на детях и внуках талантливых людей природа отдыхает. А он — талантливый сын и внук известных художников. Считается, что оправдывать ожидания семьи — тяжкий груз для ребенка. А он благодарен семье за все, что в него было заложено с детства.
Ваши дедушка, бабушка и мама известные художники. Расскажите о них, пожалуйста.
Мой дедушка, Юрий Шибаев, был живописцем, работал в основном в пейзажном жанре и писал многие композиции именно в путешествиях. Будучи ребенком, я их рассматривал и совершал путешествия в фантазиях по кварталам Парижа или Бухары, изучал ландшафт острова Шикотан на его этюдах. Моя бабушка, Ольга Орлова — тоже художник, она работает по сей день, в прошлом году была организована персональная выставка в Национальном музее искусства Молдовы, приуроченная к ее девяностолетию. Она тоже много написала именно в путешествиях, но в основном по селам Молдовы. В ее творчестве преобладает портретный жанр, но также есть много пейзажей и натюрмортов. Бабушка собрала значимую часть нашей семейной библиотеки, которую начал собирать ее отец, а сейчас уже я и мама занимаемся ее развитием. Учитывая, что ее собирают уже на протяжении четырех поколений, думаю, это небезынтересная коллекция, во всяком случае для представителей нашей профессии. Моя мама Нина Шибаева также художник. Окончила графический факультет, занимается как графикой, так и живописью. Работает в разных жанрах, большой сегмент в ее творчестве занимает тема жизни предметов и их взаимоотношения, то есть ее излюбленным жанром является натюрморт. Также занимается педагогической деятельностью.
Когда речь идет о такой семье, как ваша, невозможно не спросить о семейных ценностях, традициях.
Тема ценностей, их демонстрация, аргументация — «ценности, носителями которых мы являемся, — самые ценные ценности» — стала настолько сильно эксплуатироваться в общественном дискурсе, что зачастую непроизвольно вызывает иронию и рискует привести к девальвации оных. Знаю, моя точка зрения спорная, но считаю, что, особенно в данный период, важно концентрироваться на идее общечеловеческих ценностей, которым смогут следовать носители самых разных культур. Да, их непросто постулировать, тем более не стоит это делать в жесткой форме, но, думаю, стоит попробовать, насколько это возможно, свести ценности разных культур к некому общему знаменателю.
Помните момент из детства, когда вы поняли, что тоже будете художником?
Да. Это было на фестивале японского кино. Меня глубоко поразила эстетика средневековой Японии. После окончания фильмов хотелось продолжить пребывать в мире этих образов, и я их стал рисовать, иллюстрируя придуманный мной сюжет. Намного позже, когда начал основательно изучать историю искусств, узнал о таком термине, как японизм — подражание образам из японского искусства в европейском искусстве. Это было мое детское переживание японизма.
Впоследствии я рисовал иллюстрации на сюжеты уже задуманных, но еще не написанных мной книг, которые развивались в моих представлениях о разных культурных контекстах — североамериканские индейцы, защищающие свою землю, или архитектурные фантазии, основанные на западноевропейских средневековых стилях, мотивы румынской, славянской и скандинавской мифологии. Именно с этими работами я участвовал на первых молодежных выставках. Сегодня предпочитаю заниматься станковой живописью и графикой, но у меня есть одна книга басен, проиллюстрированная для издательства еще в период учебы в академии. Так что детские эксперименты имели продолжение и во взрослой профессиональной деятельности.
Вам приходилось с чем-то бороться в профессии, преодолевать какие-то преграды?
Профессиональная работа, как и жизнь в целом, это постоянная борьба, преодоление, преобразование существующей ситуации. Мне стало намного легче, когда я это осознал. Думаю, предметные иллюстрации этой идеи из моего опыта будут выглядеть мелочно и многословно. По большому счету, это чувство знакомо каждому, просто нужно уметь данную идею принять. Вспоминая препятствия, через некоторое время понимаешь: они были тоже частью пути к поставленным целям и обретению жизненного опыта, на который можно опираться в дальнейшем.
Выставки важны для художника? Почему?
Для меня важны. Стараюсь по возможности не пропускать участия в национальных выставках. Всегда интересно увидеть свою работу рядом с работами коллег, таким образом формируется взаимообогащающий диалог между художниками и публикой. Поэтому участвовать в выставках, безусловно, важно. Они позволяют увидеть свою деятельность со стороны. В международных выставочных проектах география этого диалога, соответственно, расширяется, что также является плодотворным.
- Ляззат Алшинова: «У меня была цель – дать детям возможность развития»
- Татьяна Стоянова: «Поэзия нужна всем, но не все об этом догадываются»
- Ника Манукова: «Бизнес – это мир акул, не каждая команда готова в него вступить»
- Дарина Якунина: «Книги способны объединять людей»
- Элене Метревели: «Не прекращала рисовать, даже когда не видела ничего»
Какие из собственных работ вы считаете самыми важными?
Серию «Ступени». Она является наиболее важной в моем творчестве. В ней образ ступеней является выражением идеи судьбы: личной или коллективной. В ней также изображены ступени, связанные со значимыми историческими событиями.
Традиционный вопрос, который принято задавать всем художникам: в каком жанре вы предпочитаете работать?
В последнее время уделяю внимание жанру портрета. Серию «Ступени», несмотря на фигуративный пластический язык, невозможно классифицировать по жанру, потому что образ обладает большой долей художественной условности.
Сколько примерно времени у вас уходит на одну работу?
Конкретный временной отрезок, в течение которого делается работа, зависит от поставленной задачи и может очень сильно варьировать. Мне нужно относительно много времени на работу, потому что у меня есть склонность к детализации художественной формы. Также бывает, незаконченную работу отставляешь на неопределенный срок, чтобы от нее «отдохнуть». Занимаешься другими проектами, а потом к ней возвращаешься с новыми силами и впечатлениями.
Что приносит наибольшее удовольствие в работе?
Чувство спокойствия от осознания того, что ты на своем месте.
Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 5/2023.