Дмитрий Шишкин: «Музыка подобна киноленте — при перемотке подключаешь воображение»
Известный пианист — о процессе и результате, сохранении энергии и двоюродном брате японского императора
Теги: Национальная культура | Пианисты | Музыка
Автор: Анна Пясецкая
Дмитрия Шишкина называют одним из самых ярких молодых пианистов третьего тысячелетия. За спиной музыканта много побед в самых разных конкурсах. На Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2019 году он завоевал вторую премию и серебряную медаль. Шишкин был стипендиатом Международного фонда Владимира Спивакова (2001), благодаря которому имел возможность побывать с концертами в Италии, Японии, Польше.
Музыкальный путь вы начали с трех лет. Кто ваш первый и самый важный наставник в профессии?
Да, в три года начал играть… свои первые детские сочинения. Они не были сложными, до сих пор сохранилась запись концерта, в котором я выступал на сцене в течение тридцати минут. Прежде всего я благодарен маме, Шишкиной Ирине Владиславовне, заведующей фортепьянным отделом музыкальной школы, которая открыла мне музыкальный мир и помогла найти свой неповторимый путь. И, конечно, своим первым преподавателям: Ивановой Светлане Вячеславовне и Рязановой Ирине Александровне.
Для того чтобы добиться результатов даже в младшем возрасте, необходимы огромное усердие и терпение. В день приходилось заниматься минимум по два часа. Главное, что я для себя отметил: никогда не надо опускать руки. Не надо сдаваться, как бы тяжело ни было, главное — продолжать. Мой девиз: «Никогда не останавливаться, быть в процессе, в движении, не отчаиваться и всегда радоваться». Конечно, если к этому прибавятся везение и удачные жизненные обстоятельства, будет успех. Но главное — несмотря ни на что, быть в процессе. Ключевое слово — процесс, а не результат! Первый раз на конкурс в Болгарии я поехал в шесть лет. При этом совершенно не волновался перед выходом на сцену. Не поверите, но за несколько минут перед выступлением невозмутимо играл в игрушку-машинку, валяясь на полу (смеется). Мама волновалась, а я был спокоен.
Почему ваш выбор пал именно на фортепиано?
Мама играла на фортепиано, она и брата моего старшего учила на этом инструменте. У нас дома всегда звучала музыка. Почти год я занимался скрипкой и делал значительные успехи, но для серьезных занятий на этом инструменте мне просто не хватало времени. Никаким особенным ребенком я себя не ощущал, всегда мало говорил и был застенчив (улыбается). Эта внутренняя закрытость помогает мне и по сей день аккумулировать чувства, сохранять энергию, а потом выплескивать ее на сцене. Вспоминаю, как учась в музыкальной школе им. Гнесиных, надо было успевать сдавать общеобразовательные дисциплины. Уроки приходилось учить во время поездок в метро. Я практически жил в школе, а мама, работая на двух работах, оставляла меня там до позднего вечера, там и занимался, так как не было инструмента дома. В консерватории тоже приходилось из-за гастролей сразу приезжать на сессию и сдавать экзамены с лету.
Что такое для вас процесс обучения?
Я постоянно чему-то учусь. Начиная с новых произведений, которые приходится заучивать для концертной деятельности, и заканчивая наблюдением за тем, как работают мои коллеги. Я очень благодарен всем преподавателям и своим «университетам» — сначала это был Колледж имени Гнесиных, где я учился в классе Михаила Михайловича Хохлова, затем Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, где моими наставниками были великолепная пианистка профессор Элисо Константиновна Вирсаладзе и ее прекрасные ассистенты. Потом свое мастерство совершенствовал у итальянского пианиста и дирижера Эпифанио Комиса в Консерватории имени Винченцо Беллини в Катании.
Как изменилась ваша жизнь после конкурса Чайковского, где вы завоевали вторую премию?
Открылись новые возможности, контакты, стало появляться больше предложений. Например, подружился с Валерием Гергиевым, маэстро стал приглашать меня в Мариинский театр, где я с огромным удовольствием выступал с ним на одной сцене.
Желание быть первым — это ваше естественное состояние?
Участие в конкурсах — хорошая возможность играть на большой сцене. Выступая, я делал это не ради ведущих мест, а чтобы показать себя зрителю и профессиональной публике, почувствовать большую сцену. Думаю, это осознание помогало мне занимать призовые места. У нас в России публика очень теплая, мне приятно перед ней выступать. И никакого стресса я не испытываю, получаю удовольствие от игры. Многие люди волнуются во время конкурса, однако часто вся эта гонка за призовым местом превращается в спорт, а искусство уходит на второй план. Для меня было и остается главным самому получить удовольствие от исполняемой программы и порадовать слушателя, найти контакт с залом и публикой.
Как часто в Москве у вас проходят концерты?
Наверное, не так часто, как хотелось бы. Я много гастролирую за рубежом, но всегда с радостью приезжаю в Москву. Относительно недавно дал два концерта в Санкт-Петербурге и один в Москве, в «Зарядье». 25 февраля планирую сыграть в сборном концерте в Большом зале консерватории, в мае также, надеюсь, будет еще концерт в «Зарядье», где планирую с оркестром МГСО под управлением Ивана Рудина сыграть Третий концерт Рахманинова.
Какая к вам приходит публика?
Я замечаю, что на мои концерты все чаще приходит молодежь. Причем это касается не только российской, но и зарубежной публики. Например, недавно был в Южной Корее, и там 85 % зрителей состояло из молодежи. Так что действительно во всем мире идет тенденция к популяризации классики. И весьма отрадно являться ее проводником (улыбается).
- Елена Соковенина: «Мне комфортнее жить за рамками, чем позволить себя упростить»
- Яна Скопина: «Я ищу новые лица»
- Майкл Арутюнян: «Я не разграничиваю искусство и жизнь»
- Ифода Алижонова: «Мне нравится играть все: и лису, и Бабу-Ягу, и принцесс»
- Андрей Сухинин: «Наша выставка работает и как площадка для переговоров с перспективными партнерами»
Какую музыку современных композиторов вы слушаете сегодня?
Я сейчас, к сожалению, перестал следить за новыми современными композиторами, исполняю их только тогда, когда дается обязательное произведение для конкурсного прослушивания. То, что мне сегодня интересно, остановилось на 1990-х — начале 2000-х. Это в большей степени «интеллектуальная электронная музыка», не массовая поп-культура, а, скорее, экспериментальная. При подготовке к выступлению важно слушать разных исполнителей, что-то брать для себя и от них. В каждый период времени это разная музыка и разные интересы. Когда-то мне нравилась музыка XX века, потом переключился на классицизм и романтизм — запоем слушал Рахманинова, Шопена, Чайковского. На концертах стараюсь комбинировать самые разные жанры. Много играю русской музыки. Для выступлений выбираю самые разные произведения, комбинируя их в программе. Конечно, свой выбор предварительно обсуждаю с организаторами, особенно если это касается сольных выступлений.
Особое место в вашей гастрольной жизни занимает Япония…
Да, я там бывал больше двадцати раз. Начиная с 14 лет ездил в Японию от Фонда Спивакова, при поддержке Общества «Россия — Япония». Японцы любят классическую и романтическую музыку. Они тонко чувствуют и ценят эмоциональное исполнение. Слушая музыку, они переживают и радуются ей, как дети. Музыка подобна киноленте, при перемотке которой подключаешь воображение, это помогает работать подсознанию и самовыражаться более открыто и свободно. Японской публике свойственны сдержанность, такт, уважительное отношение к исполнителю. После концерта японцы подходили ко мне со словами благодарности и признательности, в их глазах прочитывалось восхищение и часто — слезы. Мне приятно было, что я мог разбудить в них такие сильные эмоции.
У вас была интересная встреча с двоюродным братом японского императора, принцем Томохито Микаса…
Да, это всё незабываемые моменты. У нас с ним было несколько встреч и совместный ужин. Помню, как он тихонько сидел на приставном стульчике за кулисами, слушая наш концерт. Потом подошел и поблагодарил за музыку. Тогда мы исполняли сольную программу из сборных вещей: романтическую и виртуозную музыку. Я играл «Рапсодию» Листа, «Жаворонка» Глинки — Балакирева, несколько произведений Фредерика Шопена. У меня сохранились самые приятные воспоминания о поездке.
Какой у вас график на 2023 год?
Пока у меня расписаны все концерты вплоть до 2024 года, чему я очень рад. В ближайшее время планируется по пять концертов в месяц в разных уголках Земли. Недавно прошли концерты в Португалии, Южной Корее, Тайване, Колумбии, в январе гастролировал во Франции, Германии, Бразилии.
Каждый концерт — это огромная затрата сил и энергии. Как вы аккумулируете энергию, чтобы ее не расплескать, быть в форме?
Я очень люблю природу. Она дает мне заряд сил и энергии. Раньше моим увлечением была рыбалка и посещение заповедных мест: лесов, озер, там я отдыхал, отвлекался и набирался сил. Сейчас такой возможности практически нет. Чтобы сбалансировать свое состояние, за день до концерта исключаю суету, тяжелую пищу. Однако, не скрою, сегодня больше всего утомляют длительные перелеты и пересадки между странами. Часто после таких путешествий не остается сил из-за джетлага, особенно когда день прилета совпадает с вечерним концертом. Есть у меня и хобби — люблю живопись, иногда пишу сам, изучаю мировые шедевры. Находясь в разных частях света, непременно стараюсь выделить время на посещение художественных галерей, это помогает мне в работе. Например, многие импрессионисты в классической музыке отталкивались от живописи. Часто они писали свои произведения по мотивам сюжетов разных картин. Один из моих любимых композиторов — Клод Дебюсси. «Остров Радости» он сочинил по мотивам картины своего любимого художника Антуана Ватто, которая называется «Паломничество на остров Киферу». Когда слушаешь такую музыку и смотришь на картину, быстрее настраиваешься на характер и образы.
С кем из известных артистов вам было интереснее всего выступать?
Самый для меня интересный и большой музыкант — это Михаил Васильевич Плетнев, с которым мне повезло познакомиться ближе. Он гениальный пианист. Слушая его, полностью погружаешься в игру, наполненную смыслами, в его особую манеру исполнения, при этом внешне он будто ничего и не делает — «просто» перебирает клавиши, а эмоций — масса. Я его уговариваю сыграть со мной на два рояля. Хочу сказать, что и как дирижер он тоже супер! Когда я играл с Российским национальным оркестром под его управлением, мне было легко и интересно работать. Это те редкие мгновения, когда сидишь и наслаждаешься работой с замечательным оркестром и дирижером. У нас сохранились прекрасные видеозаписи этих выступлений. Из западных коллективов восхищаюсь Оркестром Романской Швейцарии, с ними было очень увлекательно репетировать и выступать. Еще мне хотелось бы сыграть вместе с аргентинской пианисткой Мартой Аргерих, которая выступала вместе с Плетневым. У них есть хорошая запись на два рояля «Золушки» Прокофьева, обработку которой сделал сам Михаил Васильевич — запись эта получила «Грэмми». С радостью сотрудничаю с молодым шведским скрипачом Даниэлем Лозаковичем, одним из самых востребованных и одаренных артистов нашего времени. Познакомились мы с ним случайно на концерте в Женеве, после этого стали общаться, решили сыграть вместе. Недавно выступили в Монако в роскошном зале с прекрасной акустикой. Играли скрипичную фантазию Шоссона, Равеля и Чайковского.
Сколько у вас концертных альбомов?
Пока вышло четыре альбома — в разных студиях и разных странах мира: Польша, Бельгия, Япония. В планах записать еще один диск с русской музыкой — Мусоргского, Метнера. Где он будет записан, пока неясно, но хотелось бы сделать его в России.
Рекомендуем прочитать интервью с джазовым музыкантом из Азербайджана Исфаром Сарабским.
Прекрасное интервью! Спасибо, Анна!