Карнай-сурнай, калинка-малинка
Дни культуры Таджикистана в России открылись гала-концертом в Малом театре
Теги: Национальная культура | Особенности культуры | Таджикистан
Автор: Дарья Борисова
В Москве и других городах России проходят Дни культуры Таджикистана. На сцене Государственного академического Малого театра состоялся гала-концерт мастеров искусств Республики Таджикистан.
Феномен искусства современных таджиков в том, как органично и креативно они развивают доставшееся по наследству. Прежде всего поражает, как в Таджикистане знают и хранят культурное наследие — причем как материальное, так и нематериальное. Например, искусство танца. В каждом районе Таджикистана свои довольно заметно отличающиеся друг от друга танцевальные традиции. Ведь таджикский танец — это целый номер со своей драматургией, он несет в себе какое-то сообщение. В зависимости от района проживания той или иной этнической подгруппы танец может рассказывать ту или иную историю. У горных жителей — какие-то охотничьи мотивы, у долинных — земледельческие. И чтобы сохранить такое уникальное пластическое свидетельство истории, как танец, нужно его… танцевать! «Живите в доме — и не рухнет дом», — писал Арсений Тарковский. Так и с искусством народного танца. Возможность фиксировать его на кинопленку появилась в Средней Азии только во второй половине XX века, а таджики сохранили во всей полноте искусство танца, формировавшееся на протяжении многих веков. Значит, это искусство бережно передавали от поколения к поколению в каждом кишлаке, в каждой семье.
Так вот, заслуга современных таджикских мастеров хореографического искусства в том, как виртуозно они адаптируют традиционный народный танец к нынешним реалиям. Бережно сохраняя драматургическую суть, его как бы укрупняют для большой сцены: занимают в номере больше танцовщиков, органично сплавляют фольклорные элементы с методиками хореографии классического драмбалета. И, конечно, на большой сцене танец должен смотреться, а этого не достичь без соответствующих костюмов.
Народный костюм — также безусловный «кит», на котором стоит искусство Таджикистана. Традиции создания тканей, вышивки, украшений передаются и развиваются столь же бережно, любовно, как традиции народного танца и пения. В Таджикистане гордятся разнообразием региональных костюмов и не перестают носить то, что носили предки. От красоты таджикских тканей, разложенных на прилавках, может закружиться голова! Яркие насыщенные цвета, прихотливые узоры, по которым посвященные «читают» древние символические письмена. В последние годы на улицах Москвы то тут, то там в толпе мелькают летние пальто с азиатскими рисунками — это адаптированные дизайнерами чапаны, халаты, без которых немыслим традиционный костюм женщины в Центральной Азии. К возникновению этой моды приложили руку и дизайнеры Таджикистана. Например, в московском гала-концерте был номер: дефиле танцовщиц в костюмах из коллекции «Чакан» известнейшего таджикского кутюрье Хуршеда Сатторова. «Чакан» — это название особого метода вышивки, принятого в Таджикистане. Вышивка чакан входит в категорию ЮНЕСКО «Нематериальное культурное наследие». И вот сцену Малого театра заполнили танцовщицы в разноцветных ярких одеяниях — каждое достойно отдельного показа, каждое хотелось рассмотреть в мельчайших подробностях. Все вместе танцовщицы в экзотических костюмах казались сказочным роем экзотических бабочек, а их дефиле напомнило детское впечатление от смотрения в калейдоскоп.
Наше определение «таджикский танец», конечно, самое общее, даже любительское. Таджик задал бы нам уточняющий вопрос: какой именно, из какого региона? И гала-концерт в рамках Дней культуры Таджикистана в России представил широчайшую географию танцевальной культуры и культуры костюма этой, в общем-то, небольшой страны. Артистки двух танцевальных коллективов — «Гулрез» и «Зебо» — только успевали менять наряды горянок, северных таджичек, южных… Исполняли лирические танцы со сложносочиненными перестроениями и хороводами, а также задорные жанровые пляски с ярко выраженным сюжетом. Их танец сопровождал выступления вокалистов: народных гафизов Рахматулло и Фирдавса Хошимовых, популярной эстрадной певицы Нигины Амонкуловой. А самые громкие аплодисменты в московском зале вызвало исполнение «Калинки-малинки» на народных таджикских инструментах. Вот уж действительно неожиданная интерпретация русского балалаечного хита! Такое озорство себе позволили музыканты-инструменталисты Абдурахмон Матхолов, Джонибек Сатторов, Александр Тагиров (в их руках были рубоб, уд и скрипка). Позже к ним присоединились карнаисты — укротители знаменитого карная, длиннющей трубы с гулким звучанием. В Центральной Азии карнаем встречают дорогих гостей, сопровождают свадебные процессии. Особым шиком у карнаистов считается способность удерживать в строго вертикальном положении несколько труб сразу, да еще и извлекать звуки из всех них. И такой «смертельный номер» был продемонстрирован в ходе московского концерта! Ни один карнаист не пострадал, а публика наградила отважных трубачей долгой овацией.
В фойе Малого театра, принявшего коллег из Таджикистана, была развернута небольшая выставка народных промыслов. На ней пунктиром оказались обозначены основные области применения талантов таджикских мастеров: резьба по камню и по дереву (украшения, декоративные чаши, традиционные музыкальные инструменты) и, конечно, ткачество, вышивка, изготовление национальных костюмов, тюбетеек, джурабов — толстых шерстяных не то сапожек, не то носков. Концерт даже немного задержали — невозможно было увести дам от манекенов в тканых таджикских халатах, отделанных тесьмой с тончайшими орнаментами. И это еще дело обошлось без угощения! Ведь при мысли о таджикской кухне начинают слюнки течь. Кстати, это тоже искусство, и в нем есть свои мастера, например, знаменитые ошпазы — изготовители плова. Но об этом искусстве мы расскажем как-нибудь отдельно.