В ассортименте: комедии, мультдетективы и ретродрама о первой любви
В Астане прошли Дни российского кино
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Режиссеры | Актеры
Автор: Дарья Борисова
В столице Казахстана Астане прошли Дни российского кино. Примечательно, что программу открыл фильм «Скоро кончится лето», сделанный в копродукции России и Казахстана.
«Скоро кончится лето» режиссера Яны Скопиной — последний на сегодняшний день, но далеко не единственный случай совместного кинопроизводства двух стран. Буквально несколько месяцев назад в конкурсе «Новые горизонты» 79-го Венецианского кинофестиваля участвовал фильм Адильхана Ержанова «Голиаф», в производстве которого были задействованы российские продюсеры. К созданию предыдущей картины Ержанова «Штурм» (премьера — в конкурсе Big Screen 51 Роттердамского кинофестиваля) причастны российский режиссер и продюсер Борис Хлебников и продюсер Наталья Дрозд. Казахские актеры снимаются в российском кино, а российские — в казахском. Во ВГИКе учатся студенты из Казахстана — такова официальная политика государственных образовательных структур Республики Казахстан. Словом, связи российского и казахского кино абсолютно живые и действенные. Можно делать разные предположения о том, почему сотрудничество двух стран в сфере кино не угасло в годы независимости. Мне же кажется, что во всем «виноват» режиссер Сергей Соловьев. Кстати, фильм «Скоро кончится лето» снят его ученицей и посвящен ею памяти мастера.
К истории вопроса
Многие помнят, что именно Сергей Соловьев породил «казахскую новую волну» — воспитал в своей мастерской во ВГИКе плеяду молодых кинематографистов, которые в конце 1980-х задали новый отсчет истории национального кино Казахстана и сделали его известным на весь мир. Действительно, режиссеры Рашид Нугманов, Серик Апрымов, Ардак Амиркулов, Дарежан Омирбаев, Абай Карпыков, художник Сабит Курманбеков, оператор Мурат Нугманов по возвращении из ВГИКа в Алма-Ату вдохнули жизнь в скромную киностудию «Казахфильм», международный успех их фильмов произвел необычайно вдохновляющее действие на земляков. Довольно быстро они стали классиками, очень авторитетными людьми в киноиндустрии, многие из них преподают, и, естественно, их личный опыт вхождения в мировую кинокультуру через «ворота» ВГИКа, через общение с Соловьевым транслируется на последующие поколения казахских кинематографистов. Но ведь и Казахстан сыграл очень важную роль в жизни Сергея Александровича. Набор его впоследствии знаменитой «казахской» мастерской совпал с работой Соловьева над фильмом «Чужая белая и рябой», которого могло бы не случиться, если бы не пришла помощь из Алма-Аты.
Сценарий по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова» рассказывал о жизни в глубинке Казахстана, где после войны сложился причудливый контингент: освободившиеся из лагерей интеллигенты, даже бывшие дворяне и «блатные». В начале 1980-х такой материал был «непроходным», и, как ни бился уже очень известный к тому моменту режиссер Соловьев, картину на родном «Мосфильме» не запускали. А студия «Казахфильм» тогда пребывала в остром кризисе — не было перспективных сценариев, ярких режиссеров. И до того не самая успешная казахская кинематография совсем потускнела. На должность председателя Госкомитета Казахской ССР по кинематографии назначили поэта, писателя Олжаса Сулейменова. Это был талантливый и смелый человек. Чтобы реанимировать и реабилитировать республиканскую киностудию, нужно было предпринять какой-то экстраординарный и, возможно, рискованный шаг. Узнав о ситуации с замыслом Соловьева, Сулейменов предложил ему снимать на «Казахфильме». Из сегодняшнего дня ясно, что это было судьбоносное решение. Возможность снимать в тех местах, где разворачиваются события в повести Ряховского, конечно, придала фильму дыхание правды, сделала эту историю послевоенного подростка совершенно пронзительной. Вдали от московского киноначальства, под прикрытием Сулейменова Соловьев и его соратники, оператор Юрий Клименко и художник-постановщик Марксэн Гаухман-Свердлов, ушли в художественный отрыв и создали оригинальнейшее в эстетическом плане произведение. Этого не могли не признать и в Москве. Когда стало ясно, что дело пахнет сенсацией, «Мосфильм» подключился к производству. В 1986 году «казахский» фильм Соловьева был отобран в конкурс Венецианского кинофестиваля и отмечен там спецпризом!
Пока «Казахфильм» спасал заветный замысел Соловьева, Соловьев спасал «Казахфильм». Прозорливый киноначальник Олжас Сулейменов предложил режиссеру не только снять фильм на вверенной ему киностудии, но и подготовить кадров для этой студии — вести «целевой» казахский курс во ВГИКе. Таковой был набран в 1984 году, и все студенты прошли бесценную производственную практику на съемках фильма мастера «Чужая белая и рябой». Один из них, Рашид Нугманов, снял учебный фильм «Йя-Хха» про лидеров советского музыкального андерграунда. Кроме прочих, в фильме присутствовал Виктор Цой. Мастер до того заинтересовался новым для него миром молодежной контркультуры, что пустился в собственное путешествие по «квартирникам», кочегаркам и концертам в периферийных ДК. Так он пришел к «Ассе» — картине, открывшей новую эру не просто в советском кино, но в жизни страны. «Перемен! Мы ждем перемен!» — песня Цоя из финального эпизода «Ассы» стала гимном миллионов.
Скоро кончится лето и начнется взрослая жизнь
Получается, в этой истории все выиграли. Из соловьевской искры возгорелось пламя — целая национальная кинематография! И это пламя светит-греет до сих пор. Редко какой международный кинофестиваль в России обходится без казахской картины, а российские кинематографисты — постоянные гости казахских киносмотров. Открывший нынешние Дни российского кино наполовину казахский фильм «Скоро кончится лето» начал свой фестивальный маршрут в России еще в сентябре 2022 года, на анапском «Киношоке». В соседстве с «чисто казахскими» картинами он смотрелся тихим и лирическим. Дело в том, что сейчас лицо казахского кино в мире определяют фильмы с общественным, даже внутриполитическим дискурсом. Они говорят о том, что происходит здесь и сейчас, — и говорят прямо, жестко. Картина Яны Скопиной, во-первых, ретро, во-вторых, ей присуща нежная интонация. Ведь это история первой любви. Даже если опоздать на титры и пропустить посвящение Сергею Соловьеву, вы поймете, что перед вами оммаж автору «Ста дней после детства». Яна Скопина тоже училась у него во ВГИКе, как когда-то ее земляки, режиссеры «казахской новой волны». О том, из чего и как родилась картина «Скоро кончится лето», Скопина рассказала в интервью нашим читателям. Мы же отметим: что в казахском, что в российском кино сегодня мало фильмов столь мастеровитых. Если смотреть на фильм утилитарно, как на конструкцию, — в нем ничего «не торчит», все пригнано, ни один компонент (драматургия, исполнение ролей, вещественное наполнение среды, монтаж, присутствие музыки) не хромает. Камерная по содержанию, эта история очень нелегка в исполнении. Воссоздать на экране другую эпоху само по себе непросто, а тут еще налицо элементы легкого смещения реальности в сторону сюра, вроде тех, что в «Ассе» и «Черной розе» Соловьева. Герои фильма Скопиной, выпускники образца 1990 года, как раз из поколения первых зрителей этих фильмов. Они и жить торопятся, и чувствовать спешат. Ведь скоро кончится лето и начнется новая, неведомая жизнь. Известие о гибели Виктора Цоя 15 августа 1990 года — как отрезвляющее предзнаменование: мир больше не будет прежним. И точно, не будет; через год распадется страна, и на старте взрослой жизни вчерашние школьники примут на себя вызовы новой реальности.
Программы Дней российского кино — своеобразная ярмарка достижений, в них участвуют не только фестивальные хиты, но и прокатные чемпионы. В Астане на этот раз наряду с камерным, авторским фильмом «Скоро кончится лето» показали комедии «Молодой человек» Александра Фомина и «Семейный бюджет» Евгения Абызова, а также два полнометражных анимационных фильма для детей: «Финник» и «Плюшевый Бум!» Дениса Чернова.