Ереванские художники творят на бетонном холсте
Сона АРСЕНЯН, арт-критик
Теги: Армения | Национальная культура | Национальное достояние | Выставки | Ереван | Живопись | Художники
Одним из главных арт-событий года в Армении стала масштабная выставка «Tending the Frenzy» Yerevan Biennale Art Foundation (YBAF) в Latitude Art Space. Как известно, хорошая выставка — отличный повод поговорить.
Куратор Финн Аршавир приехал в Армению из Шотландии по программе Birthright, благодаря которой этнические армяне из разных стран могут прожить год на исторической родине. До переезда Финн основал свое арт-комьюнити в Глазго, где с помощью искусства пытался переосмыслить взаимоотношения человека и природы. Сложно сказать, забота об окружающих стала основной чертой его характера или краеугольным камнем искусства. Но, как бы то ни было, Финн и YBAF очень удачно нашли друг друга.
Yerevan Biennale Art Foundation — единственный благотворительный фонд страны, который получил международную лицензию на проведение биеннале искусств. Его сверхзадача — организация масштабного Ереванского смотра, на который, по самым скромным подсчетам, должно приехать 600 тысяч человек, в том числе журналисты, арт-менеджеры, критики и коллекционеры. Но чтобы выполнить эту задачу, Фонду нужно подготовить почву. Каждый год он выбирает современных артистов, которых будет продвигать с помощью персональных и групповых выставок, коллабораций с различными брендами и участием в локальных и международных проектах. Благодаря YBAF произведения современных армянских художников появились и на винных этикетках, и в NFT-пространстве.
В поиске новых резидентов Фонд не ставит ограничений темы, жанра или медиума. Но и при таких условиях в 2024-м ему впервые за свою пятилетнюю историю удалось собрать 23 артиста в начале года. Вот почему было важно, чтобы на первой же выставке в Latitude были представлены все. В итоге «Tending the Frenzy» объединила такие разные подходы и стили, которые трудно представить вместе в любой другой экспозиции.
Девиз Фонда — свобода. А Latitude Art Space лучший ее символ: огромное безликое пространство выставочного зала само как бетонный холст для художника. Куратор же выступает в роли помощника, который, с одной стороны, заботится об артисте, пытаясь собрать его мысли в понятное простому смертному высказывание, а с другой стороны, о зрителе, которому это высказывание в конечном счете адресовано.
Финн Аршавир видит креативность как хаотическую силу. Но чтобы хаос приводил к созиданию, а не разрушению, его нужно… не контролировать, но направлять в правильное русло. А это могут сделать только художники — немного сумасшедшие люди не от мира сего.
Бесконечное стремление сверхбыстрого XXI века быть продуктивным Финн сравнивает с бездумной тратой природных ресурсов. В обоих случая причина в неумении заботиться — о природе или самом себе. В этом контексте попытка замедлиться становится политическим и радикальным шагом, полностью противоречащим самой идее постоянно расширяющегося и поглощающего все возможные ресурсы современного общества потребления.
В философии замедления Финна отдаленность Latitude от центра города и даже пробки на дорогах очень важны. Сюда нельзя просто «заскочить», надо заранее выделить время. Следовательно, вы будете дольше бродить по выставке. И правильно сделаете.
Ведь «Tending the Frenzy» заботится не только о 23 артистах YBAF, но и о каждом зрителе, который доедет до галереи. Экспозиция учитывает все возможные ракурсы — с момента, как вы вошли, до самой дальней стены. Любая траектория взгляда создает новый визуальный ряд, когда зритель мысленно пытается собрать разнесенные в противоположные концы зала работы одного автора или, наоборот, следует пути куратора, на котором 23 неповторимых стиля, жанра и техники входят в диалог по цвету, форме и размеру. А самое главное, что Latitude остается пространством свободы и для зрителя. Здесь нет никаких ограничителей: вы можете подойти «чересчур» близко к миниатюрным скульптурам или пройти сквозь пространственную инсталляцию в центре зала.
Так что, заботясь о хаосе и своих артистах, Biennale Art Foundation не забывает и ереванского зрителя, которому этого так не хватает.
Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4(17), октябрь – декабрь 2024 г.