Евгения Онегина: «Песни создаются исключительно из любви»
Певица — о музыке и не только
Теги: Национальная культура | Писатели | Музыка | Рок
Автор: Арина Демидова
Музыкант, певица и писатель Евгения Онегина из Санкт-Петербурга сейчас собирает столичные и не только рок-клубы. Но чтобы впервые выйти на сцену, ей потребовались годы репетиций, серьезная работа с двумя музыкальными инструментами и собственным голосом.
Как вы пришли в музыку? Кто или что сыграло в этом ключевую роль?
Музыка началась в моей жизни очень рано. Мне кажется, она была со мной всегда, но активно заниматься я начала в пять лет, произошло это следующим образом: мои родители привезли домой фортепиано. Спросили: «Женечка, ты хочешь играть на фортепиано?» Я ответила, что да. Мне действительно очень хотелось играть. Тогда не знала, что это талант, что у меня есть склонность очень сильно и точно чувствовать музыку, как потом говорили преподаватели. Мне просто всегда казалось, что музыка — это мое. Во всех детских анкетах писала: хочу быть музыкантом. Наверное, тогда имела в виду все же карьеру пианистки. Вставала на подоконник и смотрела вниз со второго этажа, представляла, что я на большой сцене, а внизу огромная толпа людей.
Где-то лет в 13 увлеклась рок-музыкой и поняла, что больше не хочу играть на фортепиано. Не пойду дальше ни в ЦМШ, ни в консерваторию. Песни писать пока не умела, но понимала: чтобы писать песни и быть крутым рок-исполнителем, нужно уметь играть на гитаре. И родители купили мне классную гитару, отправили учиться по классу гитары. Мне очень повезло с преподавателем. У меня был такой молодой учитель. Он, увидев мой интерес к рок-музыке, давал не классику, а современных и популярных рок-исполнителей, например, «Короля и Шута», «Мумий Тролля» и других.
Я год занималась потом, когда нужно было сдавать экзамен, на него не пошла, потому что не разрешили бы играть какую-нибудь песню «Мумий Тролля» или других рокеров на экзамене. Продолжила играть сама и где-то в 15 лет начала писать песни. Я продолжала все это время играть на гитаре, разбирать, подбирать рокерские хиты. Очень любила играть ДДТ.
И в итоге пошли в консерваторию?
Я не пошла в профессиональное музыкальное образование. После долгих лет музыкальной школы получила высшее философское образование. У меня диплом факультета философии РГПУ имени Герцена, который находится в Санкт-Петербурге. Я жила в Петербурге, училась на очном, читала книги, очень хотелось такого эскапизма: максимально неприкладное образование иметь, чтобы просто можно было пять лет читать книги, изучать мир и бытие. Параллельно, конечно, писать песни, тусоваться замечательно, были веселые годы в Петербурге.
После института я пошла работать в офис, потому что музыка, как говорится, — это не то, что позволит тебе жить, и из-за этого ужасного заблуждения отсидела в офисе 10 лет.
Проект «евгенияонегина» существует с 2018 года. Как вы к нему пришли?
Первый релиз под именем «евгенияонегина» состоялся в феврале 2018 года. Я записала этот альбом. До этого, конечно же, писала песни. Некоторые из них записывала, но просто не в таком количестве. И осенью 2017 года приняла решение: либо сейчас записываю как есть, просто под фортепиано, либо все. До этого активно в публичном пространстве проявлялась как поэтесса, где-то года с 2011-го я завела паблик «ВКонтакте», выкладывала туда стихи, с 2014-го начала активно выступать на столичных сценах в различных клубах, меня уже там знали. Но выступать с музыкой я боялась: для того чтобы петь со сцены, нужно владеть минимум одним музыкальным инструментом и владеть своим голосом. И это довольно страшно, когда тебе кажется, что ты недостаточно владеешь этим. Понадобились годы репетиций, чтобы я осмелилась выйти на сцену уже с гитарой и со своими песнями.
Вы сами пишете тексты для песен или прибегаете к помощи сторонних авторов?
Я никогда не прибегаю ни к чьей помощи, когда создаю свой музыкальный материал: и тексты, и музыка — все приходит в мою голову практически одновременно. Не пишу песни ни на чьи стихи, даже на свои, потому что стихи в моей голове рождаются самостоятельно и без музыки, а песни приходят единым монолитом.
Чтобы написать песню, нужно достаточное количество энергии. Я сейчас не про силы, которые позволяют пройти пять километров пешком или поднять тяжелую гантель. Я говорю о свободной энергии, эмоциях. Вот той самой метафизической части, когда у тебя есть воздух в жизни и нужен импульс. Думаю, это можно назвать словом «любовь», но не та любовь, о которой мы говорим в романтическом смысле, а энергия жизни, любовь, которая везде. Песни создаются исключительно из любви в том или ином смысле.
Правда ли, что наиболее вдохновлен тот автор, который находится в минорном настроении, о чем-то сильно переживает?
Это клише. Вот автору плохо, он сидит, рыдает, и ему нужно написать. Он прям рыдает и пишет, пишет и рыдает, а потом выпускает, и рыдают все. Настоящий художник может творить из любого состояния, и если ты можешь творить, только когда ты страдаешь или провоцируешь себя на страдание, не такой уж ты и художник на самом деле. Вдохновение — это рабочий процесс. Тебе приходит какая-то строчка, начинаешь с ней работать, зажигаешься, а грустная получится у тебя песня или теплая и добрая, зависит, скорее, от того, что в тебе сейчас преобладает.
Что дает вдохновение лично вам?
Я очень люблю любить. Очень люблю восхищаться. Люблю чувствовать себя живой и восхищаться. Любить — это не обязательно про каких-то людей. Это когда ты идешь по городу, чувствуешь ветер и дышишь, например, или когда ты просыпаешься с утра и тебе никуда не надо, просто спокойно ловишь лучи солнца и пьешь свой кофе. Вдохновение —очень переоцененная вещь, ты просто живешь, чувствуешь и что-то создаешь.
- Марина Генцарь-Осипова: «Бесстрашными не рождаются, но становятся»
- Яна Скопина: «Я ищу новые лица»
- Алина Кабанова: «Народная культура не умирает, она трансформируется»
- Алмаз Садриев: «Хорошо, когда все мы работаем в едином культурном пространстве»
- Андрей Сухинин: «Наша выставка работает и как площадка для переговоров с перспективными партнерами»
У вас есть песня «Кюри» со строками «сгорим, как Кюри, этим летом». Почему именно образ ученой пришел, когда речь шла о «сгореть»?
Песня «Кюри» называется по фамилии Марии Склодовской-Кюри, которая сгорела от лучевой болезни. Собственно, «сгореть от болезни» — такое распространенное выражение, мне хотелось сделать такую яркую метафору любви, которая сжигает и не оставляет от себя ничего, ядерное, жестокое, яркое, невероятное, прекрасное, вот такой образ.
Еще один ваш хит —«Рейс Москва — Петербург». Он написан по каким-то событиям?
Песня «Рейс Москва — Петербург» написана очень давно. Это старая история. Было лето, когда я окончила университет. Родители настаивали, чтобы я пошла в аспирантуру, а я не хотела в аспирантуру, хотела во взрослую жизнь — работать и жить в Москве. И моталась между Петербургом и Москвой: ездила в Петербург сдавать нехотя экзамены в аспирантуру, а в Москве у меня была любовь. Я разрывалась между этими городами.
Что для вас лично успешная песня?
Для меня успешная песня — это та, которая цепляет, которую я хочу сама играть раз за разом.
Как вы определяете, что песня понравилась аудитории?
Во-первых, я вижу рейтинги прослушиваний и количество видео, снятых на музыку песни. Поэтому тут сложно не понять. А когда играю новую песню, например на каком-нибудь концерте, определяю, понравилась она или нет, по количеству людей, которые подходят после концерта. Осенью у меня выйдет запись песни «Хрупкие люди», которую я играю на концертах в Москве и Питере. Люди подходили и спрашивали о ней даже спустя пару месяцев.
Исполнитель — это целая команда. Сколько людей работает вместе с вами?
Я очень долгое время выступала одна и старалась вообще всю работу брать на себя по максимуму. Что касается записи, конечно же, самостоятельно не могу сделать все чисто технически и сыграть на всех инструментах. Поэтому у меня уже несколько лет подряд есть саунд-продюсер, с которым мы сотрудничаем, делаем аранжировки.
Что касается живых выступлений, я долгое время играла одна, но сейчас у меня ситуация эта счастливым образом меняется. 22 июля у меня будет концерт с полным составом музыкантов. Нашла этих ребят через друзей. Это, конечно, профессиональные музыканты. Мы уже какое-то время репетируем. Замечательные профессионалы.
Ваш поклонник — кто он? Как выглядит ваш типичный слушатель, если так можно сказать?
Мне всегда казалось, что мой зритель — это кто-то вроде меня. Когда видела на своих концертах девушек приблизительно моего возраста, мечтательных, романтичных, всегда думала: «вот это мой зритель». А когда у меня начался рост аудитории, стала замечать, что у меня на концертах появляются пятидесятилетние мужчины, солидные, в пиджаках, с сосредоточенными взглядами. Сначала думала, что это мужчины, которые приходят посмотреть на меня красивую, в красивом платье с красивым макияжем. Потом увидела: эти зрители очень хорошо знают слова и с большой отдачей подпевают, что меня озадачило еще сильнее. Подумала: что же не так? И, кажется, нашла ответ на этот вопрос. Дело в том, что я очень много пишу и пою о сложностях жизненных выборов, об определении своего пути, о понимании, кто я на самом деле. Эти вопросы задают себе не только девочки и не только моего возраста, но и вообще все люди. И они находят отклик интеллектуальный и эмоциональный в моем творчестве.
Сейчас активно развивается ИИ. Как вы считаете, может ли он помочь в написании песен и как именно?
Моя любимая шутка про искусственный интеллект: «Мы думали, что появится искусственный интеллект, и он будет мыть полы, стирать и убирать, а мы будем творить. Получилось наоборот: искусственный интеллект творит, а мы моем полы, стираем и убираем». Это забавно. Мне вообще не нравится слово «помочь», мне в этом помощь не нужна. Я достаточно автономный автор, который может сделать все сам. Будут ли люди, которые будут писать песни с помощью искусственного интеллекта? Возможно. Будет ли это хороший продукт? Не знаю, пока не видела настоящего аутентичного классного продукта, сделанного с помощью искусственного интеллекта. Хотя недавно, если честно, послушала альбом, написанный нейросетью. Это прикольно, но вообще не то, как бы написал сам исполнитель.
Какие у вас творческие планы? Чего ждать?
В июле у меня будет новый релиз. Это очень яркая летняя песня про любовь и про поездки по ночной Москве на байке, очень романтичная песня. Потом, конечно же, у меня будут продолжать выходить песни. Я регулярно стараюсь выпускать новые треки. Этим летом планируем снять клип на песню «По документам». Будет много концертов. Мы анонсируем скоро новые города, и у меня есть желание сыграть еще несколько концертов в ближайшем зарубежье.