Смоленск, Минск, далее везде: фестиваль «Евразия.DOC-2024»
30 сентября в Смоленске открывается Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC»
Теги: Национальная культура | Кинематограф | Смоленск | Фестиваль | Минск
Восьмой Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» пройдет в двух странах, России и Беларуси, и в двух городах — Смоленске и Минске — с 30 сентября по 5 октября 2024 года. Это, пожалуй, единственный киносмотр в мире, который занимается «перевозом» участников из одного города в другой, более того, из одной страны в другую.
Фестиваль, как живой организм, трансформируется, растет, развивается. «Его настрой, его, скажем так, образ формирует его программа. Поэтому каждый фестиваль не похож на предыдущий. В конкурсной программе участвуют разные фильмы из разных стран — европейских, азиатских, ближневосточных, западных, — с разным настроением, разными темами, разным менталитетом; все это вместе очень сильно влияет на восприятие фестиваля», — рассказала нам Наталья Маханько, режиссер и продюсер документальных фильмов, продюсер фестиваля «Евразия.DOC».
В этом году информационным партнером «Евразия.DOC» стал Издательский дом Perspectum. Мы разделяем с оргкомитетом фестиваля важную миссию: развитие многостороннего диалога между народами, культурами и странами, заинтересованными в формировании общих взглядов и позиций добрососедства; создание общего культурного, исторического, информационного и творческого пространства; поддержка наиболее талантливых и ответственных кинематографистов; налаживание творческих контактов, сотрудничества и др. |
Кого судим?
Участниками фестиваля станут как известные, так и начинающие кинодокументалисты из стран СНГ, Балтии и т. д. Всего в этом году для участия в конкурсе было отправлено 324 картины из 16 стран. В короткую программу вошли 32 документальных фильма, среди них: 18 картин из России, 6 — из Беларуси, 2 — из Кыргызстана, по одному из Армении, Узбекистана, Казахстана, Латвии, Азербайджана и Ирана.
«Благодаря нашему фестивалю мы можем видеть хотя бы небольшой срез работ из ближайших стран: что происходит там, что люди снимают, о чем они думают, из-за чего переживают, о чем хотят сказать своему зрителю», — рассказывают нам организаторы Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC».
В этом году в жюри основного конкурса вошли Наталия Гугуева (Россия) — главный режиссер Дирекции документального кино ОАО «Первый канал», член Союза кинематографистов РФ, неоднократный лауреат национальной премии «Лавровая ветвь»; Иван Эйсмонт (Беларусь) — журналист, председатель Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь; Эльдар Юлдашев (Узбекистан) — кинематографист, член Художественного совета Агентства кинематографии Узбекистана, член Совета по присуждению ученой степени Государственного института искусств и культуры Узбекистана; Ерлан Акчалов (Казахстан) — режиссер, доцент кафедры экранных искусств факультета «Кино и ТВ» Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова, и другие известные кинематографисты.
Что касается картин-участниц киносмотра, то, по мнению продюсера фестиваля Натальи Маханько, в большинстве своем они оптимистичные: «В этом году, мне кажется, мы собрали максимально позитивную программу. Фильмы, даже если они грустные и на какую-то тяжелую сложную тему, они не о горе, а о людях, которые хотят жить, любить, у которых все впереди. После просмотра этих картин у зрителя остается очень светлый отпечаток на душе. Хорошее послевкусие. Поэтому программа 2024 года отбиралась таким образом, чтобы было ощущение света в конце туннеля».
Обзор картин основного конкурса
Познакомим вас с семью картинами молодых и маститых режиссеров из стран-соседей России, отобранными жюри в шорт-лист короткой программы «Евразия.DOC».
«Мы видим музыку»
Сценарист и режиссер Арсен Аракелян, 30 мин., Армения, 2024
Арсен Аракелян — режиссер и продюсер документальных, художественных фильмов и телефильмов, участвовавших во многих кинофестивалях. Его новая картина рассказывает о единственном в мире учебном заведении, где юноши и девушки с нарушениями зрения — от слабовидящих до полностью слепых — живут и изучают музыку. Колледж расположен в городе Курске. Музыка объединяет молодых людей. Только ей дано восполнить недостаток визуальных образов в их душе и помочь им в дальнейшем полноценно участвовать в жизни общества.
«Скала»
Сценарист и режиссер Алтынай Адамалиева, 17 мин., Кыргызстан, 2024
Алтынай Адамалиева окончила Кыргызско-турецкий университет «Манас», факультет коммуникации, отделение радио, ТВ и киноискусства (2019–2024). Свою картину она сняла про женщину-фермера, которой заниматься животноводством гораздо сложнее, поскольку вокруг в ее профессии одни мужчины. Автор пытается ответить на вопросы: какие чувства она испытывает, хочет ли изменить свою жизнь, стало ли это для нее тяжелым бременем.
«Мама»
Сценарист и режиссер Айдана Асан кызы, 18 мин., Кыргызстан, 2022
Айдана Асан кызы родилась в крестьянской семье. Она младшая из пяти братьев и сестер. Окончила отделение радио, телевидения и кино факультета коммуникаций Кыргызско-турецкого университета «Манас». В настоящее время работает журналистом. В центре ее картины — 46-летняя Асель, которая работает медсестрой в детской больнице. Она трудится день и ночь, получая маленькую зарплату. С работы возвращается поздно и посвящает время своим восьмерым детям, выполняя материнские обязанности. Кроме того, ухаживает за соседями, оказывая медпомощь. Героиня фильма, несмотря на все трудности жизни, любит свою профессию, у нее доброе сердце.
«Аул стратегического значения»
Сценарист НургульТусупбекова, режиссер Болатхан Нусимбеков, 54 мин., Казахстан, 2023 г.
Болатхан Нусимбеков — член союза кинематографистов РК, член Национальной академии кинематографических искусств Республики Казахстан. Снимал документальные фильмы в горячих точках: в Армении — ликвидацию последствий землетрясения в Спитаке; в Чернобыле — ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; в Таджикистане — обострения конфликтов в 30-метровой зоне отчуждения на границе с Афганистаном.
Герои его новой картины живут на востоке Казахстана. Рядом проходит граница с Китаем. Но у местного населения есть еще одна граница — между прошлым и настоящим. С конца 1990-х годов люди стали массово уезжать из сел, где нет ни света, ни воды, ни дорог. Героям фильма приходится выживать, но они не собираются покидать родное село. Их держит привязанность к земле, необыкновенно красивая природа, древняя история края и надежда на большие перемены, которые, как они верят, не за горами.
«Вселенная Ивана Миско»
Сценарист Александра Маркова, режиссер Евгений Сетько, 39 мин., Беларусь, 2023
Евгений Сетько — лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси, лауреат международных кинофестивалей. Свою новую документалку он снял о народном художнике Беларуси Иване Миско — скульпторе, в творчестве которого основное место занимает космос. Это настоящая страсть художника, которой он верен много лет. Мастер живет ею и наполняет творческой энергией пространство вокруг себя, сохраняя в свои годы живой взгляд, ясный ум и прекрасную память в сочетании с житейской мудростью. Иван Миско — мэтр, глыба в истории белорусской культуры, а его мастерская в старой части Минска — самый настоящий музей.
«Вы чье, старичье?»
Сценаристы и режиссеры Шерзод Назаров, Адхамжон Абдурахмонов, 20 мин., Узбекистан, 2024
Молодой режиссер Шерзод Назаров родился в Ташкенте. Окончил Узбекский государственный институт искусств и культуры, факультет режиссуры кино и телевидения. В настоящее время — студент второго курса Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) в Ташкенте. Свою документальную картину он снял про трех дедов — близких друзей: Файзулло (79 лет), Мардона (73 года) и Хамрокула (83 года). Они объездили на велосипедах 11 регионов Узбекистана. В начале 2021 года снова собрались отправиться в тур, но охватившая весь мир пандемия помешала этим планам сбыться. Два года спустя у велосипедистов преклонного возраста появился еще один шанс приблизиться к своей мечте…
«Дом моего дедушки»
Сценарист и режиссер Лейлаханым Ганбарли, 25 мин., Азербайджан, 2023
Лейлаханым (Лейла) Ганбарли — многопрофильная художница, увлеченная кинопроизводством и изобразительным искусством. Изучала кинематографию в Азербайджане и Турции. Короткометражные документальные фильмы Лейлы достигли международной аудитории на фестивалях: Cinedoc Тбилиси, Международном фестивале документального кино Jihlava и Азиатском женском кинофестивале Iawart. Ее первый короткометражный документальный фильм «Дочь мясника» (2021) получил специальное упоминание жюри на Международном фестивале документального кино DokuBaku.
Новая картина посвящена корням, отчему дому, основе основ — нашим предкам. Спустя одиннадцать лет после смерти своего деда Лейла Ганбарли отправляется в путешествие из Баку в Оглангалу, деревню своего детства в Нахичевани, автономной республике Азербайджана, расположенной между Арменией и Ираном. Она путешествует, наполненная ценными воспоминаниями о времени, проведенном вместе с дедом.
Вперед, молодежь!
Также в рамках фестиваля «Евразия.DOC» будет проходить молодежный конкурс «Евразия.DOC: 4 минуты», который рассчитан на молодых авторов, способных выразить свой взгляд на современность в формате 4 минут.
ИД Perspectum с момента своего образования поддерживает молодых и перспективных, увлеченных своим делом людей из стран — соседей России: ученых, художников, режиссеров, актеров, музыкантов, спортсменов, волонтеров. Мы стараемся объединять людей поверх границ, вне политики, вокруг культуры и искусства, налаживать дружеские отношения, обмениваться опытом, идеями, мыслями. |
Поэтому мы с радостью схватились за возможность учредить в рамках молодежного конкурса свою премию, наградить и поддержать талантливого юного документалиста из России или страны — соседа России. Редакция журнала «Перспектива. Поколение поиска» отсмотрела 8 короткометражек из шорт-листа фестиваля, и 2 октября в Смоленском государственном институте искусств во время церемонии подведения итогов конкурса «Евразия.DOC: 4 минуты» мы вручим свою премию и свой приз. Следите за нашими публикациями! Мы объявим вам, кто наш герой, и обязательно расскажем, какие три картины заняли первое, второе и третье места конкурса по мнению компетентного жюри.
Всего на участие в конкурсе «Евразия.DOC: 4 минуты» было прислано 57 заявок от молодых авторов. В шорт-лист отобраны 8 короткометражек: три из России, три из Беларуси («Четыре трудных года из жизни Алексея Талая», реж. Екатерина Воробьева); «Разам ляцець да зор» («Вместе лететь к звездам»), реж. Мария Павлович, Анжелика Стефанович; «Не все равно» (реж. Полина Маккей), одна, сделанная в содружестве двух государств Россия — Беларусь («Яна Судар с даром из Дарево», реж. Екатерина Шеховцова), одна из Китая — «Любовь привела меня к жизни» (Хао Юнь, Чжан Хайян, Вэнь Дян).
Ноу-хау 2024
Также серьезным отличием фестиваля этого года от фестивалей прошлых лет будет новая номинация, которая называется «Приз зрительских симпатий». Приз лучшей документальной картине по мнению зрителей будет присужден по итогам их голосования в специальных коротких бюллетенях, которые будут раздаваться всем желающим. Зрители отдадут свои голоса за тот или иной фильм, потом эти баллы суммируются, посчитается средний арифметический балл фильма и по итогам будет присужден приз.
«Мне кажется, это интересная инициатива, когда зритель становится непосредственным участником фестиваля. В бюллетенях есть также оценки “плохо”, “средне”, что для нас, организаторов, станет еще и дополнительным социальным опросом — какие фильмы хотят видеть зрители, чтобы на будущий год подбирать картины немного под другим углом. Так как фестиваль — это еще и зрительская история, нам важно, чтобы зрителю нравились картины участников конкурса», — поделилась в разговоре с нами продюсер фестиваля Наталья Маханько, которая знает «Евразия.DOC» много лет: в 2020 году она была участником основной программы с фильмом «Лист ожидания», посвященным донорству костного мозга, в 2022-м стала членом жюри молодежного конкурса, а в 2024-м ее пригласили стать продюсером киносмотра.
По материалам сайта eurasia.film