Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Взрослые тоже играют в куклы
    Театры из Беларуси и Узбекистана приехали на фестиваль «Истоки» в Москву
Обновлено: 08.10.2024
Культура и традиции
5 минут чтения

Взрослые тоже играют в куклы

Театры из Беларуси и Узбекистана приехали на фестиваль «Истоки» в Москву



























































































Спектакль «Однажды Насреддин»
Спектакль «Однажды Насреддин», Ташкентский театр марионеток

Автор: Дарья Борисова


В Москве прошел II Международный фестиваль кукольников «Истоки». В течение пяти дней на сценах Академического театра кукол им. С. В. Образцова играли свои спектакли коллективы из России, Беларуси, Мексики, Монголии, Узбекистана.

В рамках фестиваля состоялась конференция «Ветви и корни. Театр кукол — сокровищница нематериального культурного наследия». И спектакли, отобранные к участию в программе фестиваля, делают доступным современному зрителю это культурное наследие разных народов — ведь чаще всего театр кукол работает именно с адаптациями сказок, легенд, фольклорных сюжетов. Так, например, Монгольский государственный театр кукол из Улан-Батора привез спектакль «Морин Хуур» по легенде о возникновении национального музыкального инструмента. Театр Тысячи Лиц из Мехико в спектакле «Калаверитас: радость жизни» рассказывает об истории возникновения мексиканской традиции праздновать Dia de Muertos ‒ День мертвых. Татарский государственный театр кукол «Экият» из Казани привез спектакль «Комедии Камала» по произведениям классика национальной литературы Галиаскара Камала. Коллективы из Узбекистана и Беларуси тоже средствами театра кукол рассказали о героях своей истории и любимых народом фольклорных персонажах.

Спектакль «Калаверитас: радость жизни»
Спектакль «Калаверитас: радость жизни», Театр Тысячи Лиц из Мехико

Осел Ходжи Насреддина и Колдун Молдун из Колдунабада

Например, Ходжа Насреддин — главный персонаж узбекского фольклора — стал главным героем спектакля Ташкентского театра марионеток «Однажды Насреддин», но без него не обошлось и в представлении «Аладдин и его волшебная лампа». Коллектив из Узбекистана сыграл два спектакля в один день, перед полными залами, и этот марафон стал настоящим праздником для маленьких зрителей и их родителей. Каждое кукольное представление Ташкентского театра предваряется интермедией, в которой участвуют живые актеры-масхарабозы — так называются артисты народного узбекского театра, «родственники» русских скоморохов. Они разыгрывают шуточную сценку и вовлекают зрителей в стихию игры. После такого разогрева малыши не стесняются «помогать» персонажам основного спектакля: предупреждают кукольного персонажа, что за спиной притаился враг, подсказывают, где искать волшебную лампу… Ташкентский театр работает в традиционной технике театра марионеток, когда кукловоды сверху дергают своих героев за ниточки, и те воспроизводят движения обычных людей. А если персонаж — какой-нибудь волшебник или джинн, то тут уж не обходится без полетов над подмостками. Например, главный злодей в сказке «Аладдин и его волшебная лампа», Колдун Молдун из Колдунабада, вылетает в Багдад на ковре-самолете, так же подвешенном над сценой на еле различимых ниточках-лесках, как и куклы. Но всех «человеческих» персонажей и человекообразных джиннов затмил осел… Не менее знаменитый, чем его хозяин, осел Ходжи Насреддина — звезда кукольной труппы Ташкентского театра марионеток. Задача у кукловода в случае этого персонажа, пожалуй, потяжелее, ведь у осла четыре ноги, а еще хвост и огромные уши, которыми он непрестанно крутит. Осла знают «в лицо» все торговцы на базарах Самарканда, Бухары и Багдада, так как его хозяин Ходжа Насреддин странствует по Востоку и разрешает имущественные споры в своей оригинальной манере. «Комедия по мотивам анекдотов Ходжи Насреддина» — так определяют жанр своего представления авторы спектакля «Однажды Насреддин». Невозможно не поддаться обаянию персонажей этих анекдотов — хитреца Насреддина, простодушных лавочников, даже ростовщика-скупердяя, который верит россказням Ходжи и оказывается наказанным за свою жадность. Вся мудрость трудолюбивого и жизнерадостного народа заключена в этих сюжетах о приключениях «базарного судьи», непотопляемого Ходжи Насреддина. По воле узбекских кукольников он вмешался даже в судьбу багдадца Аладдина — в спектакле «Аладдин и его волшебная лампа». Когда грозный шах, отец принцессы Будур собирается казнить шалопая и бедняка Аладдина, из-за кулис сцены и истории появляется именно Ходжа Насреддин со своим ослом — без них даже джинны не разрулили бы опасную ситуацию.

Спектакль «Аладдин и его волшебная лампа»
Спектакль «Аладдин и его волшебная лампа», Ташкентский театр марионеток

Ташкентский театр марионеток «Шелковый путь» привез в Москву две восточные сказки, но в его репертуаре и сказки других народов мира: «Как Колобок ума-разума набирался», «Колыбельная для Белоснежки», «Ганс и Гретель». В этом театре все очень традиционно: куклы на ниточках, простые декорации и никаких технологических, эстетических «прорывов». Но это не от бедности фантазии или кошелька, а от бережного отношения к наследию народного, демократичного театра. Трогательный момент: в спектакле «Однажды Насреддин», в эпизоде на самаркандском базаре, появляется… кукла-кукольник! Как и положено на азиатском рынке, меж рядов бродит артист с «куполом» вокруг головы и сквозь этот купол-сцену воздетыми кверху руками управляет куклами (на Руси так ходили по рынку с тряпочным Петрушкой). Замечательный «поклон» нынешних ташкентских артистов своим артистическим предкам.

Спектакль «Однажды Насреддин»
Спектакль «Однажды Насреддин», Ташкентский театр марионеток

Спектакль на ладье

А Брестский театр кукол (Беларусь) привез на фестиваль спектакль, скорее, для взрослых — ну как минимум для зрителей от 12 лет. «Евфросиния Полоцкая. Святыя лiтары» — это спектакль-житие, основанный на истории жизни особенно почитаемой в Беларуси святой. Режиссер этого представления — выпускник мастерской Руслана Кудашова в Санкт-Петербургской академии театрального искусства Денис Казачук. Он исповедует театр синтетический, в котором для достижения надлежащего художественного эффекта все средства хороши: и куклы (причем разного свойства), и живые актеры. Действие «Евфросинии» сосредоточено на одном объекте — ладье, которая являет собой как бы сцену на сцене. Собственно, кукла тут одна — сама Евфросиния, а остальные персонажи — плоскостные фанерные фигурки, выполненные с очевидным следованием художественной традиции фресковой иконописи (художник Ирина Титовец). Такое решение подчеркивает исключительность фигуры главной героини, праведницы, с 12-летнего возраста посвятившей себя Богу. В спектакле Казачука актеры за кукол отнюдь не прячутся, на них лежит нагрузка, как в драматическом театре, если даже не большая — ведь им надо держать тон высокого поэтического сказа. Спектаклю сложной формы и довольно пафосного звучания помогает выверенный ритм — «Евфросиния» хорошо «смонтирована», и оттого возвышенная история подвижнической жизни воспринимается как хорошо темперированная поэма.

Спектакль «Евфросиния Полоцкая. Святыя лiтары»
Спектакль «Евфросиния Полоцкая. Святыя лiтары», Брестский театр кукол (Беларусь)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!