Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 04.11.2024
Анна Хрусталева
7 минут чтения

У самого Белого моря

В Архангельске прошел фестиваль новой культуры «Белый июнь»






































































































































Чаеныш
Чаеныш – символ Белого июня. Фото Надежды Волковой

Книги, музыка, кино, арт, еда и игра – отцы-основатели позаботились, чтобы каждый гость фестиваля «Белый июнь» нашел, чем успокоить и порадовать свое утомленное от долгой зимы сердце. Два праздничных уикенда вместили в себя более 300 событий: от симфонических концертов и встреч со знаменитыми писателями до модных дефиле, дегустаций поморских блюд и средневековых реконструкций. Добавьте к этому жемчужный свет ни на мгновение не гаснущего в эти дни полярного солнца, и вы поймете, почему всего за три года фестиваль в Архангельске смог стать главным культурным событием русского Севера.


Аншлаг-аншлаг

– Здравствуйте, а «Бабушка» Бакмана есть?

– Была, но уже всю разобрали.

– Ой, жалко-то как «Бабушку», а что осталось?

– «Вторая жизнь Уве», но и ее совсем чуть-чуть. А вот посмотрите на «Кто такая Мод Диксон?» Александры Эндрюс. Дебютный роман, казалось бы, но если вам нравятся истории про сложных героев и литературные мистификации, проглотите залпом, обещаю.

Стенд издательства «Синдбад» – легенда книжных смотров. Рядом с ним всегда толпа страстных книгочеев от 16 до 116, и к финалу любого фестиваля он пустеет, как фуршетный стол на многолюдной вечеринке.

Но в этот раз дела у всех идут неплохо: не зря Архангельская область удостоена в нынешнем году титула «Самым читающий регион России». У «Молодой гвардии» чуть ли не в первый же день закончился «Иисус Христос» из серии «ЖЗЛ». Как горячие пирожки разлетелись стихи Егора Летова, опубликованные в музыкальном издательстве «Выргород». После творческой встречи с екатеринбуржцем Алексеем Сальниковым его новый роман «Оккульттрегер» (реалистическое фэнтези о нечистой силе, обитающей в спальных районах небольшого уральского городка) исчез с прилавков, будто его там никогда и не было, а к автору выстроилась длинная змеящаяся очередь – за автографом. Этот же «фокус с исчезновением» части тиража повторила и Вера Богданова, рассказывавшая о перипетиях сюжета в романе «Сезон отравленных плодов» – поколенческой драмы из жизни нынешних плюс-минус 35-летних. По завершении фестиваля все это человеческое и литературное оживление свели к сухим цифрам. Выяснилось, что в Петровском парке продали 77,4 процента привезенных туда книг.

В Архангельске прошел фестиваль новой культуры «Белый июнь»
Очередь за автографами Алексея Сальникова. Фото Надежды Волковой

Практически у всех звездных гостей «Белого июня» не одна, а несколько встреч с читателями. Чтобы все поклонники наверняка успели вживую увидеть любимого автора. Так, многократный финалист всех главных отечественных литературных премий Анна Матвеева участвует в презентации обновленного журнала «Юность», представляет свой новый роман «Каждые сто лет», а потом не может отказать в незапланированном свидании членам местного читательского клуба, которые во что бы то ни стало хотят обсудить с ней тонкости и нюансы ее прозы.

– Эта внезапная встреча оказалась лучшей из всех, что были у меня в последнее время, – говорит Анна. – Я сидела и слушала, как люди анализируют мои тексты, выуживая из них какие-то на первый взгляд незаметные и вроде бы малозначительные детали, как спорят друг с другом, и думала о том, что многим нашим профессиональным литературным критикам впору бы поучиться такому вдумчивому чтению.

Приятное наблюдение: и площадь перед главной сценой, и разбросанные по парку белоснежные «космические» шатры «Абрамов», «Гайдар», «Пейсахов», «Ломоносов» забиты под завязку не только тогда, когда там выступают столичные гости: Марина Степнова, Алексей Варламов, Сергей Шаргунов, Яна Вагнер, Марина Москвина, Дмитрий Воденников, Андрей Геласимов. У хозяев тоже нон-стоп аншлаг. Только стоя удается послушать лекцию Евгения Тенетова «Архангельск на книжной полке» и его же рассказ о сборнике «40 лет импровизации. Дни джаза в Архангельске», посвященном легендарному фестивалю, вписавшему столицу Поморья в историю мировой музыкальной культуры. На презентации книги «Долгая выдержка», повествующей об экспедиции Георгия Седова, тоже яблоку негде упасть. Такой ажиотаж объясняется просто: Тенетов в Архангельске – звезда первой величины. Писатель, журналист, директор Северного морского музея, художник – именно он нарисовал неофициальный символ «Белого июня», птенца чайки, которого тут ласково именуют чаенышем. Открытки с «чаенышем» раздают бесплатно. Остается лишь подписать и бросить в установленный здесь же почтовый ящик. И полетит эта птичка по любому указанному вами адресу дружеским приветом из неспящего, шелестящего страницами теплого северного города…

Алексей Сальников и Евгений Тенетов
Алексей Сальников и Евгений Тенетов. Фото Надежды Волковой
Дмитрий Воденников
Дмитрий Воденников на фестивале Белый июнь. Фото Надежды Волковой

«Жили-были сказки»

Издательский дом «Проект Медиа Групп» приехал на «Белый июнь» не с пустыми руками. Мы привезли в Архангельск своего «новорожденного» – сборник волшебных историй народов мира «Жили-были сказки», проиллюстрированный молодыми художниками из разных стран: России, Италии, Литвы, Германии, Украины, Беларуси, Казахстана, Грузии, Армении и Эстонии. Презентация вышла веселая и по-домашнему уютная. Сначала поговорили о наших журналах – «Перспектива. Поколение поиска» и «Человек и мир. Диалог». Об их героях, темах и миссии. Затем и сказки почитали. Таджикскую – про мудрого падишаха, который ради любви к простой девушке согласился освоить ремесло ткача, спасшее ему в итоге жизнь. Русскую – про Ивана-дурака, продавшего березе свою единственную козу. Казахскую – про двух поссорившихся, но потом вновь помирившихся батыров. Искали значение незнакомых слов и параллельные сюжеты, хотя это было и непросто – ведь для сборника специально отбирались максимально оригинальные истории, повествующие о мировоззрении и традициях каждого конкретного народа.

Жили-были сказки
Жили-были сказки в Архангельске. Фото Надежды Волковой

Долго и внимательно, чтобы не упустить ни одного тончайшего штриха, мы рассматривали иллюстрации к каждой сказке. Оказалось, что разгадать все загадки, «вшитые» художником с фантазией в свою работу, с наскока не получается. Все прямо как в латышской побасенке про ворону, варившую пиво на морском берегу: чем больше пьешь, тем вкуснее. В нашем случае – чем дольше вглядываешься, тем больше нюансов проступает сквозь водную рябь первого впечатления. Эта встреча еще раз подтвердила, что и читать «Жили-были сказки», и разглядывать рисунки лучше в смешанной компании взрослых и детей. Одни увидят и услышат одно, другие – другое. А потом все впечатления перемешаются и родится нечто третье. Сказка же!

В Архангельске прошел фестиваль новой культуры «Белый июнь»
К концу фестиваля стенд издательства Синдбад полностью опустеет. Фото Александры Конычевой

Дело «великого счастливца»

«Белый июнь» – фестиваль невероятно демократичный. Тут все для всех. Хотите послушать лекцию про новые тенденции в создании компьютерных игр или про современные любовные романы, стать гостем модного показа местных дизайнеров, обыгрывающих старинные поморские мотивы, или попробовать нарисовать собственный комикс – добро пожаловать, никто с вас билета не спросит. И даже на торжественную церемонию вручения Всероссийской литературной премии имени Федора Абрамова «Чистая книга» в Архангельский театр драмы в итоге попали все желающие – и с пригласительными, и без.

В Архангельске прошел фестиваль новой культуры «Белый июнь»
Многие лекции приходится слушать стоя. Фото Надежды Волковой

Премия, носящая имя одного из главных русских «деревенщиков», вручается раз в два года. На этот раз победу в номинации «Современная проза» разделили два автора: Максим Замшев с музыкальным романом «Концертмейстер» и культуролог, собирательница хантыйского фольклора Зинаида Лонгортова из Салехарда. Ее повесть «Путь от Оби. Под крылом матери вороны» – колоритная семейная сага, замешанная на реальной истории XX века и большом традиционном мифе.

В номинации «Литературная критика» экспертный совет отметил иркутского ученого Валентину Иванову за сборник литературно-критических статей и очерков «Наследие Валентина Распутина в современной иркутской литературе».

Символично, что специальной абрамовской премии за сохранение и развитие традиционных идеалов и ценностей отечественной словесности удостоена и дочь другого легендарного «деревенщика» – Виктора Астафьева. Анастасия Астафьева живет в Костромской области и, продолжая дело родителя, пишет о том, что наблюдает изо дня в день: о простых сельчанах, которые, по словам писательницы, «перепаханы» той жизнью, в которой оказались, которые не хотят покидать свои деревни.

Анастасия Астафьева
Анастасия Астафьева получает премию Чистая книга. Фото Александры Конычевой

– Их как будто бы нет, они забыты. А моя книга «Для особого случая» – о том, что они есть. И они живы, – объяснила Анастасия Викторовна.

И еще одна спецпремия – у прозаика Сергея Доморощенова, тридцать лет работавшего над биографией Федора Абрамова «Великий счастливец».

Сдержанная и беспримесная, а оттого невероятно элегантная церемония завершилась концертом первой скрипки петербургского Михайловского театра Ольги Волковой в сопровождении симфонического оркестра Карельской государственной филармонии – крупнейшего на Северо-Западе России. Сибелиус и Чайковский в исполнении 60 с лишним музыкантов – это зрелище! А потому, конечно, его невозможно было не повторить для всех, кто хотел стать его безусловной частью под жемчужным полярным архангельским небом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!