Философия Древнего Китая
Кратко о системах и течениях китайской философии
Теги: Китай | Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры | Философия | Китайская философия
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Особенности философии Древнего Китая
- Школы философии Древнего Китая
- Связь философии с религией и мифологией
Философское мировоззрение Древнего Китая — уникальное явление, наследие которого учёные изучают более двух тысяч лет. Китайские философские системы развивались в изоляции от остального мира, поэтому идеи, заложенные в их основу, отличаются от западной традиции. Расскажем кратко об основных чертах, школах, течениях и вопросах, ответы на которые искали древние мудрецы Китая. Более подробно узнать о древнекитайских школах философии можно в обзорной статье.
Особенности философии Древнего Китая
Все восточные течения называют философиями жизненной практики. В Китае философия в самом зарождении стала духовной наставницей (почти религией). Она влияла на формирование жизненных ценностей, культурного облика общества и исторического пути страны. Центральная тема древнекитайской философии — всеобщая гармония, взаимосвязь человека с космосом и окружающей его природой. Важную роль в этой концепции играют:
- идея триединства Вселенной — Небо, Земля, Человек;
- понятие об энергии Ци, разделяющейся на женское (Инь) и мужское (Ян) начала;
- существование нескольких школ, развивающих похожие идеи, и их борьба за статус ведущей;
- образ верховного вана (императора, сына Неба), исполняющего религиозные функции.
Школы философии Древнего Китая
Вся философия Древнего Китая базируется на нескольких исходных философско-религиозных учениях, среди которых особенно выделяют два: даосизм и конфуцианство. Первое основано, согласно легендам, Лао-Цзы, второе — Конфуцием. Изучение каждой школы в отдельности и в сравнении друг с другом помогает понять основы не только восточного мировоззрения, сильно отличающегося от нашего, но и уникальность китайской культуры в целом.
Даосизм
Учение основано на теории следования пути — Дао. Гармония с природой (окружающим миром и всем, что есть в нём) достигается через не-деяние. Основная книга даосизма «Дао Дэ Цзин» описывает всеобщую гармонию и невидимое, бесформенное, неисчерпаемое начало Дао, определяющее закономерность всего. В каком-то смысле даосизм — это пример религии без Бога. Ничего не делать — это не о безделье, а о следовании своему естественному пути. Даосские монахи определяют его через аллегорию опущенного в поток воды листочка. Если на листочек давить, пытаться остановить им течение, то произойдёт деформация и разрыв, а если за ним просто наблюдать, то он будет мирно и долго плавать на поверхности. С точки зрения даосизма, каждый человек — это и есть такой листочек, ищущий своё течение. Даосское учение касается разных сторон жизни: питания, физического развития, лечения болезней, компромиссного отношения с окружающими людьми. Традиционная китайская медицина, этика, основы живописи и многие гимнастики (кун-фу, ушу, цигун) уходят корнями в даосскую традицию.
Конфуцианство
Великий китайский мыслитель Конфуций выделил в своих философско-этических трактатах идеи гуманизма, служения, благородства, описал важность соблюдения норм поведения. В основе конфуцианства — ритуальные действия (Ли), которые помогают держаться «в рамках», соответствовать своему месту, совершать правильные поступки. Старшее поколение определяет жизнь младшего поколения, правитель управляет подданными, учитель наставляет учеников — через идею иерархии формируется образ идеала человека, «благородного мужа» с добродетелями и способностью помогать, быть полезным другим.
Другие школы, развивающие основные идеи
- Школа легизма рассматривала равенство всех людей перед Законом. Они выступали за развитие страны через укрепление правителя, ограничение общих свобод. Разрабатывали системы моральных норм, которые обеспечили бы общественный порядок.
- Моизм — школа дисциплины, во главу которой поставлены идеи равенства, взаимовыгоды и гуманного отношения к ближнему. Моисты выступали против растраты ресурсов на войны, роскошь и искусство, призывали объединиться на пути саморазвития.
- Чань-буддизм — религиозно-философское учение, развивающее основные положения даосизма. В основе — «путь освобождения» человека через постижение мира без логического осмысления. Мудрецы достигали дзенского (чаньского) состояния просветления через медитации, абстрактные загадки и беседы, освобождающие от словесно-логических ловушек.
На какие вопросы искали ответы древнекитайские мыслители
Многие мыслители Древнего Китая были государственными служащими, так как философию (написание трактатов, содержание школ и учеников) спонсировали местные правители. Фокус философских текстов, написанных для правящей элиты, был смещён на политическую сторону, поэтому многие основополагающие вопросы касаются социально-политических проблем:
- Как навести порядок в Поднебесной? Под термином Поднебесная здесь скрывается не только область Китая, а вообще весь населённый людьми мир, обитаемая Вселенная. Порядок в ней — это и строй общества, и отсутствие войн, конфликтов, противоречий.
- Каковы правильные механизмы правильного управления государством? Конфуцианцы предлагали управлять через добродетели (высокие моральные качества), а представители школы легизма через незаметную систему законов, основанную на поощрениях и наказаниях.
- Что должен делать человек, чтобы достичь состояния царства над Поднебесной? Что заставляет людей подчиняться?
Связь философии с религией и мифологией
Связь древней философии Китая с религиозно-мифологическими представлениями — многогранна. Древние предания и верования давали основу для размышлений о природе бытия, месте человека во Вселенной, его роли в миропорядке. Философские мудрости встраивались в религию и мифологию. На школы философов повлияли:
- культ предков,
- вера в то, что умершие влияют на живых,
- идея сопряжения мужского и женского начал.
Например, конфуцианство в своей основе построено на почитании предков рода, а даосизм во многом повторяет мифологические представления о космосе и природе.