Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 13.12.2024
Культура и традиции
7 минут чтения

Строгая красавица Галина Польских

К юбилею актрисы





















































































































За спичками
Кадр из фильма «За спичками»

Автор: Дарья Борисова


Те журналисты, которые пишут о кино и кинематографистах, знают: актрису Галину Польских нелегко уговорить дать интервью. Она редко рассказывает об обстоятельствах своей жизни. Да ей и некогда. Стоит только взглянуть на фильмографию Польских, как поймешь: это тот случай, когда возраст карьере не помеха.

Галина Александровна продолжает быть востребованной актрисой и сегодня. А первую свою большую роль в кино она сыграла в начале 1960-х.

Из того, что Галина Польских все же рассказывала о себе, известно, что жизнь преподносила ей множество испытаний. Она рано стала популярной, узнаваемой киноактрисой, но, увы, профессиональный успех не мог вытравить память о драмах детства и не служил страховкой от несчастий в дальнейшей частной жизни. Отец погиб на фронте, мать умерла, когда девочке было восемь лет. Галину воспитывала бабушка, которая перебралась в Москву из белорусского села после смерти дочери — чтобы внучку не отдали в детдом. Жили очень бедно, но школьницей Галина Польских участвовала в театральной самодеятельности — там-то и проросла в ней тяга к актерству. На прослушивание во ВГИК она пришла, что называется, с улицы. И поступила сразу, в актерско-режиссерскую мастерскую Михаила Ромма! Правда, оканчивала она институт с опозданием на год и с другим курсом. Из-за съемок в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго» Польских много пропустила, и знаменитые педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова предложили ей перейти в их мастерскую с потерей года. Жалеть о такой потере не пришлось — как правило, ученики Герасимова и Макаровой с первых шагов становились звездами советского кино.

Галина Польских вступала в профессиональную жизнь, когда в советском кино не было недостатка в молодых лицах, ярких индивидуальностях. И тем не менее она не стала «одной из», режиссеры буквально выстраивались в очередь в надежде заполучить ее в свой фильм. В первой же ее картине «Дикая собака динго» проявилась способность молодой актрисы воплощать сложные характеры. Первокурсница Польских в фильме Юлия Карасика сыграла школьницу Таню Сабанееву — девочку в переходном возрасте, которая не боится быть не как все. Таня переживает целую гамму чувств: обиду на мать за то, что та не сохранила брак с ее отцом, ревность к пасынку отца. В школе Таня спорит с учительницей, хочет все делать по-своему — даже на концерте читает вместо положенной басни любимое стихотворение. Видимо, недетские драмы, лишения, пережитые в детстве и отрочестве, принесли Галине Польских как актрисе очень глубинное понимание натур, подобных Тане.

Дикая собака динго
Кадр из фильма «Дикая собака динго»

Впоследствии многим героиням этой актрисы будут присущи строгость, внешняя «колючесть». Даже в лице, мимике Галины Польских соседствуют миловидная мягкость и крестьянско-пуританская чопорность. Вспомним, как встречает назойливого поклонника героиня Польских, продавщица грампластинок Алена в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве»: не слишком любезно, отвечает на шутливые заигрывания колкостями. Этот фильм стал символом кинематографической оттепели и принес славу всем исполнителям. Впрочем, у Галины Польских она уже была, ведь фильм «Дикая собака динго» посмотрели в год выхода больше двадцати миллионов советских зрителей!

Я шагаю по Москве
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Учитель актрисы режиссер Сергей Герасимов отвел Галине Польских важную роль в своем фильме «Журналист»: она сыграла работницу провинциального завода Шуру, которой удается устоять перед чарами столичного журналиста и тем этого самого журналиста немало озадачить, заставить разбираться в себе.

Журналист
Кадр из фильма «Журналист»

В списке работ Галины Польских в кино порядка ста пунктов… Она всегда так много снималась, что, кажется, даже не успела заметить, что пришло время «возрастных» ролей — оно стало для актрисы едва ли не самым насыщенным в карьере. Зрители всегда ждали ее появления на экране и верили ей. Галина Польских играла преимущественно в фильмах на отечественном материале, и из ее героинь сам собой составлялся собирательный образ русской женщины. Наверняка вы помните заполошную маму трех детей из фильма Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), вздорную тещу и одновременно терпеливую невестку Галину Аркадьевну из комедии Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977), Клавдию, которая ждет мужа с войны, несмотря на полученную похоронку («Тени исчезают в полдень»; 1970‒1971, реж. В. Усков, В. Краснопольский), наконец, немолодую красавицу Катерину, возлюбленную вчерашнего партийного функционера и нынешнего фермера Валерьяна Мухина в постперестроечной «народной драме» Евгения Матвеева «Любить по-русски» (1995). Сегодня же мы хотим рассказать вам о ролях Галины Польских в зарубежных фильмах или фильмах, сделанных в копродукции.

По семейным обстоятельствам
Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

«Мне было девятнадцать» (1968, ГДР)

Эту картину режиссер Конрад Вольф снял по собственным воспоминаниям. Он родился в Германии, в семье писателя-антифашиста Фридриха Вольфа, но с девяти лет жил в Москве. Семья эмигрировала в СССР, спасаясь от репрессий пришедших к власти сторонников Гитлера. В 1944-м Вольф был призван в ряды Красной армии и ступил на родную землю в форме советского лейтенанта. В 1960-е годы он уже считался лучшим кинорежиссером Германской Демократической Республики, в его фильмографии было восемь картин. Но у него оставался долг перед своими однополчанами, он хотел рассказать о том, как тяжело далось освобождение последних рубежей от фашистов.

Мне было девятнадцать
Кадр из фильма «Мне было девятнадцать»

В картине «Мне было девятнадцать» у Галины Польских небольшая, но очень важная роль. Она сыграла советскую девушку-регулировщицу в занятом Красной армией немецком городке. Когда в импровизированную комендатуру приходит юная немка, оставшаяся без крова и родных, ее советская сверстница в потрепанной шинели испытывает приступ ярости и обрушивает на немку обвинения во всех зверствах, которые творили фашисты на советской земле. В этой короткой сцене Галина Польских, дочь погибшего на войне солдата, воскресила чувства миллионов, переживших войну и вышедших из нее сиротами, вдовами.


«Знаки на дороге» (1969, Польша)

В 1967 году Галина Польских снималась в фильме «Баллада о комиссаре» и на съемках в Ялте познакомилась с польским оператором Ежи Липманом (группа из Польши находилась в Ялте в это же время — выбирала натуру). Режиссер «Баллады» Александр Сурин был сыном всесильного директора «Мосфильма» Владимира Сурина. У них с Польских начался роман, актриса ждала ребенка. Однако уйти из дома Суриных ей пришлось еще до появления дочери на свет: так невзлюбила ее свекровь. После расставания с «наследным принцем» Галину Польских ждала опала: режиссеры боялись брать ее в свои фильмы, чтобы не навлечь гнев директора киностудии № 1. И тогда ее спас ялтинский знакомый, соратник знаменитого польского режиссера Анджея Вайды, оператор Ежи Липман. Ученик Вайды Анджей Пётровский запускался с фильмом «Знаки на дорогах», и ему нужна была «простая и естественная польская девушка» на роль диспетчера на автобазе. Среди первых красавиц польского кино, находившегося на взлете, таковой не обнаружилось… И Ежи Липман рекомендовал советскую актрису с характерной для этой истории фамилией Польских. Она сыграла Ядвигу — принципиальную работницу предприятия, на котором водители подворовывают и сбывают на сторону цемент. Ядвига и новый водитель Михал имеют смелость противостоять мошенничеству.

Знаки на дороге
Кадр из фильма «Знаки на дороге»

«За спичками» (1980, СССР — Финляндия)

Этот фильм был задуман как акт укрепления культурных связей между двумя государствами в год празднования 25-летия установления особых дипломатических отношений между СССР и Финляндией. На «Мосфильме» планировали совместную кинопостановку по повести классика финской литературы Майю Лассилы «За спичками» (1910). Она была переведена на русский Михаилом Зощенко еще в начале 1950-х. Из этой веселой истории о приключениях двух приятелей, финских крестьян-хуторян Ихалайнена и Ватанена, можно многое понять про национальный характер. На пути следования Ихалайнена и Ватанена им встречаются такие же, как они, крестьяне, ремесленники, местные полицейские — словом, это своего рода экскурс в быт и нравы финского народа. Так как экранизация повести имела, помимо культурной, еще и дипломатическую миссию, ее осуществляли два режиссера: советский и финский. От «Мосфильма» — Леонид Гайдай, от финской киностудии Suomi-Filmi — Ристо Орко. Снимались и советские, и финские актеры. Галина Польских сыграла степенную финскую хозяюшку Кайсу Кархутар. Несмотря на «заказной» характер, фильм «За спичками» получился качественным, зрители в Советском Союзе его приняли хорошо (и сегодня его регулярно показывают по телевидению).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!