Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 20.04.2024
Культура и традиции
5 минут чтения

Гия Канчели

Биография и музыка композитора, фото, личная жизнь, музыкальные произведения
















































СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Путь к мировому имени

Личная жизнь

Музыкальные произведения грузинского композитора

Слияние кинематографа и музыки

Душа музыки


Многие люди хоть раз в жизни слышали мелодии Гии Канчели в советских фильмах «Кин-дза-дза», «Мимино», «Ханума!». Великий композитор запечатлел в музыкальных произведениях эффект «звенящего молчания», за этот приём его прозвали «маэстро тишины».


Путь к мировому имени

Путь к мировому имени
Фото: culture.ru

Гия Канчели родился в Тифлисе 10 августа 1935 года. Его семья не имела никакого отношения к искусству, отец был известным врачом, а мать занималась воспитанием детей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Семейная легенда гласит: акушерка, принимавшая роды, предсказала матери Гии Канчели, что её сын станет известным на весь мир музыкантом.

После окончания музыкальной школы мальчика не приняли в музыкальное училище, поэтому он поступил на геологический факультет университета в Тбилиси. На четвёртом курсе Гия Канчели успешно сдал вступительные экзамены в Тбилисскую консерваторию. Он выпустился в 1965 году, а через семь лет вернулся работать в качестве преподавателя. Параллельно с преподавательской деятельностью композитор занимал должность заведующего музыкальной частью в Тбилисском театре им. Шота Руставели. В 70-х годах мировая музыкальная культура познакомилась с чарующими мелодиями и навсегда влюбилась в музыку Гии Канчели.


Личная жизнь

Личная жизнь
Фото: archive.gov.ge

С супругой, которую дома ласково называли Люля, они прожили в браке более 50-ти лет. Гия Канчели признавался, что из-за постоянного творческого потока, уделял мало времени детям и дому. Жена, друг и муза в одном лице, высоко ценила композиторский талант мужа и не требовала от него большего участия. Их дети стали музыкантами.


Музыкальные произведения грузинского композитора

Музыкальные произведения грузинского композитора
Фото: archive.gov.ge

Первый концерт, который Гия Канчели написал для оркестра, вышел в 1961 году, в том же году появился квинтет для духовых инструментов. С 1967 по 1986 были написаны семь крупных симфоний, одну из которых, «Памяти Микеланджело», отметили государственной премией. Раннее творчество Гии Канчели осуждали за смешение стилей, но некоторые эксперты отмечали яркую творческую индивидуальность и особенное восприятие музыкального пространства. Кроме классических оркестровых произведений композитор прославился своими музыкальными сопровождениями к фильмам и спектаклям. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Гия Канчели написал музыкальные аранжировки к популярным театральным пьесам: «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта, «Ричард III» Уильяма Шекспира и «Царь Эдип» Софокла.

Музыку грузинского гения в разное время исполняли такие великие музыканты, как альтист Юрий Башмет, пианист Дэннис Рассел Дэвис, скрипач Гидон Кремер. Запись музыкальных концертов и симфоний производилась по всему миру: его музыку исполняли оркестры России, Финляндии, Австрии, Чехии и Грузии. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Последние 20 лет жизни Гия Канчели много сочинял: написал около 30 симфонических и камерных произведений, многие из которых до сих пор исполняются на на мировых сценах.

Самые известные музыкальные классические произведения

  • 1974 — Четвёртая симфония для оркестра («Памяти Микеланджело»);
  • 1989 — литургия «Оплаканный ветром»;
  • 1900–1994 — цикл «Жизнь без Рождества»;
  • 1996 — «Valse Boston»;
  • 1998 — «Sio»;
  • 1999 — опера «Музыка для живых»;
  • 2000 — «Valse Boston».

Слияние кинематографа и музыки

Слияние кинематографа и музыки
Фото: archive.gov.ge

Композитор сочинил музыку для 60 фильмов. Любовь кинозрителей началась после саундтреков и песен к картинам Георгия Данелии. Сначала появились трогательные мелодии к фильму «Не горюй!», затем песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе в кинокартине «Мимино». Творческий тандем Данелия — Канчели был непростым: они много спорили, переписывали сценарии и мелодии, но не могли творить друг без друга.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ. В автобиографической книге «Безбилетный пассажир» Георгий Данелия описывает свои чувства после посещения концерта симфонической музыки. Классическая музыка Гии Канчели была настолько завораживающей и совершенной, что режиссёру стало очень стыдно из-за того, что он заставляет композитора сочинять примитивные песни к своим фильмам.

Великие музыканты ценили не только симфонические произведения композитора. В 2000 году Гидон Кремер попросил Канчели создать пьесу для оркестра по мотивам музыкального сопровождения к фильмам «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали». Так родилось произведение под названием «Маленькая Данелиада», которую впервые исполнили в Германии. Эта музыка послужила прообразом для известного венского балета.

Музыкальная кинобиография

  • «Не горюй!» (1968) — реж. Г. Данелия,
  • «Мимино» (1977) — реж. Г. Данелия,
  • «Ханума» (1978) — записанный спектакль, реж. Г. Товстоногов,
  • «Слёзы капали» (1982) — сказка, реж. Г. Данелия,
  • «Житие Дон Кихота и Санчо» (1988) — постановка студии «Грузия-фильм», реж. Р. Чхеидзе,
  • «Паспорт» (1990) — реж. Г. Данелия,
  • «Давай сделаем это по-быстрому» (2001) — реж. Сергей Бодров-старший,
  • «Медвежий поцелуй» (2002) — реж. Сергей Бодров-старший,
  • «Полное дыхание» (2007) — реж. В. Пендраковский.

Душа музыки

Произведения Гии Канчели — это музыкальные истории и сказки, основанные на жизненном опыте и чувствовании мира. Например, в цикле «Жизнь без Рождества» композитор выразил своё отношение к поколению «счастливых атеистов», воспитанных в СССР. Мелодии Гии Канчели называли грустными и пронизывающими сердце. Сам композитор говорил, что при написании музыки старался создать свой театр со сценой, героями и драматургией. Во время создания музыкальных сопровождений к спектаклям и фильмам, он подчинялся автору-режиссёру и воспроизводил чужие мелодии. Два принципиально разных подхода к созданию музыки характеризуют многогранность творческого потенциала Гии Канчели. 

Композитор вошёл в мировую музыкальную культуру космополитом и экспериментатором, но красной нитью по всем произведениям проходила грузинская тема, основанная на фольклоре и полифонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю