Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Олеся Байкова
  • «Хорошие девчата, заветные подруги»
    60 лет назад в московском Центральном доме кино состоялась премьера фильма «Девчата»
Обновлено: 19.04.2024
Олеся Байкова
8 минут чтения

«Хорошие девчата, заветные подруги»

60 лет назад в московском Центральном доме кино состоялась премьера фильма «Девчата»






































































































































Олеся Байкова

Советские критики приняли фильм прохладно, посчитали картину «чересчур бытовой и мелковатой для советского киноэкрана», а чиновники присвоили только третью прокатную категорию, одобрив выпуск лишь 891 копии – весьма скромный тираж для огромного Советского Союза. Но зрители картину очень полюбили!

Лидером проката в 1962 году «Девчата» не стали, было сложно выдержать конкуренцию с «Человеком-амфибией» и «Гусарской балладой», вышедшими в том же году. Тем не менее фильм собрал почти 35 миллионов зрителей и превратился в народную картину. И до сих пор цитаты из фильма очень популярны и узнаваемы:

«Так хочется быть красивой! Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила бы! Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей – так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются! Вот!»

«Знаешь, мам Вер? Я вообще решила замуж не выходить! Одной спокойнее, правда? Хочу – халву ем, хочу – пряники».

«А вы всегда с папироской танцуете? И в шапке? Так вот, с такими я не танцую!»

Повесть Бориса Бедного «Девчата» была опубликована в 1961 году. Писатель-фронтовик до Литературного института успел окончить Ленинградскую лесотехническую академию и поработать на лесоповале. Он фактически написал книгу о своих рабочих буднях. Сценарная заявка поначалу никого на «Мосфильме» не заинтересовала, но производственные комедии как раз начали входить в моду. Режиссером был выбран молодой выпускник ВГИКа Юрий Чулюкин, за два года до этого снявший фильм «Неподдающиеся» с Надеждой Румянцевой в главной роли.

Снимались «Девчата» в 1961 году. Это было начало новой эпохи: комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги. Но сценарий Борису Бедному пришлось основательно переделать. Чулюкин настаивал на том, что будущая картина должна быть именно комедией. Сюжетные линии с Надей и Анфисой были основательно обрезаны, многие сцены переписаны, а соперник Ильи Ковригина Филя, который в книге был обычным хулиганом, стал передовиком производства.

Действие «Девчат» происходит зимой. Герои бродят по заснеженным улицам маленького рабочего поселка и часто жалуются на холод. На самом деле съемки проходили в трех разных локациях, и далеко не всегда актеры в валенках и тулупах были одеты по погоде. Лесоповал для съемок устроили на «Мосфильме». В павильонах построили целый поселок, на площадке посадили более трехсот деревьев, сделали леспромхоз, выстроили клуб и общежитие. Актеры были в восторге: пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке «в тайге». Но несмотря на дорогостоящие декорации, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось. Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в действующем леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба». Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях невозможно. Из-за сильных морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом. Когда снимали сцену, в которой повариха Тося приносит рабочим еду, раздали металлические столовые приборы. После нескольких дублей горячий суп в термосе успел остыть и, когда герой Рыбникова сунул алюминиевую ложку в рот – она тут же примерзла к языку, и пришлось отдирать ее вместе с куском кожи.

Часть фильма снимали в маленьком поселке Оленино Тверской области в августовскую жару на настоящей лесоперабывающей базе. На время съемок работы на базе решили не останавливать, просто выделили нижний склад. Там художники готовили декорации к фильму: укладывали бревна ватой и присыпали их нафталином, кран для перевозки бревен измазали известкой для имитации холода, использовали специальный вонючий газ, который на экране был очень похож на пар. Здесь уже актеры парились в тулупах и шапках. А финальную сцену поцелуя главных героев вообще снимали на Ялтинской киностудии в 30-градусную жару.

Подбор актеров для фильма стал одной из самых больших проблем производства. Изначально режиссер Юрий Чулюкин планировал отдать главную роль своей жене Наталье Кустинской (это она в «Иване Васильевиче…» обзванивала знакомых и сообщала, что едет с режиссером Якиным в Гагры). Актриса буквально влюбилась в героиню Тосю, едва прочитав повесть. Но художественный совет «Мосфильма» отверг ее кандидатуру, сочтя Кустинскую «чересчур красивой» для роли простой девчонки. После многочисленных проб худсовет сузил число кандидатур до двух актрис: Надежды Румянцевой и Валентины Малявиной. Казалось, что Малявина больше подходила на роль юной Тоси – на момент съемок ей исполнилось всего двадцать лет. Румянцевой же был 31 год. Но она так качественно подготовилась к роли и сумела создать настолько гармоничный образ, что в итоге худсовет утвердил именно ее. Глядя на Румянцеву, руководитель проекта и директор «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев сказал: «Редкого дара девчушка. Под эту пичугу надо специально писать сценарии». Немалую роль сыграло и то, что Румянцева уже снималась у Чулюкина в «Неподдающихся», и режиссер остался доволен сотрудничеством. К роли Тоси Надежда Румянцева отнеслась творчески и без помощи костюмеров придумала себе образ: легкое черное пальто, в котором героиня приезжает в поселок, было сшито по специальному заказу актрисы, а смешную шапочку-ушанку Румянцева выпросила у своего маленького племянника.

В зарубежном кинопрокате картина получила название «The Girls» и взяла несколько наград на международных кинофестивалях: почетный диплом жюри Международного фестиваля фильмов для молодежи в Канне, почетный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля и приз за лучшую женскую роль на IV Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата. Аргентинцы настолько впечатлились игрой Надежды Румянцевой, что прозвали ее «Чарли Чаплином в юбке» и «советской Джульеттой Мазиной». Румянцеву заметили иностранные режиссеры. Но только спустя много лет она узнала, что через Госкино ее пытались пригласить в США, а советские чиновники на все запросы отвечали, что актриса очень занята и сниматься за границей не может.

С главной мужской ролью тоже все оказалось непросто. Артиста на роль Ильи Ковригина подбирали под уже утвержденную Надежду Румянцеву. Передовика Илью могли сыграть Вячеслав Шалевич, Юрий Белов и Владимир Трещалов. Но руководство «Мосфильма» сделало ставку на Николая Рыбникова, который уже успел прославиться в фильмах «Высота» и «Весна на Заречной улице». Статус народного любимца гарантировал успех будущей картине. Но и на него сначала смотрели скептически: по сценарию Ковригину чуть за 20, у него спортивная фигура, и он хорош собой. Рыбникову же уже исполнился 31 год, и в то время он сильно поправился. Но для съемок актер сбросил 20 килограмм буквально за несколько месяцев.

Когда Рыбникова утвердили, он потребовал, чтобы Румянцеву заменили на его жену Аллу Ларионову. Это очень повлияло на отношения между исполнителями главных ролей. По воспоминаниям актеров фильма, на съемочной площадке Рыбников поначалу держался высокомерно и откровенно игнорировал свою партнершу. В какой-то момент Надежда Румянцева поставила его на место: «Николай Николаевич, фильм называется “Девчата”, а это означает, что все главные роли тут – женские».

На роль Кати взяли Люсьену Овчинникову. На съемочной площадке Румянцева и Овчинникова сдружились и после выхода фильма долго поддерживали хорошие отношения. «Мы с ней очень похожи. По хватке, по азарту, по характеру. Мне кажется, в “Девчатах” мы здорово друг друга дополняли», – рассказывала Надежда Румянцева.

Роль третьей Тосиной соседки, Нади, досталась Инне Макаровой, получившей до этого сталинскую премию за картину «Молодая гвардия» и сыгравшую сварщицу в фильме «Высота», где она познакомилась с Николаем Рыбниковым. Претендентками на роль скромной и тихой Нади, готовой выйти замуж за скупого, немолодого и несимпатичного Ксан Ксаныча, были актрисы Валентина Талызина и Маргарита Криницына. Но худсовет утвердил Макарову, которая на пробах заявила, что намерена сыграть более сложный образ. Надя была любимым персонажем автора повести и сценария Бориса Бедного. В книге она становится свидетельницей первого поцелуя Тоси и Ковригина и затем отказывает Ксан Ксанычу, потому что понимает: замужество без любви невозможно. Этот эпизод был в сценарии и в первой монтажной версии фильма. Но режиссер Юрий Чулюкин решил, что это неудачный финал для комедии, и сцену вырезали. Макарова была так обижена, что даже не пришла на премьеру фильма.

«Маму Веру» сыграла Нина Меньшикова. К сожалению, никаких свидетельств о ее пробах не сохранилось, да и актеры в своих воспоминаниях о ней пишут совсем мало.

Самой молодой актрисой на съемочной площадке стала Светлана Дружинина, сыгравшая Анфису. Ее главной конкуренткой на роль была Клара Лучко, признанная звезда, снявшаяся в «Кубанских казаках». Рыбников и тут хотел, чтобы роль досталась его жене. Но вместо нее утвердили недавнюю выпускницу ВГИКа Светлану Дружинину. Это во многом определило натянутые отношения между ними на съемочной площадке. После просмотра первых отснятых сцен пришел приказ снять Дружинину с роли. Руководству «Мосфильма» Дружинина показалась слишком яркой: «От такой ни один нормальный мужик не уйдет». Кроме того, бросалась в глаза разница в росте между миниатюрной Румянцевой и высокой Дружининой. Но Чулюкин отстоял актрису: она отлично вжилась в образ и прекрасно сработалась со всеми коллегами. За Дружинину заступились все актрисы из «Девчат»: они уже подружились, сработались и другую Анфиску себе не представляли. Ситуацию спас художественный руководитель фильма Юлий Райзман. Он подсказал режиссеру, как смягчить эффект, который производила Светлана Дружинина: нужно просто убрать все ее крупные планы и «подрезать ноги».

По задумке Юрия Чулюкина фильм «Девчата» должен был быть многосерийной картиной, в продолжении фильма режиссер хотел рассказать о судьбе каждой из девчат. Но этой мечте не суждено было сбыться, в 1987 году режиссер трагически погиб. В 1990-х годах в одном из своих интервью Светлана Дружинина, ставшая впоследствии режиссером, говорила о планах снять продолжение «Девчат», но проект так и остался нереализованным.

Немаловажную роль в популярности «Девчат» сыграла прекрасная музыка Александры Пахмутовой: она написала марш, фокстрот и вальс, прозвучавшие в фильме, песню «Хорошие девчата». Но абсолютным хитом стала песня «Старый клен» на стихи Михаила Матусовского.
В фильме ее исполнили Николай Погодин, игравший гармониста Сашку, и Люсьена Овчинникова, исполнявшая роль Кати. Несмотря на то, что оба они не были профессиональными вокалистами, их душевное и теплое исполнение песни запало в сердце зрителям.

Недавно фильм, как это стало модно, разукрасили. Можно относиться к этому по-разному, но картину не стали любить меньше, и уже правнуки первых зрителей смотрят ее с удовольствием!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю