Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Анна Хрусталева
  • Больше, чем поэт
    О чем размышляли участники IV Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера»
Обновлено: 19.04.2024
Анна Хрусталева
7 минут чтения

Больше, чем поэт

О чем размышляли участники IV Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера»

























































































































IV Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера»

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Как сердцу высказать себя…

В ритме сальсы

Папа может все что угодно

Призы IV Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера»


Фильм «Поэт» казахского режиссера Дарежана Омирбаева, только что получивший гран-при IV Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера», а до этого признанный лучшей режиссерской работой на Международном кинофестивале в Токио, вышел во французский прокат.

Хрестоматийная формула, гласящая, что поэт, он всегда больше чем просто поэт, оказалась верна не только в России и у близких нам по духу соседей.


Как сердцу высказать себя…

Французские критики, уже посмотревшие картину казахского мэтра, пишут о том, что в мире, снедаемом глобализацией, где малые языки и диалекты один за другим уходят в небытие, поглощаемые языком интернациональным, единым для всех, «Поэт» говорит о силе слова, его важности, стойкости и мощи. В наших широтах картина воспринимается несколько иначе: не как противостояние языков малого и большого, но как извечный спор разума и чувства, рационального, сиюминутного и иррационального, вневременного. Поэт, работающий редактором в заштатной газете, прекрасно понимает, что в сегодняшней жизни коммерческих объявлений его поэзия никому не нужна. Она словно бы онемела: кричи, не кричи — никто не услышит. И в этом ее испытание и трагедия. Надмирное утратило свою силу перед вещным. Но значит ли это, что нужно сдаться, навесить на сердце замок и перестать писать стихи?..

Кадр из фильма Дарежана Омирбаева "Поэт"
Кадр из фильма Дарежана Омирбаева “Поэт”

Об этом и короткометражный «Последний сеанс» — еще один фильм Омирбаева, показанный вне конкурса на закрытии «Московской премьеры». Его герой — совсем еще мальчишка, подросток. Казалось бы, бери от жизни все, пей ее большими глотками, юность одна, так выжми ее до последней капли, но что-то мешает. И это «что-то» — умение чувствовать глубоко, созерцать бытие в его мелочах, не вламываться в реальный мир в грязных ботинках, но лишь наблюдать за его текучей изменчивостью. Молодой человек не может признаться в любви девушке, которая ему нравится. Остается лишь смириться с тем, что другой оказался решительнее и напористее. И отойти, не мешать. Но чувство требует выхода, и где можно дать ему волю, как не в темном кинозале? Да вот только фильм запустят лишь в том случае, если будет продано минимум пять билетов. Пока же зрителей всего двое: наш герой да глубокий старик, непонятно как добравшийся до кинотеатра сквозь пургу. Не для себя, а ради того, другого, для которого этот сеанс, возможно, последний, парень решается на, казалось бы, нехитрый, но такой непривычный для себя поступок. Короткая, в общем-то, история, без начала и без конца, больше эскиз, чем полотно, она — иллюстрация к тому вопросу, который каждый из нас хоть раз да задавал себе: кто я этому миру, кто этот мир мне?

Кадр из фильма Дарежана Омирбаева "Последний сеанс"
Кадр из фильма Дарежана Омирбаева “Последний сеанс”

Это интересно

Если вы еще не знакомы с кинематографическим почерком Дарежана Омирбаева, рекомендуем посмотреть его картины «Кайрат» (приз «Серебряный леопард» и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно, Горан-при МКФ в Страсбурге,1992); «Кардиограмма» (приз ЮНЕСКО, МКФ в Венеции, 1995); «Киллер» (приз лучшему фильму программы «Особый взгляд» МКФ в Каннах, 1998).


В ритме сальсы

Фильм «Огонь» молодого казахского режиссера Айжан Касымбек показали в Москве во внеконкурсной программе. В противном случае у молодой дебютантки были бы все шансы составить серьезную конкуренцию своему именитому земляку: ее трагикомедия уже завоевала несколько солидных призов на международных киносмотрах. Среди них — гран-при МКФ «Одна шестая» в Екатеринбурге, приз за лучшую мужскую роль Толепбергену Байсакалову на кинофестивалях в Сочи, Лос-Анджелесе, Сингапуре. И это лишь верхушка наградного листа. Хотя история Айжан и ее команды стара как мир: маленький человек, горящий в огне жизненных обстоятельств. Ну скажите на милость, что нового тут можно рассказать?! Оказывается, можно, потому что гореть — еще не значит сгореть, а если выбрать правильный ракурс и нужную интонацию, любой затертый сюжет может засиять, как новый.

Кадр из фильма "Огонь"
Кадр из фильма “Огонь”

На фестивале неудачников Толик (Толепберген Байсакалов) мог бы не то что главный приз выиграть — бессменно жюри возглавлять! Все у него сикось-накось. Работа на хлебозаводе нервная: товар нужно развезти по торговым точкам, а всюду пробки. Естественно, Толик вечно опаздывает, за что не желающий входить в положение начальник Толика штрафует. А зарплата и без того крошечная. Слезы, а не зарплата. Семья Толика — двое детей, третий на подходе — ютится в съемной квартире. Денег на свою нет и не предвидится. Жена (блестящая актерская работа Маншук Айтмуханбетовой) бьется, как рыба об лед: печет пирожки для маленьких кулинарных лавок, попутно не отказывая в помощи никому, кто об этом попросит. Одна надежда на старшую умницу-дочь: однажды она непременно станет врачом и вытянет родных из нищеты. Как бы не так! Сауле еще и школу не окончила, а уже забеременела от одноклассника. Лучший друг говорит: займись латиноамериканскими танцами — прекрасно стресс снимают. Толик даже не успевает пальцем у виска покрутить, как друга разбивает инсульт (или инфаркт). Пока Толик мчит его в больницу, устраивает ДТП с участием полицейских. Теперь еще и их в больницу вези. Единственный выход — бросить все и бодро, в ритме сальсы, протанцевать прямиком в петлю. Но именно в тот момент, когда кажется, что все потеряно и выхода нет, в маленьком человеке и просыпается большой эпический герой, черпающий силы там, где до этого их лишь терял, — в собственной семье. И делает это не натужно, потому что, мол, долг и обязательства, а абсолютно естественно, в том самом ритме сальсы.

У Айжан Касымбек были все шансы снять очередную, стопятисотую беспросветную социальную трагедию. К счастью, она этим шансом не воспользовалась, но сделала то, что подсказали ей то ли режиссерское чутье, то ли природный оптимизм, то ли безусловная одаренность: вывела своих героев, а с ними и зрителей, на то перепутье, где каждый сам волен выбирать, куда и как ему двигаться… в любом удобном ему ритме.

Это интересно

Айжан Касымбек родилась в кинематографической семье. Ее отец — знаменитый казахский режиссер Канымбек-Кано Касымбеков, один из мэтров национального детского кинематографа.

ТРЕЙЛЕР «Огня»


Папа может все что угодно

Помимо нескольких внеконкурсных программ и конкурса полнометражных фильмов, который оценивало международное жюри под руководством режиссера Ларисы Садиловой, на «Московской премьере» работала и секция короткометражного кино. Тут тоже было свое жюри, возглавляемое кинорежиссером и киноведом из Таджикистана, экспертом Сети по продвижению азиатского кино (NETPAC) Шарофат Арабова. И здесь лучшей была названа киргизская лента Дастана Мадалбекова «Сын своего отца». По признанию режиссера, он сам вырос без отца, и однажды ему просто захотелось показать, а значит, и самому почувствовать настоящую мужскую любовь сына к своему родителю — без ярких проявлений чувств, без сентиментальности, в первозданном ее виде. Так родилась история про маленького, но такого взрослого человека, который живет с отцом, но на деле один, сам справляется со всеми бытовыми трудностями, что не мешает ему верить, что папа однажды непременно вернется к нему навсегда. А кто ждет, тот непременно дождется. Хотя бы в кино…

Кадр из фильма "Сын своего отца"
Кадр из фильма “Сын своего отца”

Это интересно

В конкурсных программах полнометражных и короткометражных фильмов IV Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера» приняли участие картины из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, России, Таджикистана, Узбекистана. В работе смотра приняли участие более сотни гостей из разных стран. 


Призы IV Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера»

Жюри Федерации киноклубов России
Специальное упоминание жюри
За честный взгляд на мир подростка
«Схема» (Казахстан), режиссер Фархат Шарипов
Приз «Колючий взгляд»
За тесную связь и преемственность поколений
«Водный мальчик» (Таджикистан), режиссер Файзулло Файзов

Международное жюри киноведов и киножурналистов
«Песни лета» (Россия (Республика Саха — Якутия)), режиссер Дмитрий Давыдов

Конкурс короткометражных фильмов
Специальное упоминание жюри
За поэтичность неизбежного
«С собой» (Россия), режиссер Никита Сичка
Специальный приз жюри
За инопланетный взгляд на земное
«У нас есть связь» (Россия), режиссер Виктор Прокофьев
Специальный приз жюри
За переосмысление традиций
«Эмма» (Армения), режиссер Мартин Матевосян
Гран-при
«Сын своего отца» (Кыргызстан), режиссер Дастан Мадалбеков

Конкурс полнометражных фильмов
Специальное упоминание жюри
За поиск новых форм киноязыка
«Песни лета» (Россия (Республика Саха — Якутия)), режиссер Дмитрий Давыдов
Приз за лучшую женскую роль
Ситора Фармонова («Тенгиз», Узбекистан (Каракалпакстан))
Приз за лучшую мужскую роль
Мехроджиддин Сафар («Водный мальчик», Таджикистан)
Специальный приз жюри
За изобразительное решение фильма — Эмиль Гузаиров («1000 грёз», Кыргызстан)
Гран-при
«Поэт» (Казахстан, режиссер Дарежан Омирбаев, продюсер Юлия Ким)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю