Реалисты против символистов
В столице открывается IV Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера»
Теги: Национальная культура | Кинематограф | Режиссеры | Актеры | Международный кинофестиваль
Казалось бы, только вчера на сцене столичного кинотеатра «Иллюзион» чествовали триумфаторов III Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера», а уже, оказывается, год пролетел, и сегодня сразу на нескольких столичных площадках начинает работу новый смотр, четвертый по счету. В его программе традиционные конкурсы полнометражных и короткометражных фильмов стран-соседей, ретроспективы, спецпоказы, вечера памяти и книжные презентации.
В минувшем году жюри полнометражного конкурса возглавлял мэтр казахского кинематографа Дарежан Омирбаев, а теперь его «Поэт» — меланхоличное размышление о роли искусства в подлунном мире — в числе восьми претендентов на гран-при. Среди конкурентов экс-председателя — знаменитый узбекский и российский режиссер Юсуп Разыков с черной комедией «Живитедолго» (именно так, в одно слово), киргизский классик Марат Сарулу и его философский детектив «1000 грёз», молодой таджикский кинематографист Файзулло Файзов, везущий в Москву сказочную притчу «Водный мальчик» и другие киномастера стран Содружества.
Программный директор полнометражного конкурса «Московской премьеры» Евгений Майзель говорит, что в этом году «урожай получился настолько пестрым, что при всем желании обнаружить в нем какое-либо поучительное единство — непросто». Можно разве что условно поделить все фильмы на социально-проблемные и фантасмагорические, символические. За команду реалистов играют феминистический «Тенгиз» Мансура Абдухаликова из узбекского Каракалпакстана, триумфатор Берлинале-2022 казахская «Схема» Фархата Шарипова и киргизская семейная драма «Продается дом» Таалайбека Кулмендеева. За символистов в числе прочих выступает россиянин Дмитрий Давыдов, один из лидеров современного якутского кино, со своей абсурдистской комедией «Песни лета». Все ленты, как следует из названия фестиваля, будут показаны в Москве впервые. Оценивает работы коллег международная судейская команда под предводительством режиссера Ларисы Садиловой, чьи последние фильмы «Однажды в Трубчевске» и «Огород» вошли в специальную фестивальную программу «Кино от Председателя».
Отдельную касту синефилов составляют ценители короткометражного кино. Будем считать, что «Московская премьера» перевернула на их улице целый грузовик с пряниками, показывая 22 новейшие ленты из 11 стран — Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Латвии, России и др. В этой секции работает свое жюри, которое возглавит молодой таджикский кинорежиссер и киновед, эксперт Сети по продвижению азиатского кино (NETPAC) Шарофат Арабова.
Несмотря на то, что на афише нынешнего фестиваля красуется совсем еще «юная» цифра 4, на деле «Московской премьере» уже почти 20 лет. Начиналась она на заре века, в 2003-м, первым ее президентом был легендарный Алексей Баталов. В какой-то момент смотр был поставлен на паузу, чтобы со временем возродиться в новом международном формате. В память о тех первых встречах в нынешней афише появилась ретроспектива «Кино за 20 лет», позволяющая пересмотреть на большом экране фестивальные киножемчужины прошлого: «Гадких лебедей» (2006) Константина Лопушанского, «Дикое поле» (2008) Михаила Калатозишвили, «Сибирь. Монамур» (2011) Вячеслава Росса, «Сумасшедшую помощь» (2009) Бориса Хлебникова, «Шапито-шоу» (2011) Сергея Лобана и другие, не только игровые, но и анимационные ленты, ставшие, каждая в свое время, настоящим явлением в тогда еще бурно развивающемся киномире.
Все сеансы «Московской премьеры» пройдут в кинотеатрах «Каро 7 Атриум», «Иллюзион», киноцентре «Домжур», а уже с сегодняшнего дня в Библиотеке-читальне имени Тургенева начинаются показы ретроспективной программы «Дружба народов». Когда в последний раз вы смотрели Иоселиани, Кулиева, Тарковского, Митту, Оджагова в тишине темного зала? Если давно — стоит повторить, если же и вовсе никогда, то самое время начать.
Ну и под занавес — об основном надкинематографическом событии смотра. Если минувший фестиваль отдал дань памяти выдающемуся грузинскому драматургу, режиссеру, основателю Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, то в этот раз его главным юбиляром объявлен Анатолий Папанов — вечер его памяти пройдет 3 декабря в Учебном театре ГИТИС.