Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Слово о театре
    К 90-летию Государственного академического русского драматического театра Узбекистана
Обновлено: 04.10.2024
Культура и традиции
16 минут чтения

Слово о театре

К 90-летию Государственного академического русского драматического театра Узбекистана






























































































































































































































































































Сцена из спектакля Гамлет У. Шекспир 2022 г. (Режиссер постановщик заслуженный артист Узбекистана Умаров В. М., художник - постановщик Чернов С. А.
Сцена из спектакля “Гамлет” У. Шекспир, 2022 г. (Режиссер-постановщик заслуженный артист Узбекистана Умаров В.М., художник-постановщик Чернов С.А.

Владимир Островский,
театровед, заведующий литературной частью
ГАРДТ Узбекистана


Открытие театра состоялось 21 октября 1934 года. Основателями театра являются художественный руководитель В. А. Чиркин и директор М. К. Вулконский. Это были люди, которые много сделали для становления культуры театра, усиления его творческой и общественной активности на основе принципов сценического реализма.

С первых дней своего существования коллектив начал активные и целеустремленные поиски своего творческого лица. Жанровое многообразие этих поисков выкристаллизовало главную линию развития театра: современные пьесы, поднимающие проблемы сегодняшнего дня, ставящие вопросы социальные, нравственные, этические.

В. А. Чиркин являлся режиссером по призванию и по складу характера. Он строитель театра, создавший весь художественный комплекс, вникая в каждую клеточку сложного театрального организма. К его лучшим постановкам относятся «Интервенция» Л. Славина (1934), «На дне» М. Горького (1936), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1936), «Отелло» У. Шекспира (1937), «Гроза» А. Островского (1937), «Дети Ванюшина» А. Найденова (1938), «Петр I» А. Толстого (1938), «Бай и батрак» Хамзы (1939).

В. А. Чиркин

Режиссура В. Чиркина отличалась утверждением высоких идеалов, яркой театральностью. Он сознательно стремился реализовать вахтанговский принцип взаимодействия чувства правды и чувства формы. Именно на этой основе создавал он свои лучшие спектакли.

Достаточно сказать, что на нашей сцене в разные годы шли спектакли по пьесам В. Вишневского, А. Арбузова, К. Симонова, В. Розова, М. Рощина, А. Салынского, М. Шатрова, А. Чхаидзе и многих других драматургов.

Жизнь Ташкентского русского театра драмы неотделима от тех процессов, которые определяли пути развития узбекского национального театра. Вместе с узбекским народом он прошел все этапы его социальных и культурных перемен. Различные обстоятельства накладывали на творческий облик театра свой отпечаток. Стремление отстоять свое право на существование определяло художественный пульс театра.

Театр имени М. Горького знают хорошо не только в Узбекистане. Его актерам рукоплескали зрители от Прибалтики до Камчатки. Не найдется уголка в бывшем Союзе, где бы не побывал на гастролях театр.

В 1936 году театру присвоено имя М. Горького. В 1967-м за большие заслуги в деле развития театрального искусства он был удостоен высокого звания академический.

Ташкентский театр русской драмы сыграл значительную роль в развитии театральной культуры Узбекистана. Щедро делясь богатейшим опытом русской сцены, он всегда был звеном, скрепляющим связи между русским и узбекским театральным искусством. В свою очередь, театр обогащался достижениями узбекской драматургии. Событиями явились постановки пьес Хамзы «Тайны паранджи» и «Проделки Майсары». На сцене театра были поставлены пьесы известных узбекских драматургов Н. Сафарова, А. Каххара, С. Азимова, М. Шейхзаде, С. Ахмада. Деятельность Ташкентского русского театра драмы — пример творческого содружества двух национальных культур.

Театр щедро раскрыл перед зрителем сокровищницу мирового искусства. Вольнолюбивые герои романтической драмы Шиллера и Гюго, образы великих трагедий Шекспира, яркие и жизнеутверждающие персонажи комедий Мольера и Гольдони, искрометный юмор которых подкупал зрительный зал, — все это духовное богатство было горячо принято ташкентским зрителем, полюбившим свой театр и его актеров.

Многие спектакли, по признанию критиков, стоят в ряду значительных достижений театрального искусства 1930-х — 1950-х годов. Это «Борис Годунов» А. Пушкина, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Маскарад» М. Лермонтова, «Три сестры» А. Чехова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «На бойком месте», «Волки и овцы», «Бесприданница» А. Островского, «Пигмалион» Б. Шоу, «Дачники» и «Мещане» М. Горького, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира.

Театр драмы им. Горького становится подлинным очагом реалистического искусства, в котором стремление к жизненной правде сочетается с яркой театральностью.

Актерский состав был весьма сильным, он и определял характер творчества театра. Режиссура была достаточно профессиональной. Благодаря незаурядному актерскому мастерству, творческому единомыслию, театр завоевал настоящий авторитет.

В годы Второй мировой войны немало сделано было актерами театра для тружеников тыла, часто они выступали в госпиталях, на мобилизационных пунктах, перед эвакуированными в Узбекистан. Всю свою энергию театр отдавал воинам Советской армии. В 1942 году актеры А. А. Гзовская, А. П. Розанцев, О. Е. Бежанбек в составе бригады узбекских мастеров искусств выезжали на Западный фронт. Они прошли по огненным дорогам Второй мировой войны. Что и говорить, в те суровые дни для воинов Советской армии встречи с театральным искусством были большим праздником. Надо сказать, что А. А. Гзовская, А. П. Розанцев, О. Е. Бежанбек проявили себя на фронтах войны не только одаренными артистами, но и храбрыми солдатами. Неоднократно артисты театра выступали на народных стройках: Фархадской и Саларской ГЭС. Первым спектаклем — откликом на события того времени — была постановка драмы «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа. В 1941–1945 годах театр обращается к произведениям патриотического звучания, прежде всего современным. Наиболее глубокого раскрытия жизни театр добился в спектаклях «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.

Поворот в творческой деятельности театра произошел в середине 1950-х годов, и определился он благодаря новой режиссуре, тяготевшей к самостоятельным поискам, к современной стилистике. С этого времени более заметным стало стремление коллектива к первооткрытиям. Этапными для театра явились постановки «Настоящий человек» по роману Б. Полевого (режиссер С. Макаэлян, 1954), «Клоп» В. Маяковского (режиссер Ф. Шейн, 1954).

В 1957 году А. О. Гинзбург был назначен на должность главного режиссера театра, являлся опытным практиком, волевым организатором, ярким постановщиком, создавшим множество интереснейших спектаклей.

А. О. Гинзбург

На сцене Ташкентского русского театра драмы им. Горького зрительским успехом пользовались его спектакли «Тайфун» Цао Юя (1957), «История пустой души» — первое воплощение романа-эпопеи А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1958), «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова (1959), «Испорченный ребенок» П. Досса, «Иркутская история» А. Арбузова (1960). Тонкие и глубокие по замыслу спектакли Гинзбурга отмечены яркой выразительностью и многогранным раскрытием актерских индивидуальностей.

1960-е — 1970-е годы отмечены яркой режиссурой и интересными актерскими работами. Наиболее значительным среди новых спектаклей стал «Гамлет» режиссера-постановщика А. С. Михайлова. Назначенный в сентябре 1960 года главным режиссером театра, он появился внезапно и словно поселился в театре, испытывая необыкновенный прилив энергии. Работая над пьесами, которые обычно прочитывались на сцене как жизнеподобные, А. Михайлов останавливал внимание на тех бытовых деталях, которые передают символическую суть идеи или явления. Потому так часто бытовая деталь становилась емкой метафорой. Примером тому спектакли «Третья голова» М. Эмэ (1961), «Живет на свете женщина» З. Аграненко (1961), «Яков Богомолов» А. М. Горького (1962), «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1962).

А. С. Михайлов

Из воспоминаний В. Э. Рецептера: «Михайлов относился к возникающей роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира, 1961) бережно, даже трепетно, он тщательно готовил меня к встрече с труппой, “проходил” по действию акт за актом, сцену за сценой, радовался каждому моему предложению и спору».

Из письма А. С. Михайлова В. Э. Рецептеру (26.02.1964, Казань): «Было мне в твоем (нашем) Гамлете особенно дорого желание сделать человека лучше. Его воздействие на Гертруду, на Офелию, на Розенкранца и Гильденстерна, его своеобразный гуманизм. Я лично больше всего за это люблю Гамлета: эта его черта делает глубже все остальное… И, думается мне, это особенно важно сегодня!..»

Из тетради А. С. Михайлова: «Театр, как союз чистосердечных людей».

В 1965 году как главный режиссер возглавил театр М. Л. Спивак. Этапными стали постановки «Полк идет» (1965) — воплощение романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» — и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1966), которые поражали смелостью образного решения, богатством фантазии, взволнованностью и любовью к человеку.

Спивак Михаил Львович – главный режиссер с 1964 года по 1967 год
Спивак Михаил Львович – главный режиссер с 1964 года по 1967 год

Спектакли М. Спивака «Человек со звезды» К. Виттленгера (1965), «Мой бедный Марат» А. Арбузова (1965), «Чрезвычайный посол» Ар. и П. Туров (1967), «Кровавый мираж» С. Азимова (1968) отличались тончайшим режиссерским мастерством и значительными актерскими удачами.

В конце 1960-х годов главным режиссером театра был назначен В. М. Стрижов. Его режиссура отличалась точностью и четкостью решений. Чем сложнее и многоплановее был драматургический материал, тем яснее, скульптурно осязаемее был режиссерский замысел и его воплощение. Спектакль «Ревизор» Н. В. Гоголя (1969) смешил и веселил. Комедия неслась в легком ярком темпе, с задорной скользящей легкостью. «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона (1970) — это было большое полотно в жанре мистерии. Яркость, броскость исполнения, подачи текста, яростные переходы к музыке, пению, танцу, мизансцены, захватывающие все измерения сценического пространства — вширь, вглубь, вверх.

Спектакли «Путешественник без багажа» Ж. Ануя (1969), «Дело» А. Сухово-Кобылина (1974), «Комедия ошибок» У. Шекспира (1974), «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1975), «На дне» М. Горького (1976) продемонстрировали высокую профессиональную культуру, чуткость в восприятии нового, что и снискало В. М. Стрижову славу режиссера, постановки которого всегда были желанны для зрителя.

Большой успех выпал на долю спектаклей режиссера О. А. Черновой. Она постоянно искала пути к сердцу современника, всегда была искренна в своих стремлениях. В 1957 году О. А. Чернова была приглашена на работу в качестве режиссера-постановщика, проработав 25 лет очередным, а затем главным режиссером (1978–1981). За годы работы в театре им. Горького Чернова поставила более 45 спектаклей. К ее лучшим постановкам относятся «В поисках радости» В. Розова (1958), «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (1960), «Океан» А. Штейна (1961), «Чайка» А. П. Чехова (1964), «Требуется лжец» Д. Псафаса (1964), «Материнское поле» Ч. Айтматова (1970), «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса (1972), «Валентин и Валентина» М. Рощина (1972), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (1978), «Хозяйка Авлабара» А. Цагарели (1973), «Берег» Ю. Бондарева (1979), «Закон вечности» Н. Думбадзе (1981) и многие другие.

Чернова Ольга Александровна – главный режиссер с 1977 года по 1981 год
Чернова Ольга Александровна – главный режиссер с 1977 года по 1981 год

О. А. Чернова всегда стремилась к углубленной работе с актерами над образом. Раскрывая актерскую индивидуальность, воспитывала в актере единомышленника и творца, подчиняя актерский ансамбль четкому режиссерскому замыслу. Все эти черты творческого метода Черновой выявляли основное достоинство всех ее постановок.

В 1984 году Ташкентский академический театр драмы возглавил В. А. Гвоздков. Окончив в 1979 году режиссерский факультет в ЛГИТМИКе у Г. А. Товстоногова, он выстраивал свой режиссерский путь в разных городах России — и, что характерно, нигде не начиная подмастерьем, а сразу беря театр как хозяин, в роли главного режиссера. Одной из первых пьес для постановки был определен «Полет над гнездом кукушки» Д. Вассермана. Многие в театре, да и вне его были несколько озадачены столь странным выбором названия для дебюта нового главного режиссера. Сейчас, по прошествии времени, уже можно проанализировать верность позиции, определенной тогда художественным советом театра. Ведь коллектив переживал далеко не лучший период своей жизни. После ухода предыдущего главного режиссера больше двух сезонов театр работал в направлении «художественно-административных поисков», и от театра стал отворачиваться наш «доверчивый зритель». Нужно было возвратить утраченное доверие.

Гвоздков Вячеслав Александрович – главный режиссер с 1984 года по 1990 год
Гвоздков Вячеслав Александрович – главный режиссер с 1984 года по 1990 год

«Нам необходимо строить театр — театр для зрителя прежде всего. В пустом зале сценическое искусство мертво. Театр обязан достичь к себе такого интереса, при котором проблема заполнения зала не существует», — эти слова Г. А. Товстоногова стали программными для нашего театра. Проблему зрителя театру пришлось решать быстро и эффективно, ориентируясь на лучшие достижения мировой драматургии.

Большим зрительским успехом пользовался спектакль «Полет над гнездом кукушки». В. Гвоздков говорил: «Мы вдруг почувствовали, что в этой пьесе поставлены те проблемы, от решения и понимания которых зависит и судьба каждого, и судьба человечества в целом. Сегодня мир может выжить, если сделать ставку на человеческое в человеке, на социальную справедливость по отношению к каждому, если во всех областях деятельности перестанут опираться на страх».

В середине 1980-х годов театр одним из первых в стране обратился к пьесе Александра Гельмана «Зинуля» (1985, режиссер-постановщик В. Гвоздков). А. Гельман в статье «Пусть они помогут людям добиваться справедливости» писал: «Я очень рад, что зрители Москвы увидят мою “Зинулю” в постановке Ташкентского русского театра. Это одна из интересных постановок этой пьесы в стране. Я хочу пожелать успеха ташкентским артистам».

В. А. Гвоздков имел свою творческую программу, стремился к созданию разнообразного репертуара, к первооткрытиям в сфере новой драматургии периода перестройки, был связан с авторами нового поколения 1980-х. Свидетельство тому — его спектакли: «Сад без земли» Л. Разумовской (1984), «С трех до шести» А. Чхаидзе (1984), «Рядовые» А. Дударева (1985), «Завтрак с неизвестными» В. Дозорцева (1987), «Диктатура совести» (1987) и «Дальше, дальше, дальше…» (1988) М. Шатрова.

В одном из лучших спектаклей «Рядовые» по пьесе А. Дударева выведены нерядовые, а точнее, незаурядные люди. Таким был толстовский Платон Каратаев, такими были персонажи «Русских людей» К. Симонова. Именно незаурядные натуры всегда интересны для искусства. Рядовые по званию, по положению не обозначает рядовые по характерам, иначе художнику нечего раскрывать в них, тогда окоп окажется только ямой; горящая Москва 1812 года — просто сдавшимся городом; люди, водрузившие знамя Победы над рейхстагом, — всего лишь бойцами, но не героями легенды.

Постановщик спектакля В. Гвоздков все внимание сосредотачивал на «человеческой натуре» сценических героев. Он не боялся показывать их столкновения, открытость эмоций, точно угадывая то внутреннее накаленное состояние, с которым и приходили они к своей последней победе, той, что пишется сегодня с большой буквы. Отсюда была достоверность сценических построений. Спектаклю присуща обжигающая достоверность фронтовой атмосферы, зримость, грубая осязаемость солдатского быта. Драматизм каждой судьбы в спектакле был доведен до предела.

Герои-рядовые выстрадали свою человечность. Они очищались собственными страданиями, а страдания других старались брать на себя. Они ценили добро как залог продолжения жизни, добро, за которое сражались, не жалея свои жизни.

Спектакли, поставленные В. Гвоздковым, выстраивали линию серьезного разнообразного репертуара и энергичной режиссуры, наполненной экспрессивной зрелищностью и изысканной образностью. В гастрольных поездках его спектаклям рукоплескали зрители на всей территории бывшего СССР.

В 1990 году В. Гвоздков передает эстафету своему однокурснику по ЛГИТМИКу В. М. Шапиро, назначенного на должность художественного руководителя театра. Свое назначение он воспринял с чувством огромной ответственности и поставил перед творческим коллективом и перед самим собой задачу развивать лучшие традиции, заложенные предшественниками.

Шапиро Владимир Михайлович – главный режиссер с 1990 года по 2015 год
Шапиро Владимир Михайлович – главный режиссер с 1990 года по 2015 год

В. Шапиро был режиссером по призванию и по складу характера. Он являлся строителем театра, создавал весь художественный комплекс, вникал в каждую клеточку сложного театрального организма, всецело сосредотачивался на нем. Глубоко проникая в мир драматургического произведения, он извлекал из него то самое важное, что необходимо театру именно сегодня. Его режиссура отличалась четкостью замысла и фантазией, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и значительностью мысли.

Постановки В. Шапиро «Через год в тот же день» Б. Слейда (1990), «Мастер-класс» Д. Поуэлла (1991), «Дурацкая жизнь» С. Злотникова (1991), «Зойкина квартира» М. Булгакова (1991, 2014), «Графиня Юлия» А. Стринберга (1991), «Все в саду» Э. Олби (1992), «Священные чудовища» (1992) и «Ужасные родители» Ж. Кокто (1997), «Великая магия» Э. де Филиппо (1993), «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева (1994), «Лысая певица» Э. Ионеско (1994), «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.-Б. Мольера (1995 г.), «Затмение, или Игра пустоты» по мотивам пьесы Ф. Саган «Замок в Швеции» (1998), «На всякого мудреца довольно простоты» (2000), «Бешеные деньги» (2009) и «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» (2014) А. Н. Островского, «Женитьба» Н. В. Гоголя (2001), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (2000), «Фигаро — эскиз» по комедии П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2004), «Вишневый сад» (2005), «Дядя Ваня» (2015) А. П. Чехова и многие другие спектакли привлекали и привлекают внимание публики глубоким пониманием драматургии, своеобразием и выразительностью режиссерских решений, сценической культурой.

Более 45 спектаклей поставил В. Шапиро на сцене ГАРДТ Узбекистана. Они определяли его художественный почерк, который нельзя отделить от сценографии, музыки, пластики и других компонентов спектакля. Основанные на продуманных решениях, все они входили в его спектакли как точное выражение замысла.

На примере истории Государственного академического русского драматического театра Узбекистана отчетливо видно, что театр тогда одерживает победу, когда он верен своим устремлениям, своим лучшим традициям, когда он не забывает о своем назначении. ГАРДТ Узбекистана прошел сложный путь. Были неудачи, сомнения, были периоды подлинного расцвета, творческого подъема. Но и сегодня театр постоянно ищет пути к сердцу современника, всегда искренен и прям в своих стремлениях.

Зрительским успехом пользовались спектакли «Иди, мое творение, в народ!..» по мотивам произведения А. Навои «Хамса» (2016), «Ревизор» Н. В. Гоголя (2017) в постановке Б. Хамидова, «Жанна» Я. Пулинович (2015), «Самоубийца» Н. Эрдмана (2018) в постановке М. Каминского.

Выполняя нужную миссию наведения мостов между культурами, Государственный академический русский драматический театр Узбекистана является плотью от плоти русского искусства, что является источником постоянно ощущаемой потребности коллектива в обращении к золотому фонду русской драматургии — классике и современной российской пьесе. Сегодня на афише театра имя А. Н. Островского — «Бешеные деньги», «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» в постановке В. Шапиро, «Волки и овцы» в постановке И. Авдюшкиной.

Сцена из спектакля Волки и овца А. Н. Островский, 2023 г. (режиссер - постановщик заслуженная артистка Узбекистана Авдюшкина И. Г., художник - постановщик Егорова Д. А.
Сцена из спектакля “Волки и овца” А. Н. Островский, 2023 г. (режиссер-постановщик заслуженная артистка Узбекистана Авдюшкина И. Г., художник-постановщик Егорова Д. А.

В репертуаре постоянно находятся пьесы А. П. Чехова («Медведь», «Предложение»), М. А. Булгакова («Зойкина квартира»).

Сегодня на сцене театра представлены пьесы современных российских драматургов: Н. Коляды («Баба Шанель»), Г. Хугаева, («Черная бурка»), С. Алёшина («Страсти по-испански»), М. Варфоломеева («Миленький ты мой!»), С. Носова («Времени вагон»), А. Галина («Дорогие мои старики»), С. Лобозерова («Именины с приключениями»), В. Шукшина «Старик, девушка, молодой человек и какая-то женщина»).

Вне поля зрения творческого коллектива не остается и зарубежная драматургия. Спектакли по пьесам У. Шекспира («Гамлет»), Г. Фигейредо («Эзоп»), А. Рейно-Фуртона («Профессор в законе»), Р. Хоудона («Как украсть бриллианты?»), Т. Джюдженоглу («Лавина»), Ж. Летраза («Крошка»), Н. Саймона («Аромат любви»), Л. Хеллман («Потерянная душа»), М. Шизгала («Тигр») привлекают внимание зрителей.

В творческой биографии коллектива ГАРДТ Узбекистана значительную роль играют постановки главного режиссера, заслуженного артиста Узбекистана Валихана Умарова. Его спектакли «Одинокая лодка» Э. Агзама (2019), «Лавина» Т. Джюдженоглу (2019), «Смятение праведных» А. Навои (2021), «Ханума» А. Цагарели (2022), «Гамлет» У. Шекспира (2022), «Пушкин. Последние дни» (автор сценария В. Умаров, 2023) привлекают внимание зрителей художественной индивидуальностью режиссера, которая дает о себе знать через его метод. Режиссерский метод В. Умарова, как об этом свидетельствуют его спектакли, — это действенный анализ. Он стремится пробудить в театральной публике действенный импульс и доставить ей наслаждение выразительным, впечатляющим зрелищем.

За 90 лет существования в театре выросла выдающаяся плеяда артистов. Имена народных артистов СССР Галины Загурской и Михаила Мансурова, народных артистов России Романа Ткачука, Владимира Рецептера, Игоря Ледогорова, Виктора Вержбицкого, народных артистов Узбекистана Евгения Яворского, Клавдии Ефремовой, Веры Александровой, Людмилы Грязновой, Владимира Русинова, Светланы Нарбаевой, Абзала Рафикова и многих других вписаны золотыми буквами в театральную историю Узбекистана.

Рождаются поколения новых людей. Беспрерывный поток жизни создает новые ценности, новые мечты. У каждого века и поколения свой пульс времени, своя мера вещей. Сегодня мы формируем духовный мир человека, а современники диктуют нам идеи и художественные формы.

Государственный академический русский драматический театр Узбекистана, возрождая славные традиции прошлого, целеустремлен в будущее. И в юбилейном 90-м сезоне мы с волнением ждем встречи с взыскательным зрителем, строгая оценка которого поможет нашему дальнейшему творческому росту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!