Дальневосточные территории в середине XIX века были малолюдными. К моменту подписания в 1858 году Айгунского договора между Россией и Китаем, обозначившего юридические границы между двумя государствами и присоединившего к российским землям юг Дальнего Востока, здесь проживало менее 18 тысяч человек. В основном коренное население – нивхи, нанайцы, ульчи, эвены, эвенки, орочи, удэгейцы. Далеко в прошлом остались походы на Амур отрядов казаков под предводительством Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова. В середине XVII века удальцы вдохновились рассказами о Даурских землицах, как тогда называли Приамурье, ее несметных богатствах в виде пушнины и серебра, отправились в трудный путь встречь солнцу и стали первыми русскими, с кем столкнулись местные народы.
Походы на восток были делом государственной важности. Первопроходцев обязывали не только собирать ясак, но и осваивать новые земли, строиться, пахать землю, выращивать хлеб. В отписке Хабарова, пришедшего проведать Даурию в 1649 году, сообщалось: «с тех мест, где поставитца город и остроги, будет вам, великим государям, в ясачном сборе и хлебной пахоте прибыль». Так по Амуру и его притокам стали появляться зимовья и остроги: Ачанский (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655). Известный российский ученый, исследователь в области исторической демографии В. М. Кабузан приводит такие цифры: в 1660-е — 1680-е годы в Приамурье насчитывалось более 20 крестьянских слобод, деревень и заимок: Покровская, Перелешина, Игнашина, Монастырщина, Озерное, Андрюшкино и другие, где проживали около 800 пашенных крестьян, казаков и промышленников.
Административным центром стало основанное Ерофеем Павловичем Хабаровым поселение Албазин. Там активно развивали хлебопашество, снабжали зерном Забайкалье и другие районы Восточной Сибири. Понимая важность закрепления на Амуре, в 1682 году правительство учредило в этом первом русском городе воеводство, и отныне все важные документы скреплялись серебряной печатью с изображением орла и надписью: «Печать великих государей Сибирские земли Албазинского острогу». Уникальный предмет сохранился и находится в собрании Государственного Эрмитажа. С судьбой Албазина, простоявшего 38 лет, осажденного маньчжурским войском и в итоге сожженного дотла, связана и главная святыня русского Приамурья – чудотворная икона Албазинской Божией Матери «Слово Плоть Бысть», которая сегодня находится в кафедральном соборе Благовещенска.
Закрепление в Приамурье вызвало противодействие со стороны Китая. Тогда Москва не смогла удержать освоенные земли, и после подписания в 1689 году с империей Цин мирного Нерчинского договора, ее подданные покинули край на 200 лет. Новый виток в освоении Дальнего Востока начался в середине XIX столетия, но его успех во многом был связан с первопроходцами и первопоселенцами века XVII. Это подтверждал выдающийся отечественный мореплаватель Г. И. Невельской: «Потомство с признательностью сохранит имена их, дошедших до нас в сибирских повествованиях, потому что они первые проложили путь по неизвестной реке, открыли существование неизвестных до того времени народов и уже своим водворением на ее берегах доставили России неоспоримое право к возвращению этой страны».
Первые сплавы по Амуру солдат сибирских линейных батальонов и забайкальских казаков организовал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский. Необходимость скорейшего и окончательного закрепления на восточных рубежах была вызвана возникшей англо-французской опасностью. В мае 1855 года, спустившись по Шилке, в амурские воды вошла флотилия из 76 деревянных барж, баркасов и плотов, груженных всем необходимым для строительства на левобережье дальневосточной реки крепостей и застав. В будущем они превратились в города-форпосты Благовещенск, Хабаровск, Владивосток.
Отмена крепостного права, проблема малоземелья, особенно остро коснувшаяся малороссийских и центрально-черноземных губерний, затем аграрный кризис 1880-х — 1890-х привели к обострению социально-экономических отношений в деревне, вызвав всплеск переселенческого движения. Для крестьян Астраханской, Самарской, Тамбовской, Воронежской, Черниговской, Полтавской губерний Дальний Восток с его просторами и природными богатствами представлялся чуть ли не земным раем. Все тот же С. В. Максимов побывал в эти годы на Амуре и зафиксировал реальные картины из жизни переселенцев. Писатель спрашивает одного из новоприбывших, не тоскует ли он по родине, и получает ответ: «Да чего тосковать-то? Здесь еще, пожалуй, и лучше, и повольнее. Паши и городьбу городи, где хочешь: места много».
Согласно «Правилам для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири», переезжавшим в дальневосточный край крестьянам предоставлялись льготы: до 100 десятин (109 га) земли на семейство, пожизненное освобождение от подушной подати и на 10 лет от рекрутской повинности. Позднее под председательством П. А. Столыпина был создан комитет по заселению Дальнего Востока, предоставлявший еще большие преференции: переезд за казенный счет, безвозвратные ссуды 100–200 рублей (до 7 месячных зарплат квалифицированного рабочего. — Ред.).
Поначалу люди добирались до амурских берегов сухопутным путем через Сибирь, в основном большими группами или целыми деревнями. Шли пешком. Скарб, детей и стариков везли на телегах. Дорога была трудной и занимала два-три года. В Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова хранится удивительный знак того времени – окаменелая краюха хлеба. Экспонат доставлен В. К. Арсеньевым в 1914 году, и его же рукой сделана запись на этикетке: «Хлеб, которым питались первые переселенцы в дороге в 1869 году». Ситуация кардинально изменилась с открытием в 1882 году регулярных рейсов из Одессы во Владивосток: люди садились на суда Добровольного флота и уже через пару месяцев оказывались в пункте назначения. А когда Транссибирская магистраль приросла Уссурийской железной дорогой и в 1902 году открылось движение по Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), переселенческое движение приобрело массовый характер. Только в Приамурский край с 1900 по 1917 год перебралось около 350 тыс. крестьян, в Амурскую область — почти 155 тыс., а всего с момента заселения региона здесь обосновалось около полумиллиона человек.
Так формировался новый облик Дальнего Востока, основу которого составляли русские и украинцы, в меньшей степени белорусы и поляки. По данным переписи 1897 года в Амурской области и Приморье проживало 162 545 (47,3 %) русских и 54 422 (15,8 %) украинцев. Возникали места компактного проживания земляков, своеобразные филиалы старой родины. Например, в Приморье с его относительно мягким климатом и весьма плодородными почвами преобладали черниговцы и киевляне, а район Зейско-Бурейской равнины заселяли выходцы из Полтавской губернии. В целом же дальневосточное славянство сложилось в единый этнический комплекс, а в результате контактов с коренным населением приобретало и региональные черты. От северных этносов крестьяне узнавали секреты успешного рыболовного и охотничьего промысла, а те, в свою очередь, перенимали дощатые лодки, засолку рыбы, элементы одежды.
По мере интеграции в империю началось интенсивное изучение края, еще недавно представлявшего для науки белое пятно. Польско-российский этнограф Вацлав Серошевский провел в ссылке в Якутии 12 лет и стал первым исследователем, оставившим описание быта и нравов якутов. Другой польский уроженец Бронислав Пилсудский (родной брат известного Юзефа) отбывал срок на Сахалине, где начался его путь этнографа. Он изучал культуру айнов и написал классические труды об этом загадочном народе. Благодаря книгам знаменитого русского путешественника и писателя Владимира Арсеньева, переведенным на многие языки, о дальневосточном регионе и его самобытных народах узнал большой мир.
Национальность — дальневосточники
В марте в Хабаровске прошли Дни украинской культуры, инициатором которых выступила общественная организация «Зеленый клин», существующая уже больше 30 лет. Яркий праздник, расцвеченный колоритными костюмами, сочной речью и старинными песнями в исполнении народного хора «Мрия», соединил людей разных национальностей, но имеющих общий дом. Для потомков переселенцев такие встречи важны, они дают ощущение корней, которые глубоко проросли в дальневосточную почву, но сохранили этнические черты.
Село Полётное появилось на карте Хабаровского края в 1906 году. Сегодня здесь живут внуки и правнуки основавших его выходцев из Белоруссии, каждый год они проводят фестиваль «Купале в Приамурье». Несколько лет назад в приморском городе Уссурийске создали общественную организацию «Белорусы Приморья», филиалы которой существуют также во Владивостоке, Находке, в селах Михайловка и Николаевка. В Партизанске активно работают «Сябры Белоруссии»: потомки первых переселенцев не только транслируют на праздниках и фестивалях музыкальное и декоративно-прикладное искусство своего народа, но создали музей, где собраны старинные предметы, отражающие его традиции. В Благовещенске есть «Белорусское землячество», по его инициативе в областной библиотеке появился отдел национальной литературы.
Славянский мир стал частью всего региона, а потомки укоренившихся здесь украинцев, русских, белорусов, поляков считают себя дальневосточниками. Этническая идентичность и культурные коды часто сохраняются на уровне семейной памяти. Кто-то до сих пор бережет иконы и вышитые рушники, с которыми деды и прадеды шли обживать неведомые земли, воссоздавая модель прежней жизни. За два столетия на берегах Тихого океана сложилась особая культура, многоликая и самобытная. Здесь звучат белорусские гусли и шаманский бубен нанайцев, задором наполняют русские плясовые и хороводные. Светлую печаль дарят украинские напевы.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 3 (16), июль – сентябрь 2024 г.