Как в Республике Корее освещают жизнь коренных народов России
ПАК ЧЖУН ГОН
В номере 2 «ЧиМ» был опубликован очерк южнокорейского этнографа и теледокументалиста Пак Чжун Гона о первых межкультурных коммуникациях съемочной группы из Сеула с кочевниками российского Севера («Первый контакт корейцев и ненцев» https://perspectum.info/pervyj-kontakt-korejtsev-i-nentsev/ ). Мы предлагаем вниманию читателей продолжение этой темы.
Этнографические кино- и телефильмы испытали почти 100-летнюю эволюцию вместе с развитием съемочной техники и научных методов. Как отметил один из самых авторитетных современных теоретиков кино американец Билл Николс, первые документальные фильмы 1920–1930-х годов снимались в разъясняющем стиле (expository style). Технический прогресс 1960-х значительно снизил вес оборудования и повысил мобильность, благодаря чему подача материала стала наблюдательной (observational style). Со временем появился рефлексивный стиль, а затем и перформативный (перформатив – речевой акт, равноценный поступку. Билл Николс называет им субъективный, эмоциональный авторский взгляд на реальность через призму личного опыта. – Ред.), берущий начало в 1980-х через интерактивную форму.
Этнографические фильмы в сфере межкультурных коммуникаций представляют собой ресурс, который недостаточно используется, но обладает огромным нереализованным потенциалом. Можно предположить, что в будущем их роль будет расти.
Основатели
Полевая работа в области визуальной антропологии и этнологии с помощью записывающей и воспроизводящей техники развивается столь стремительно, что некоторые актуальные вчера практики становятся безнадежно устаревшими сегодня. Так, письменная работа в полевых условиях зачастую заменяется визуальными средствами. Фильмы 1920–1930-х годов знаменитого американского этнопсихолога и антрополога Маргарет Мид, оказавшие большое влияние на эту область знания, проявили себя отличным подспорьем для написания научных работ. Однако с течением времени фильм, который находился на вспомогательных ролях, сам занял важное место в исследованиях.
Одним из первых этнографических фильмов был «Нанук с Севера» («Nanook of the North»), созданный Робертом Флаэрти еще в 1922 году. В нем показана жизнь инуитов – коренных жителей арктической Америки, и он до сих пор вызывает споры по проблеме воспроизведения реальности. В научном смысле работа классика документального кино привела к осознанию важности жанра: стало ясно, что это поворотный момент для антропологических исследований вообще. До Флаэрти никто из кинематографистов не жил так долго среди участников съемок, не становился одним из них, не вовлекал их в совместное творчество по созданию фильма.
Вслед за ним Маргарет Мид с мужем Грегори Бейтсоном сняла процесс своего исследования на Бали. Хотя фильм об этом нельзя полностью считать этнографическим, он внес важную лепту в развитие всей области знания.
Нельзя не отметить и достижения советских исследователей, которые практически шли нога в ногу с западными коллегами. Начиная с картины «Лесные люди» 1928 года режиссер и сценарист Александр Литвинов в соавторстве с выдающимся ученым Владимиром Арсеньевым создал внушительное творческое наследие о российском Дальнем Востоке. В основе сценария лежал литературный шедевр Арсеньева «Лесные люди – удэхейцы». Как указывал член-корреспондент РАН Андрей Головнев, авторы фильма показали реальную жизнь удэгейцев как она есть. Экранизация другой книги Владимира Клавдиевича – «Дерсу Узала» (1923) – режиссера Акиры Куросавы в 1975 году принесла ее создателям всемирную известность.
Первым советским исследователем Севера, взявшим на вооружение кино, стал лингвист и этнограф, создатель письменности самодийских народов Георгий Прокофьев. Это важный и значимый пример того, как научный деятель впервые выступил в роли культурного почтальона для межэтнического контакта. Как отметил в своих трудах современный исследователь народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока Дмитрий Арзютов, к 1930 году ненцы уже несколько раз попадали в кинообъектив.
С развитием технологий современный мир стимулирует глобализацию, в которой межкультурная коммуникация оказывает большое влияние на понимание сущности культур других народов. Если в конце XX века кино- и теледокументалистика служила средством получения информации, то теперь появилась возможность получать информацию и высказывать свое мнение более широко и быстро с помощью интернета и социальных сетей (SNS).
Исследователи
До недавнего времени евразийский север был terra incognita для корейского телезрителя и интернет-пользователя. Оба региона очень разные. Республика Корея гораздо южнее Арктики, подвержена воздействию муссонного и субтропического климатов, со значительным населением (по данным министерства госуправления и внутренних дел РК – 51,7 млн человек), причем 40% живут в городах, этнически гомогенна, 70% территории страны – горы, а не тундровые равнины.
Холодная война послужила основным сдерживающим фактором получения информации о Сибири. Корейские СМИ должны были юридически санкционировать свои репортажи о Советском Союзе и подвергались цензуре, когда представляли его города, культуру и даже художественную литературу. Информация о народах Севера не могла быть получена напрямую, и ее приходилось собирать через СМИ и научные материалы из соседней Японии, Европы и США. Специалистов по русскому языку было мало, они сталкивались с ограничениями при получении информации. Стоит заметить, что в 1960-х годах большинство корейских телеканалов и кинокомпаний зависело от поддержки и культурной политики США. Перед кинопроизведениями 1960-х стояла задача вдохновлять культурную гордость азиатов.
Из-за этого до 1990-х годов документальные фильмы в стране выходили редко и преимущественно рассказывали о российских корейцах. На момент распада СССР в Корее накопили настолько мало информации о Сибири, что даже не всегда знали, какие этнические меньшинства населяют определенные районы России. По статистике комитета по развитию кинофильмов РК, в 1960–1970-х годах вышло около 300 фильмов. Несколько были посвящены северному соседу, например, по теме сталинских репрессий или жизни советских корейцев. Но съемки в СССР не велись, видеоряд составляли из архивных материалов. До начала 2000-х годов корейские документалисты и зрители надеялись на продукцию британской корпорации ВВС и разных неправительственных организаций, пока не пришло осознание, что открывать этническое разнообразие России нужно самостоятельно.
Телевидение сыграло гораздо большую роль в процессе знакомства с народами Севера и Дальнего Востока России, чем любая другая медиасреда. Жанр документального кино не имел особой популярности и не достиг коммерческого успеха и общественной поддержки даже несмотря на то, что в прошедшие годы было снято немало замечательных произведений. А вот ТВ со своими документальными программами вывело зрителя на так называемую «дорогу общения» и получило высокие рейтинги. Например, фильм о чукчах телеканала KBS в 2007 году помог лучше понять жизнь и окружающую среду народа, который был совершенно неизвестен в нашей стране.
Огромным событием для Кореи стал фильм телеканала SBS «Последняя тундра» (The Last Tundra) о жизни ненцев и хантов. Подробно об этом я писал в статье «“Культурный почтальонˮ идет на север» в номере 2 журнала «Человек и мир. Диалог», поэтому сейчас ограничусь несколькими дополнениями. Проект уникален масштабами (съемки в Ханты-Мансийском, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах), продолжительностью (более года), отсутствием прецедентов (даже подготовленные члены съемочной группы почерпнули многое, не говоря уже о героях фильма, которые ничего не знали о корейцах, нашей культуре, быте, кухне, фольклоре, музыкальном стиле K-Pop), трудностями кочевания по тундре, использованием новейшей цифровой аппаратуры, влиянием на телевизионную аудиторию. Любопытно, что после эфира традиционные ненецкие пимы (сапоги) из оленьей шкуры на некоторое время стали модной обувью в Сеуле, в том числе в известном квартале Каннамгу. Также ненецкие мотивы в церемониальной одежде (например, для свадеб и фестивалей) использовались корейскими модельерами.
«Последняя тундра» стимулировала и общий интерес моих соотечественников к кочевникам Севера. Разные телеканалы стали чаще снимать и показывать сюжеты о ненцах, коми и других коренных народах России, в рамках эволюционизма считавшихся «отсталыми». Их имидж претерпел серьезные преобразования в Южной Корее. Настоящей сенсацией общенационального масштаба стала телепередача «Мировое образование» (World educational place) канала EBS о системе образования ненецких детей. Съемочная группа в составе трех человек в Ямальском районе ЯНАО показала детей оленеводов, изучающих школьные дисциплины в интернатах и чумах.Корейская образовательная политика не предусматривает начальных школ-интернатов. Кроме того, среди школ средней и старшей ступени лишь несколько являются интернатами, и подавляющее большинство учеников посещают классы, постоянно проживая дома. Поэтому метод обучения в тундре вызвал сильные эмоции у корейских зрителей.
Не меньший резонанс получила программа «Кулинарная одиссея» о культуре питания коми – таежных и тундровых кочевников. Авторы подробно рассказали о разнице между кухнями в тайге и тундре, а также сравнили с блюдами других народов, продолжив работу в Воркуте. Режиссер хотел показать переход человечества к современной еде через традиционную кухню и сделал главными героями семьи Павла Ледкова и его брата, которые живут на севере Республики Коми. Значимость этой программы заключалась в том, что она напомнила зрителям, которые ранее слышали только о самоедах и тунгусах (устаревшие названия самодийских народов и эвенков. – Ред.) азиатской внешности, о существовании в России оленеводческих народов, которые принадлежат к европеоидной или контактной расам. Еще моих соотечественников поразил тот факт, что кочевники сохраняют шаманизм и тотемизм, исповедуя православие.
С 2011-го по 2019 год передача «Тематическое путешествие по миру» (World theme travel) канала EBS, где я работаю ведущим, представляла народы России. В тот период мы познакомились с культурой и традициями народов Северного Кавказа, Алтая и Севера России. Наши коллеги с канала EBS снимали материалы о нанайцах, нивхах, орочах и удэгейцах, живущих на российском Дальнем Востоке. Большой интерес в Корее вызывает и байкальский регион, в том числе история, культура и религия бурят. Интерес к России меняется и качественно, распространившись даже на сферу энергетики и промышленности. Так, передача канала KBS «Холодный прорыв» (Cold Rush) 2018 года была посвящена Северному морскому пути, газодобыче и работе ледокольного флота в акватории Ямала.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 3(4), июль – сентябрь 2021