Калтакбози: готовим палки
Таджикские танцы — искусство, спорт, любовь.
Теги: Традиции | Таджикистан | Национальная культуры
Древние памятники изобразительного искусства и письменные источники доказывают: без музыки и танца таджикский быт был немыслим. Самые старые наскальные рисунки II–I тысячелетия до н. э. в пещерах Саймалиташ в Ферганской долине изобилуют изображениями групп танцующих людей, причем, если просмотреть их как слайд-шоу, можно увидеть движения, сохранившиеся в национальных плясках до сих пор.
В более поздних изображениях, открываемых в ходе раскопок Халчаяна (недалеко от современного города Дехнау) и древнем Пенджикенте (VII–VIII век) есть изображения ритуальных танцев и церемоний, частично бытующих и по сей день. Так, в глухих селениях Памира и сейчас исполняется «Пойамал»: танец около умершего. Его исполняют близкие родственники покойного, устанавливая связь с потусторонним миром, в который только что его проводили.
Китайские исторические хроники отмечают большую популярность в Китае в VI–VIII вв.гастролей среднеазиатских танцоров, в числе которых были таджики из Самарканда и Худжанда. Сохранились даже хвалебные оды о танцовщицах, написанные китайскими поэтами. Сейчас они особенно ценны не только эпитетами, но и описаниями движений,среди которых есть почти пошаговая фиксация самаркандского женского танца на мяче.
Танцы на пирах описывают и классики персидско-таджикской литературы во главе с Фирдоуси, автором легендарной «Шахнаме» (X век). А в XVI веке Зайниддин Махмуди Васифи в своих мемуарах приводит имена виднейших танцоров — Максудали, Тохири Чакка, Мохчукурак и других, изображенных на ценнейших живописных миниатюрах своего времени.
Станцевать ее характер
Под мерный перестук ударных и тихий звон колокольчиков группа девушек раскрывает руки и поводит плечами, будто качаясь на невидимой волне. Они исполняют древний танец подруг невесты на свадьбе: их движения характеризуют будущую жену. Какая она —спокойная, но решительная, ласковая, но строгая, и так далее. Сейчас перед нами концертный номер: поставленная композиция. А в обряде канонические элементы варьируются произвольно. Это как тост: все знают, что нужно сказать в определенном случае, но делают это по-разному.
Невеста и жених тоже танцуют, выражают друг другу свои чувства. Главное — глаза. В таджикском танце взгляд может быть равен жесту, он передает множество смысловых оттенков. Главное — пронзить сердце мужчины. Если девушке это удалось, мужчина должен полоснуть себя ребром ладони по груди наискосок. Это значит, что он готов вырвать свое сердце и преподнести его девушке в подарок.
В женских традиционных плясках основное внимание обращено на движение рук, головы и плечевого пояса. Движения ног и корпуса обычно плавные, подобные аккомпанементу,подчеркивающему прихотливые виртуозные темы, пропиваемые руками. Они постоянно находятся в движении, сплетая причудливые узоры, то мягкие и волнообразные, то резкие и отрывистые. Акцентировка доверяется кистям и даже пальцам: именно они завершают танцевальные фразы четкими графичными фигурами. Явственно прослеживаясь в разнообразных плясках, этот нехитрый принцип ничуть не сковывает хореографическую фантазию таджикских народов. Устойчивых типов танца, бытующих в разных областях страны, насчитывается такое же несметное множество, как узоров и орнаментов легендарных персидских ковров. Персидские корни в традиционной национальной культуре Таджикистана очевидны. При этом его жители всегда гордились тем, что живут в самом сердце Азии, и охотно дополняли свои исконные танцы элементами других азиатских традиций. В древних манускриптах четко прописано, что таджикские города Ура-Тюбе, Ходжент и др. с незапамятных времен славились талантливыми танцорами, имели свои школы мастерства и своих исполнителей-профессионалов.
С мечами, ножами и палками
Сегодня уже нет гаремов, дворцовых пиров и многого другого, что раньше составляло привычный образ жизни. Однако в таджикском быту и сейчас можно увидеть практически все основные типы плясок: танцы с музыкальными инструментами, танцы с аксессуарами и танцы с оружием. Последние — мужские, и сейчас они, конечно, носят декоративный, ане состязательный характер. Танцы с мечами или кинжалами очень динамичные, это изображение поединка. «Шамшербози» (танец с саблями), «Кордбози» (танец с ножами), «Калтакбози» (танец с палками) не только сохранились, а даже популярны. Танец с палками не такой воинственный, но довольно агрессивный и опасный. Это спортивное действо: один нападает, другой защищается. Нападающий во время танца кружит вокруг соперника, старается застать врасплох и ударить палкой по ногам. Противник должен отбиваться. Дальше с победителем может сражаться следующий танцор.
Посчитаем платки
У женщин едва ли не самый красивый танец — с платком, одним или несколькими.Классическое число платков — семь. Они крепятся на пояс, как юбка, поверх надевается балахон прямого кроя с разрезами, в танце эти платки выхватываются из-под балахона.Чаще всего танцы возникали из подражаний ремесленным движениям. Самые древние — из пантомим, изображающих какой-нибудь труд: «Гилем Вифт» (тканье ковра), «Шибитз» (размельчение шерсти), «Ангушти Ошпаз» (танец повара).
Не менее разнообразна категория танцев с музыкальными инструментами. Главный из них в таджикском танце — дойра, таджикский бубен. Но исполнять можно с любым национальным инструментом, которых более 20 видов. Танцы могут быть как под собственный аккомпанемент исполнителя, играющего на инструменте во время пляски,так и под сопровождение музыканта. «Аргушт бо дутор» (танец с дутаром), «Аргушт бо дойра» (танец с бубном), «Ракс бо гиджак» (танец с гиджаком) и другое. Есть танцы с ложками («Кошукбози»), кувшином («Аргушт бо Куза»), чайниками («Чойникбози»), каменными кастаньетами («Кайрокбози»), глиняным блюдом («Таблакбози») и другие.Всё это — отголоски древних театрализованных действ, где с помощью предметов рассказывалась некая история. Сейчас в обиходе остались театрализованные миниатюры,например «Аспбози» или «Харакбози» (танец на деревянной лошадке), «Уштур ба катор» (танец каравана верблюдов), «Кемабози» (танец лодки) и др., их часто исполняют вовремя Навруза.
В целом традиционные таджикские танцы изначально подразделялись на три типа. «Маракаги» исполняются в окружении зрителей на массовых праздниках («марака» —толпа). «Джурабазм» — в дружеском кругу и на семейных торжествах («джура» —дружеский, «базм» — сборище). «Базми-оро» были танцами для развлечения знати,сегодня они ушли в прошлое.
Болеем за своих
Таджикские танцы разных жанров делятся на круговые и некруговые. Первые чаще всего состязательные: два танцора выходят в круг и пытаются превзойти друг друга, остальные болеют за своего. Уставших участников сменяют новые. Некруговые танцы обычно массовые и строятся на сложном рисунке с замысловатыми перестроениями.
По стилистике самыми определенными считаются памирский, горный, бухарский и стиль Северного Таджикистана. Каждый из них делится на своеобразные группы, так как многие районы имеют свою манеру исполнения, варианты костюма и музыкальное сопровождение. До наших дней от древнего танцевального наследия дошел только жанр«Созанда», особенно популярный в XIX — начале XX в. в Бухаре, Самарканде, Шахризсабзе, Керки, Кермине. Этим понятием обозначали как вид представления, так и самих танцовщиц. Они выступали только в женской половине дома, на свадьбах и других семейных праздниках. Артистки объединялись в труппу (даста) из 3–4 человек, среди которых были одна или две танцовщицы (созанда) и две-три дойристки. Большинство же трупп включало одну танцовщицу и трех дойристок. Специальной школы по подготовке профессиональных танцовщиц не существовало. Обычно каждая танцовщица имела одну-двух учениц из числа своих родственниц или близких знакомых.
Репертуар созанда состоял из танцев «Кай-ракбози», «Равона», «Сокинома» и «Занг». Все они начинаются неторопливо, основное внимание уделяется песне, а танцевальные движения используются как фон. Потом следует быстрая танцевальная мелодия «Уфар», где исполнительница, переходя к сравнительно легкому тексту песни, сосредотачивается на танце. Затем идет «Фуровард» — быстрый танцевальный ритм. После этого исполнительница переходит к чистой хореографии — «Нагора», которая требует энергии, виртуозности и темперамента. Созанда считалась самым высоким уровнем хореографического и музыкального искусства. При дворе бухарского эмира существовала особая труппа созанда, составлявшая танцевальный театр женской половины — «Урдаи хосаги» (личный гарем), где властвовала мать эмира. В труппу принимались самые талантливые исполнительницы созанда из народа. В танцевальную труппу мужской половины принимались способные юные танцоры из бедных семей. В 20–30-х годах XX века именно этот жанр народного танца начали переносить на академическую сцену.
Путь к балету
Традиции национального танца развиваются и в таджикском балете, которым страна по праву гордится. Достаточно вспомнить, что один из лучших академических танцовщиков ХХ века, премьер Мариинки Фарух Рузиматов — таджик по рождению. А создан балет в Таджикистане в 30-х годах ХХ века. В 1940 году в Душанбе построили специальное здание Театра оперы и балета — очень красивое, но в европейском стиле, отдаленно напоминающее римский Капитолий. Внутри в отделке есть восточные мотивы, но достаточно условные.
Спектаклей на основе народного танца много, создание национального репертуара было главным делом балетмейстера Гафара Валмат-заде. Он родился в Таджикистане, учился в Москве, много танцевал и ставил в разных театрах, в Душанбе вернулся уже опытным постановщиком и руководителем. Десять лет он возглавлял балетную труппу театра, а потом создал ансамбль народного танца «Лола» — по образцу ансамбля Игоря Моисеева. При этом Таджикистан может похвастаться не одним выдающимся хореографом, а целой школой, представленной несколькими поколениями балетмейстеров ХХ века.
Однако для многих ценителей дух таджикского танца в балете — это «Лейли и Меджнун»великого советского балетмейстера Касьяна Голейзовского по мотивам поэмы классика персидской литературы Низами Гянджеви на музыку Сергея Баласаняна. Прямого отношения к Таджикистану он не имеет, поставлен в московском Большом театре, в нем танцевали Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова. Но Голейзовский — один из самых тонких знатоков азиатского танца, онтщательно изучал его виды, много своеобразных движений использовал в своих «Половецких плясках». И в «Лейли и Меджнуне» сумел передать главное: способность восточного танца рассказать историю чувств между строк.
Виктор Константинов
ВРЕЗ 1
Дойра (тадж.) — персидский ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна,представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей. В древности чаще всего использовали осетровую, сейчас применяют и пластик. К ободу крепятся тонкие медные кольца, сопровождающие удары по мембране мелодичным звенящим эхом. В Таджикистане чаще используется как соло. Исполнитель держит обод обеими руками и либо выбивает дробные ритмы пальцами, либо отстукивает ритм.
ВРЕЗ 2
Сюжет балета «Лейли и Меджнун» — настоящая восточная сказка. Во время свадебного торжества Лейли и Ибн-Соломона во дворце Правителя Кайс Меджнун и Лейли увидели и полюбили друг друга. Лейли говорит своему отцу, что не любит Ибн-Соломона, и просит отпустить ее. Но обряд уже совершен. Кайс просит у Правителя руки Лейли, но тот выпроваживает его из дворца. Ибн-Соломон пытается силой овладеть Лейли, но она дает ему отпор кинжалом. Тем временем Кайс Меджнун в печали проводит ночь в горах, где его находит отряд витязя Новфаля. Он одерживает победу в сражении с воинами Ибн-Соломона. Новфаль связывает Ибн-Соломона и просит Правителя отдать его дочь Лейли Кайсу. Правитель приказывает разъединить влюбленных и освобождает Ибн-Соломона. Тот устремляется с ножом на Кайса, но Лейли загораживает любимого и попадает под удар. Кайс склоняется над мертвой Лейли, вынимает нож из ее груди и лишает себя жизни. Согласно легенде, на месте гибели Лейли и Меджнуна выросли два цветка необыкновенной красоты и целительной силы, но видеть их могут лишь несчастные влюбленные.