Секрет идеальных выходных
Клуб Perspectum — союз писателей, читателей и художников
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Минувшую неделю редакция Perspectum проводила с размахом: в пятницу в нашей только что открывшейся библиотеке прошла встреча с писательницей («Перевал Дятлова», «Завидное чувство Веры Стениной», «Катя едет в Сочи») и постоянным колумнистом нашего сайта Анной Матвеевой, а в субботу в Библиотеке иностранной литературы — первая московская презентация волшебного сборника «Жили-были сказки» и мастер-класс по иллюстрации художницы Анны Авакянц.
Счастливых людей не бывает?
В декабре в Москве объявят лауреатов Национальной литературной премии «Большая книга». Среди претендентов на победу и роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет». Теперь эта почти 800-страничная семейная сага с автографом автора хранится в книжном собрании Perspectum (хотя, по правде сказать, это не совсем так, потому что сразу по окончании презентации на нее тут же нашелся читатель), а гости нашего литературного вечера узнали множество замечательных подробностей об истории ее создания.
Подзаголовок книги — «Роман с дневником» — не случаен, ведь в основу сюжета писательница положила документальные записки своей бабушки Ксении Михайловны Левшиной — невероятной женщины, ученого-филолога, на долю которой выпали все мыслимые и немыслимые испытания безжалостного XX века.
«Бабушка писала очень откровенно. Ее дневник сам по себе — настоящая литература, — говорит Анна Матвеева. — Но я понимала, что публиковать их как есть нельзя. Ведь на самом деле даже самая удивительная история отдельно взятой семьи интересна только членам этой семьи. Всем остальным быстро становится скучно».
Так появилась вторая вымышленная линия, невидимыми нитями искусно сшитая с исторической, документальной частью. Ее героиня, наша современница Ксана Лисовая, родилась и выросла в Свердловске, жила в Париже, работала в Швейцарии, и какие бы невзгоды ни посыла ей судьба, всегда находила утешение и незримую поддержку в случайно обнаруженных дневниках Ксенички Левшиной.
Работа над романом заняла у Анны 10 лет. И это не так уж много, если иметь в виду, сколько времени она провела в дороге, повторяя путь своих героинь: из Полтавы — через Швейцарию, Петербург, Баку, Париж, Свердловск — на Дальний Восток. А еще в архивах, изучая материалы, связанные с ее дедом — выдающимся геологом Константином Матвеевым, одним из основателей Уральской школы минералогов и геохимиков, в честь которого назван минерал — матвеевит.
А пока роман зрел и трансформировался, выкристаллизовываясь, как самая настоящая горная порода, писались и другие книги. И среди них «Картинные девушки» — художественные биографии выдающихся живописцев, скульпторов и натурщиц, от античных Праксителя, Апеллеса и их «несвятой» Фрины до Врубеля и его поистине «святой» жены Надежды Забелы, от Рафаэля и Форнарины-булочницы до Пикассо — гениального и безжалостного Минотавра, заманившего в свой лабиринт и тем самым подарившего бессмертие не одной красавице. По словам Анны, вторая часть «Картинных девушек» на подходе. Только что закончена глава о таинственном и неуловимом Диего Веласкесе и инфанте Маргарите. Всего таких историй будет девять. И в каждой — свои маленькие открытия, без которых документальная проза теряет всякий смысл.
Одним из главных героев вечера стал родной город Анны — Екатеринбург. Как Лондон у Диккенса или Петербург у Достоевского, он важное действующее лицо большинства ее текстов.
— Анна, Москву часто сравнивают с бесшабашной красавицей, а Санкт-Петербург — с чопорным аристократом. А Екатеринбург, он кто?
— Человек, который очень много и трудно работает. Причем это не обязательно измазанный заводской сажей рабочий, хотя таких среди нас тоже немало. Но назовите мне еще хотя бы один город в России (Москва и Питер не в счет), где вы бы встречали такую концентрацию интеллектуальной элиты — писателей, поэтов, художников, музыкантов, кинематографистов. Один Николай Коляда и его театр чего стоят. И хотя теперь я живу в Москве и уже успела ее по-своему полюбить, в Екатеринбург по-прежнему летаю раз в месяц, потому что он — мое место силы.
Разговор, подобный уральской реке Исеть, на которой и стоит Екатеринбург, неспешный, глубоководный, тек легко и широко. Мы говорили о том, откуда берутся сюжеты и как рождаются характеры героев, насколько физически и эмоционально тяжел писательский труд и чего в нем больше — стоицизма или эпикурейства. Было много вопросов, и, пожалуй, один из самых неожиданных и красивых задала главный редактор журнала «Перспектива. Поколение поиска» Евгения Синева: встречались ли Анне хоть когда-нибудь по-настоящему счастливые люди?
— Думаю, что абсолютно счастливых людей, конечно же, не существует. Вряд ли кто-то может искренне сказать: я совершенно счастлив! Только так: я был счастлив. Сразу вспоминаю старинную испанскую пословицу, мне она очень нравится: «Не бывает храбрых людей, есть только те, кто однажды был храбрым». Человек так уж устроен, что ему всегда нужно больше, чем у него есть.
Не будем спорить с классиком, а просто скажем, что в тот вечер мы все были счастливы: слушая Анну, вручая ее подарок от нашего партнера — кондитерской фабрики «Волшебница» — и предвкушая ее новые книги и статьи.
Всех, кто следит за современным литературным процессом и ценит настоящую поэзию, ждем во вторник 1 ноября в 19:00 в Центральной городской молодежной библиотеке им. М. Светлова (Большая Садовая, 1. Метро «Маяковская») на поэтическом вечере героини журнала «Перспектива. Поколение поиска» Татьяны Стояновой «Пограничное состояние».
Жили-были иллюстраторы
Волшебный сборник «Жили-были сказки» — первая книга издательского дома «Проект Медиа Групп» — путешественник со стажем. Оно и понятно: здесь собраны современные литературные переложения сказочных легенд и преданий со всего света, проиллюстрированные художниками разных стран, а потому нет ничего удивительно, что, едва появившись на свет, книга тут же отправилась в дорогу и уже побывала на фестивалях в Новосибирской области, Архангельске, Рязани, Владимире, Благовещенске. И вот настала пора представить ее московским читателям.
В Библиотеке иностранной литературы собралась большая компания родителей с детьми. Первые получили в подарок журналы «Перспектива. Поколение поиска» и «Человек и мир. Диалог» и не без интереса выслушали рассказ главы издательства Алины Гасумяновой о том, как два года назад, в самый разгар карантина, родилась идея знакомить читателей с успешными молодыми людьми — художниками, актерами, писателями, учеными, волонтерами, социальными предпринимателями, меняющими мир к лучшему, с культурой и традициями их стран, с возрождающимися древними промыслами, с эстетикой и философией разных народов. Собственно, «Жили-были сказки» — они тоже об этом. О мировоззрении наших соседей, их жизненных принципах и устоях.
По словам арт-директора книги Евдокии Харитонович — именно она собрала под свое крыло художников из России, Италии, Литвы, Германии, Украины, Беларуси, Казахстана, Грузии, Армении и Эстонии — иллюстраторам была дана полная свобода, ведь у каждого свой почерк, свой взгляд на мир, чувство цвета. Свой талант, в конце концов.
Каково это на самом деле — быть иллюстратором, наши юные гости сполна прочувствовали на мастер-классе Анны Авакянц (она создала обложку сборника и нарисовала «портрет» армянской сказки «Золотое яблоко»). Сначала ребята послушали эскимосскую легенду «Почему рыжая лиса и белая лиса порознь живут», а затем, вооружившись обычными губками для мытья посуды, кисточками, гуашью, ножницами, клеем и цветной бумагой, при помощи техники «трафарет и аппликация» оживили эту поучительную северную историю о трудолюбии и лени.
«У иллюстратора непростая задача, — попутно объясняла Анна. — Он словно бы ходит по тонкому льду. С одной стороны, надо угодить читателю, чье воображение рисует собственные картины. С другой — не разочаровать автора, придумавшего сюжет и персонажей. С третьей — остаться художником, сохранить свое творческое “я”. Мой вам совет: прежде чем приступать к работе, подумайте о том, какие они, ваши герои, с помощью каких деталей вы покажете их характер».
Надо сказать, что Анне достались «ученики мечты»: из их снежных и в то же время теплых пейзажей вполне получилась бы настоящая выставка.
Смывая краску с рук, щек и носов, юные художники пообещали, что непременно придут к Анне на следующий мастер-класс, который состоится в рамках очередной презентации книги «Жили-были сказки» на фестивале #ЗнайЧитайФест в Российской государственной детской библиотеке. Встречаемся в субботу 29 октября в 14:00 на Калужской площади, 1 (метро «Октябрьская»). Вы с нами?