«Теперь спросите меня: в чем счастье на земле?»
160 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального реформатора и одного из основателей Московского художественного театра Константина Станиславского
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Режиссеры | Актеры | Театр
Константин Алексеев — именно такой была настоящая фамилия Станиславского — родился 17 января 1863 года в Москве в купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами — Саввой Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Алексеевы были потомственными фабрикантами, а вот бабушка — известной парижской актрисой Мари Варлей. Приехав в Петербург на гастроли, она вышла замуж за московского купца и навсегда осталась в России.
Алексеевы старались дать своим детям все самое лучшее, прежде всего это касалось образования. Константин Станиславский (этот псевдоним он взял себе намного позже) свободно говорил на французском и немецком языках, учился фехтованию. В доме даже оборудовали специальный театральный зал, дети занимались пластикой и вокалом.
5 сентября 1877 года Константин Станиславский впервые принял участие в домашнем любительском спектакле. После этого вокруг него сформировался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского. А в 1884 году в доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре молодой Станиславский сыграл Подколесина в «Женитьбе» Гоголя — это уже была первая серьезная роль.
Через пару лет появляется и псевдоним — Станиславский. Это был знак уважения к артисту-любителю доктору Маркову, который выступал под этой фамилией. Да и семью не хотелось «позорить». Московский градоначальник, родственник семьи Николай Алексеев, узнав о хобби кузена, хмурился: «У Кости не то в голове, что нужно».
Константин Станиславский окончил Лазаревский институт восточных языков и сразу же стал работать на семейном предприятии. Почти десять лет он прослужил на фабрике отца, стал одним из ее директоров. Фабрика занималась производством канители — тончайшей золотой нити. Дела шли плохо, в производстве случился застой. Константина отправили за границу изучать технические новинки, а по возвращении он предложил переориентировать производство с канители на электротехническую проволоку. После преобразований доходы фабрики стремительно взлетели. Станиславский успешно совмещал работу на фабрике со своей театральной деятельностью.
В 1888 году совместно с режиссером Александром Федотовым, певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом Константин Станиславский основал Общество искусства и литературы и драматическую труппу при нем. За десять лет работы здесь Станиславский стал известным актером. Рядом с ним на сцене блистала Мария Перевощикова, взявшая сценический псевдоним Лилина. Внучка московского профессора, дочь почтенного нотариуса, окончившая Екатерининский институт благородных девиц с золотой медалью, вопреки воле родителей стала актрисой. Пара обвенчалась в июле 1889-го. Через год в семье родилась дочь Ксения, но вскоре ребенок скончался от пневмонии. Позже у Константина и Марии родились дочь Кира и сын Игорь.
В 1897 году известный драматург Владимир Немирович-Данченко пригласил Станиславского на встречу, которая затянулась на 18 часов. Станиславский даже сохранил визитную карточку, на которой было написано: «Я буду в час в “Славянском базаре” — не увидимся ли?». Так зародился новый общедоступный театр, более известный как Московский художественный театр. Обязанности разделили: Константин Станиславский должен был отвечать за художественную составляющую. Через год закипела работа: «Мы приняли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».
Вскоре в театре поставили «Царя Федора», «Венецианского купца», «Антигону», «Юлия Цезаря», «Месяц в деревне», «Село Степанчиково». Сам Константин Станиславский в некоторых спектаклях театра принимал участие и как актер. Он сыграл Тригорина в «Чайке», Левборга в «Гедде Габлер», Астрова в «Дяде Ване», Штокмана в пьесе «Доктор Штокман» Ибсена, Вершинина в «Трех сестрах». Но, как это бывает у талантливых людей, между Станиславским и Немировичем-Данченко возникали противоречия. Когда ставили спектакль по пьесе Горького «На дне», Станиславский увидел ночлежки Хитрова рынка, и в его режиссерском плане появились необходимые подробности, например, грязная рубаха Медведева. Но Немирович-Данченко хотел «бодрой легкости» на сцене.
В 1905 году Станиславский вместе с режиссером Всеволодом Мейерхольдом создал экспериментальную «Студию на Поварской». Он искал новые театральные формы и решения, привлекал молодых художников и композиторов. Но эти эксперименты были непонятны зрителям. Очень быстро студия прекратила свое существование.
Реформы Константина Станиславского в театре поначалу многие воспринимали в штыки. Режиссер вспоминал: «Нас презрительно называли любителями. Говорили, что нет ни одного настоящего профессионала, что их заменяют экстравагантные костюмы, обстановка и поведение на сцене». Это приносило большие убытки, и режиссер уже начал было сомневаться в том, что выбрал верный путь. Но все было не зря, сегодня система Константина Станиславского известна и принята во всем мире, по ней учатся и работают актеры первой величины.
В 1913 году открыли первую официальную студию Художественного театра. Здесь ставили спектакли молодые режиссеры, в числе которых был Евгений Вахтангов. Кроме того, здесь отрабатывали новые методы актерской игры, которые легли в основу системы Станиславского. «Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров». Константин Станиславский считал, что в основе всего должен лежать принцип действия: спектакль состоит из действий, и каждое должно вести к достижению определенной цели. По его мнению, нужно было «освободить артистическую свободу от искажающих ее ложных правил». Он учил актеров пропускать своего героя через себя, нельзя было, чтобы зритель заподозрил неправду. Константин Станиславский считал: мало выучить текст и надеть костюм, нужно на мир смотреть глазами своего персонажа. Самое страшное, что мог услышать актер из уст Константина Станиславского, — ставшее хрестоматийным «Не верю!». «Стать другим, оставаясь собой» — вот прием, который проповедовал Станиславский.
Через пару лет появилась вторая студия. Ее создал режиссер МХТ Вахтанг Мчеделов. Здесь играли пьесы Зинаиды Гиппиус, Леонида Андреева, Федора Соллогуба. Именно в это время Константин Станиславский перестал выходить на сцену в качестве актера: в спектакле «Село Степанчиково» он должен был играть Ростанева, но на сцену так и не вышел и за новые работы уже не брался. Третья студия известна как Студия Вахтангова, позже превратившаяся в театр Вахтангова, а четвертую образовала группа актеров МХАТа во главе с Георгием Бурджаловым, Василием Лужским и Евгенией Раевской в 1921-м. Первая и третья студии, поддавшись влиянию Пролеткульта, стали самостоятельными театрами.
Первая мировая война застала Константина Станиславского на курорте Мариенбад. Пока переполненный поезд из Мюнхена шел к пограничной станции Линдау, истек срок, назначенный для отъезда иностранцев из Германии. Начались допросы и обыски. Когда Станиславский наконец вернулся в Россию, он оказался единственным из директоров золотоканительной фабрики Алексеевых, кто считал безнравственным наживаться на войне: «У меня вышел маленький инцидентик на фабрике, и я отказался и от невероятных доходов, и от жалованья. Это, правда, бьет по карману, но не марает душу».
Последовавшие революционные потрясения тяжело отразились и на театральной жизни Москвы. За шесть лет с 1918-го по 1923 год МХТ выпускает всего две премьеры: «Каин» и «Ревизор», из которых одна является возобновлением старого спектакля. Общий кризис театра усугублялся тем, что значительная часть труппы, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной войной от Москвы. Победой стала постановка «Ревизора», в которой роль Хлестакова исполнил Михаил Чехов.
В 1928 году у Константина Станиславского во время 30-летнего юбилея театра случился сердечный приступ, и ему пришлось на целый год прервать свою работу. Врачи просили оставить театр совсем, Станиславский решил сосредоточиться на своей теории, доработать ее. К тому же требовала внимания недавно созданная Оперная студия Большого театра, существовавшая с 1918 года, которая впоследствии стала Московским академическим музыкальным театром имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Последние постановки режиссера Константина Станиславского на сцене МХАТа — это «Мертвые души» Гоголя и «Таланты и поклонники» Островского. Самочувствие мастера ухудшилось настолько, что он практически не покидал свою квартиру. Артисты сами приходили к нему домой, где он проводил репетиции и занимался с ними по своим разработанным методикам.
«Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет!» Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года.
Рекомендуем прочитать статью про Анатолия Дмитриевича Папанова.