Концерты месяца: главные события марта
Perspéctum продолжает на регулярной основе рассказывать читателям о самых интересных из ближайших музыкальных событий. В марте предлагаем послушать дебютный сольный альбом одного из самых виртуозных бас-гитаристов страны, симфоническую поэму Эрика Сати по диалогам Платона, тувинский музыкальный коллектив, представляющий традиционное для региона искусство хөөмей, и сонаты для скрипки и клавира Баха.
Антон Давидянц. Презентация альбома Avalanche
Когда: 9 марта
Где: «Клуб Алексея Козлова» (Москва)
Билеты: от 3000 ₽
В начале марта в главном джазовом месте силы Москвы — концерт-презентация дебютного сольного альбома Антона Давидянца, одного из ведущих басистов России, автора проекта Impact Fuze и участника OpensoundOrchestra.
Anton Davidyants — Avalanche (2nd movement)
За свою карьеру Давидянц успел поработать со множеством звездных составов и музыкантов, в том числе с такими артистами, как Игорь и Олег Бутманы, Сергей Манукян, Мариам Мерабова, Даниил Крамер, Zventa Sventana, Николай Носков, Эрик Мариентал, Саския Лару, Грегори Портер, Ада Дайер, Тай Стивенс, Жан-Люк Понти и другими. Теперь музыкант готов представить публике свой дебютный альбом Avalanche, в котором академическая классика эпохи романтизма встречается с джазовыми импровизационными элементами.
Давидянц записал Avalanche в октябре 2021 года на «Мосфильме», а издает его молодой и амбициозный лейбл Jazzist. «Я долго думал, каким должен быть мой дебютный альбом, — рассказал Антон в преддверии релиза. — Именно для дебюта хотелось сделать нечто необычное, поэтому стандартный фанк-фьюжн-соул-вариант, частый у ведущих бас-гитаристов мира, сочинять не стал. Плюс к этому впервые в жизни влюбился в классическую музыку. И решил сделать близкое к этому жанру <…> В итоге получилась квинтэссенция всего, что очень люблю. А по жанру — этакий кроссовер или, если угодно, музыка третьего течения».
Montecchi VS Opera. «Сократ»
Когда: 10 марта
Где: ДК «Рассвет» (Москва)
Билеты: от 1000 ₽
«Лебеди, когда чувствуют приближение смерти, поют в этот день лучше, чем когда бы то ни было, радуясь, что они найдут Бога, которому они служат», — говорил Платон. В самые трудные для Франции годы Первой мировой войны, 1917–1918, композитор Эрик Сати написал по трем «Диалогам» Платона симфоническую драму «Сократ».
«Представьте, я занимаюсь “Жизнью Сократа”, — писал Сати о своей работе. — Очень боюсь промахнуться с этим произведением, которое я хотел бы сделать белым и чистым, как Античность… И всё же какое это прекрасное дело: писать с такой совершенно особенной идеей, доселе невиданной и неслыханной… Всё впервые, всё внове… — и опереться не на что, и подражать некому. И даже немного страшно делать… каждый шаг».
В результате «Сократ» во многом определил возникновение нового направления в музыке — неоклассицизма. Век спустя свою версию этого уникального произведения представляет независимый театральный проект Montecchi VS Opera.
В постановке Montecchi VS Opera участвуют оперные певцы ведущих российских и зарубежных театров, драматические артисты и перформеры. К получасовому произведению Сати режиссер-постановщик Елизавета Корнеева добавила диалоги Платона. В ее трактовке спектакль объединяет три вида искусства: музыку, танец и драму. Постановка в ДК «Рассвет» 10 марта пройдет параллельно со съемкой документального фильма о спектакле.
Чиргилчин
Когда: 15 марта
Где: культурный центр «Дом» (Москва)
Билеты: от 1000 ₽
В переводе с тувинского «чиргилчин» означает «мираж». Музыкальный коллектив с таким названием в 1996 году создал известный тувинский продюсер Александр Бапа. В марте ансамбль представит программу из традиционной народной музыки, включающей тувинское горловое пение, или хөөмей, на сцене московского культурного центра «Дом».
В составе «Чиргилчин» — заслуженный артист России, народный хөөмейжи Республики Тыва Монгун-оол Ондар, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Тыва Айдысмаа Кошкендей, народный хөөмейжи Республики Тыва Игорь Кошкендей, лауреат всероссийских и международных конкурсов Айдын Быртаан-оол и многократный обладатель гран-при Международного симпозиума горлового пения «Хөөмей» Игорь Кошкендей. За свою почти 30-летнюю историю «Чиргилчин» выпустил более 10 альбомов, был номинирован на «Грэмми» и неоднократно получал гран-при российских и международных фестивалей и конкурсов этнической музыки и горлового пения.
Полина Осетинская и Владислав Песин. Бах: Шесть сонат для скрипки и клавира
Когда: 21 марта
Где: «Дом радио» (Санкт-Петербург)
Билеты: TBA
Иоганн Себастьян Бах написал свои сонаты для скрипки и клавира в форме так называемой «церковной сонаты» с последованием частей «медленно — быстро — медленно — быстро».
J.S.Bach: 6 Sonatas for Violin & Harpsichord (Leonid Kogan, Karl Richter )
Некоторые исследователи предполагали, что шесть сонат были переработаны композитором из трио-сонат для двух сольных инструментов и баса, оригинал которых не сохранился. Но эта версия не выдержала позднейшей критики: все-таки клавирная партия написана именно для клавишного, а не какого-либо иного инструмента. Бах одним из первых ввел в практику облигатный клавир, и только к концу XVIII века стало принято писать сольные сонаты так, как сделал он.
Из ряда выбивается шестая соната. Сохранилось целых три ее редакции: сначала она была шестичастной и приближающейся по структуре к сюите, затем четырехчастной и, наконец, в период между 1729 и 1741 годами обрела пятичастную форму, которая преимущественно звучит в наши дни. Классическую версию цикла в санкт-петербургском «Доме радио» в конце марта представят Полина Осетинская и Владислав Песин.