Концерты месяца
Главные события октября
Perspéctum продолжает рассказывать о примечательных музыкальных событиях ближайшего месяца. В октябре приглашаем на фестиваль средневековой индийской музыки, вечер исполнения старинной музыки в версиях композиторов XX века, презентацию альбома с удивительной историей в основе и еще пару любопытных концертов.
Искусство дхрупада. Неделя средневековой индийской музыки
Когда: 1 октября
Где: галерея Île Thélème
Билеты: 2500 ₽
В московском пространстве Île Thélème в конце сентября — начале октября проходит неделя средневековой индийской музыки в стиле дхрупад. Это классическая музыка северной Индии, отличающаяся особым вниманием к пространству тона и мельчайшим микротональным различиям. Дхрупад — одна из немногих музыкальных традиций, сохранившихся с XIII века до наших дней благодаря потомственным линиям придворных музыкантов-дхрупадия, искусство которых предназначалось для королей.
Неделя дхрупада, организуемая Фондом Île Thélème, включает концерты, интенсивы по вокалу для музыкантов и лекции, посвященные стилю.
Почетный гость события — Пандит Нирмалья Дэй — один из лучших вокалистов индийской классической традиции, признанный мастер вокала дхрупад, который развил свой собственный характер импровизационного исполнения. Пандит Нирмалья Дэй представляет самую известную линию дхрупадия — Дагар гхарану, тонкости стиля которой он изучил у своего гуру Устада Зиа Фаридуддина Дагара. Пандит Нирмалья Дэй участвовал и продолжает принимать участие в фестивалях и концертах во многих странах Европы и Азии, а также в США и Канаде.
Аккомпанировать гостю на перкуссионном инструменте будет Кирилл Паренчук, изучавший традицию игры на барабанах табла у Пандита Кешаба Канти Чоудри, Пандита Радхе Шьяма Шарма (также являющегося мастером игры на пакхавадже), Пандита Лаччу Макхараджа и вот уже два десятка лет привносящий индийскую традицию в различные музыкальные коллективы, а на танпуре — Иван Муралов, выпускник Бенаресского университета (Варанаси, Индия), ученик мастера ситара и сурбахара Рабиндры Нараяна Госвами, участник российских и международных фестивалей и музыкальных проектов, специальный гость туров голливудского композитора Пола Ромеро.
Оркестр Prometheus. Ретроспекция: старинная музыка глазами композиторов XX века
Когда: 14 октября
Где: ДК «Рассвет»
Билеты: 1200 ₽
В середине октября ДК «Рассвет» представит программу камерного оркестра Prometheus (дирижер и художественный руководитель — Михаил Калицкий), посвященную взгляду композиторов XX века на старинную музыку. В концерте прозвучат сочинения разных лет, где старинная музыка выступает в качестве исходного материала: отправной точки для вдохновения, стилизации, рефлексии или «ремикса».
Так, в «Метаморфозах темы И.С. Баха для альта и струнного оркестра» (1993) Романа Леденева заданная тема преломляется в вариациях, полных самых неожиданных цитат — из Баха, Моцарта, Шопена, Римского-Корсакова, Скрябина и Леграна. При этом, по словам композитора, эти авторы цитируются им не точно, а как бы «по памяти». Питер Уорлок, британский композитор и специалист по музыке елизаветинских времен, в 1926 году создал свою «Каприоль-сюиту» с обработкой мелодий из сборника «Орхезография» — руководства по танцам, составленного Туано Арбо в конце XVI века. В «Агнце» (1982) Джона Тавенера рождественский хорал на текст Блейка соединяет средневековую фактуру и свободу музыкального времени с техниками минимализма. Кристофер Уилсон, англичанин, более всего известный театральной музыкой, стилизует свою «Сюиту для струнного оркестра» (1901) под барокко и классицизм, вдохновляясь сюитами Грига и Чайковского. Наконец, Густав Холст, автор знаменитых «Планет», в «Сюите святого Павла» (1913/1922) использует старинные жанры и приемы (жигу, остинато) и цитирует мелодии английских песен («The Dargason» и «Greensleeves») в финале.
Аркадий Шилклопер: «Jazz-кулинария в день рождения шеф-повара»
Когда: 17 октября
Где: «Клуб Алексея Козлова»
Билеты: от 1500 ₽
Музыкант, мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, почетный член Международного общества валторнистов, экспериментатор, странник и искатель Аркадий Шилклопер отметит день рождения на главной сцене «Клуба Алексея Козлова» и представит программу «Jazz-кулинария в день рождения шеф-повара»: «В меню — плоды из “Тюильрийского сада”, “Пиво для Птицы” и коктейли из различных стилистических ингредиентов, жанровых движений и направлений!» — так описывает ее сам виновник торжества.
Любителям музыки Шилклопер известен с конца 1970-х, когда, будучи артистом оркестра Большого театра, он активно выступал в дуэте с контрабасистом Михаилом Каретниковым, с ансамблем интуитивной музыки «Три О» и с пианистом Михаилом Альпериным. В 1990 году к дуэту Альперина и Шилклопера присоединился энтузиаст русского аутентичного фольклора Сергей Старостин, и результатом стало рождение российского этно-джазового ансамбля Moscow Art Trio, который просуществовал до 2018-го и стал одним из самых известных в мире российских коллективов, исповедующих современную импровизационную музыку. С 1995-го и по сей день Шилклопер — участник международного квартета Pago Libre, в 2011-м образовался его дуэт с пианистом, композитором и профессором бостонского колледжа Беркли Вадимом Неселовским. Шилклопер активно сотрудничает с камерными, духовыми, джазовыми, симфоническими оркестрами, со швейцарским нотным издательством «Терем Мюзик» и с такими «разноформатными» фирмами звукозаписи, как ECM, JARO, Leo Records, Neuklang, ACT, АrtBeat и другими.
В концерте в «Клубе Алексея Козлова» с Шилклопером (валторна, кулохорн, альпийский рог) выступят его друзья и коллеги Даниил Крамер (рояль), Аркадий «Freeman» Кириченко (тубa, бас-труба, вокал), контрабасисты Игорь Иванушкин, Дарья Чернакова, Григорий Зайцев и барабанщик Петр Ившин.
«Петяев-Петяев»: презентация альбома «Письма 1947»
Когда: 22 октября
Где: культурный центр «Дом»
Билеты: от 800 ₽ в предпродаже
Одна из главных групп московского фри-джаза «Петяев-Петяев» под предводительством двух братьев, музыкантов и художников Петра и Павла Петяевых 22 октября представит на сцене московского культурного центра «Дом» свой новый альбом «Письма 1947». По словам организаторов концерта, публику ждет драматическое действо, в котором к группе братьев присоединятся актеры-чтецы, чтобы текст и музыкальная импровизация создали для зрителя откровенный и неповторимый опыт проживания и чувствования.
На счету «Петяев-Петяев» четыре альбома, изданные в 2019–2022 годах известным российским лейблом Fancy Music, специализирующимся на издании современной академической и импровизационной музыки; а также два альбома и мини-альбом, которые Петр и Павел выпустили самостоятельно под вывеской «Петяев-Петяев Квартет» в 2017-м и 2018-м.
Текущий год стал одним из самых плодотворных в карьере фри-джазовой группы Петяевых с точки зрения как концертной деятельности (братья — организаторы серии ежемесячных вечеринок «Фри-джаз календарь»), так и релизов. В качестве сопровождающего текста к «Письмам 1947» Петр и Павел рассказывают следующее: «В 1947 году, в конце зимы, в городе Владимире родился мальчик. Его родители, Вася и Галя, недолго были вместе прошлым летом. Галя окончила педагогический институт в эвакуации, в Свердловске, там же успела поработать один год в школе. Вася осенью тяжело заболевает и едет на лечение в Чкалов. В госпитале из письма Гали он узнает: у них будет ребенок. Но он не знает, что больше им никогда не увидеться. Их сын вырастет, будет много учиться, полюбит немецкую поэзию и Пушкина, услышит Баха, Генделя, песни Окуджавы и джаз. У него тоже родятся дети. А потом он умрет — в марте 2018 года. Ничего этого еще нет в конце зимы 1947 года. Его родственники волнуются, пишут письма Гале и просят только прислать фотокарточку маленького Андрея. У нас есть эта фотокарточка! И у нас есть его история. Этот мальчик — наш отец. Мы дарим этой истории голос».
«Видеть сны»: 9 новых сочинений для ансамбля Intrada
Когда: 31 октября
Где: ДК «Рассвет»
В последний день октября молодые российские композиторы — Анна Кузьмина, Анжелика Габибова (Санкт-Петербург), Лидия-Мария Кошевая, Даня Фисько (Москва), Лукас Сухарев (Сыктывкар), Елизавета Згирская (Томск), Тамара Егорова (Нижний Новгород), Варвара Чуракова (Псков), Вероника Карчемкина (Пермь) — представят в ДК «Рассвет» свои новейшие вокальные и хоровые сочинения. Эти девять произведений — девять разных взглядов на академическую композицию сегодня.
В орбите интересов композиторов — тексты Владимира Маяковского, Мишеля Уэльбека, Владимира Набокова, Сергея Есенина, модернистская поэзия Уоллеса Стивенса и древние тексты коми-зырян. Все пьесы специально написаны для одного из главных хоровых коллективов в области новейшей музыки — ансамбля Intrada (художественный руководитель и дирижер Екатерина Антоненко) в рамках лаборатории Союза композиторов России «Композиторские читки. Хор».