Концерты месяца: главные события сентября
Perspéctum продолжает знакомить читателей с самыми интересными музыкальными событиями ближайшего месяца. В сентябре приглашаем на бенефис альт-рок-ветеранов из Ташкента, открытие сезона с musicAeterna Теодора Курентзиса, франко-фламандскую полифонию и американский постминимализм, вечер памяти одной из ключевых фигур российской экспериментальной сцены, а также на выступление Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Cruel Tie
Когда: 7 сентября
Где: PWRHS
Билеты: от 600 ₽
Открываем дайджест Perspéctum не самым типичным для наших подборок в плане жанра событием: 7 сентября на сцене клуба Powerhouse Moscow состоится сольный концерт ташкентско-московской инди-рок-группы Cruel Tie, который завершит трехнедельный тур квартета по России. Cruel Tie только что выпустили альбом «Simplicity You Lack 2» — в своем роде продолжение предыдущей одноименной («Simplicity You Lack») работы 2021 года. Материал для обоих релизов был записан примерно в одно время, в 2019–2020 годах, но, по словам музыкантов, им было важно грамотно развести песни по эмоциональной окраске.
На концерте в Powerhouse музыканты презентуют новый альбом и, вероятно, сыграют главные, полюбившиеся публике песни из своего каталога (а история группы насчитывает больше десяти лет), а затем попрощаются со слушателями до лучших времен.
Теодор Курентзис и musicAeterna. «Шостакович. Симфония № 13»
Когда: 3 сентября в Санкт-Петербурге и 6 сентября в Москве
Где: МТС Live Холл (Санкт-Петербург) и «Зал Зарядье» (Москва)
Билеты: от 2700 ₽ в Санкт-Петербурге и от 14 000 ₽ в Москве
Но вернемся к классической во всех смыслах программе: оркестр и хор musicAeterna откроют концертный сезон 2023–2024 исполнением Тринадцатой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которая известна большинству под названием «Бабий яр». Название напрямую обращается к стихотворению Евгения Евтушенко, которое стало отправной точкой для композитора при создании произведения.
Тринадцатая симфония Шостаковича известна как симфония-проповедь, ее форма и содержание отличаются от типичных черт симфонического жанра в целом и стиля Шостаковича в частности. Так как стихи молодого Евтушенко отличаются яркостью и бытовыми образами, их прямолинейный дух напоминает средневековые притчи и народные лубки, а музыка добавляет глубину и сакральность тексту, расширяя его значение. Тринадцатая симфония имеет схожесть с вокально-оркестровым жанром оратории: хор играет важную роль, солист выступает как объективный рассказчик, голос автора и лирический герой.
Согласно воспоминаниям композитора, замысел симфонии вызревал у него постепенно: «Я написал сначала нечто вроде вокально-симфонической поэмы “Бабий Яр” на стихи Евгения Евтушенко. Потом у меня возникла мысль продолжить работу, воспользовавшись другими стихотворениями поэта <…> Никакой сюжетной связи между всеми этими стихотворениями нет. Но я объединил их музыкально. Я писал именно симфонию, а не ряд отдельных музыкальных картин».
Первая, титульная часть симфонии представляет собой серию ярких образов, объединенных рефреном-реквиемом в память о жертвах Второй мировой войны. Вторая часть, «Юмор», содержит саркастические мотивы в гротескной оркестровке, типичной для ранних произведений Шостаковича. Медленная часть симфонии основана на стихотворении о тяжелой участи русских женщин в советском магазине, при этом музыка сохраняет серьезное и лирическое настроение. Стихотворение «Страхи», написанное по просьбе Шостаковича, плавно переходит к светлому финалу. Завершение симфонии на стихи «Карьера» объединяет основные темы симфонии, превращая юмор в теплое чувство, размышления — в возвышенное, а скорбь — в мудрость.
Intrada. «Вооруженный человек»
Когда: 8 сентября
Где: ДК «Рассвет»
Билеты: 1200 ₽
Французская мелодия эпохи Возрождения «Вооруженный человек» (L’Homme armé) представляет собой одно из наиболее известных произведений в истории музыки. Авторы произведения остаются неизвестными, но до нас дошли мелодия и одна строфа с рефреном («Вооруженный человек, бойтесь вооруженного человека; повсюду провозглашают, что каждому следует одеться в железные доспехи»). Хотя содержание песни традиционно связывается со Столетней войной, множество музыкантов эпохи Возрождения, особенно из Фландрии и Франции, использовали эту мелодию (в различных вариациях) в своих многоголосных мессах, выбирая ее как основу (cantus firmus). В XX веке британский композитор Карл Дженкинс использовал мелодию в своей «Мессе мира».
На сцене ДК «Рассвет» в Москве L’Homme armé станет лейтмотивом хорового концерта, который свяжет франко-фламандскую полифонию с композициями современного американского композитора Дэвида Лэнга. Программа концерта включает мелодию в перекличке с мессой L’Homme armé Пьера де ла Рю, григорианский хорал Da pacem Domine («Дай мир, Господь») с двойным каноном Антуана Брюмеля, мотет Tu solus qui facis mirabilia («Ты один творишь чудеса») Жоскена де Пре и две композиции Дэвида Лэнга: короткое произведение Make peace (2016), основанное на тексте последней части поминального каддиша, молитвы в память о ушедшем близком родственнике, а также знаменитую камерную ораторию Лэнга Little Match Girl Passion («Страсти девочки со спичками», 2007), что объединяет сказку Ганса Христиана Андерсена с Евангелием от Матфея и текстами, написанными для баховских «Страстей». Как однажды сказал сам Дэвид Лэнг про это произведение, «горькое настоящее девочки [тут] заперто в сладости ее прошлых воспоминаний, ее бедность пронизана надеждой. Между надеждой и страданием есть некое наивное равновесие».
Независимая электронная музыка. День памяти Дмитрия Васильева
Когда: 9 сентября
Где: КЦ «Дом»
Билеты: от 600 ₽
Дмитрий Васильев оставил яркий след на российской экспериментальной сцене. Он был ее ключевой фигурой: организовывал уникальные концерты и фестивали, создал известные лейблы Monochrome Vision и Alone At Last, которые выпускали работы таких признанных музыкантов, как Troum, Francisco Lopez, Bad Sector, Rapoon, Maurizio Bianchi и других. Васильев также написал, пожалуй, самый масштабный труд об итальянской экспериментальной сцене под названием Viva Italia.
Все, что предпринимал Васильев, — считают его последователи, — отличалось страстью и преданностью идеалам, которым тот следовал всю жизнь. Всегда тонко воспринимая сложную для понимания культуру, музыкальный журналист стремился сделать ее ближе и понятнее для тех, кто разделял его страсть к нестандартному творчеству.
В субботу 9 сентября в культурном центре «Дом» соберутся, чтобы вспомнить Васильева, его профессиональную деятельность и его личность. На мероприятии выступят друзья и коллеги журналиста и исследователя, заслуженные деятели российской независимой музыки, а также молодые музыканты, которые уважают вклад Васильева в отечественную экспериментальную сцену.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Лазарев, Елена Ревич
Когда: 26 сентября
Где: Концертный зал имени П. И. Чайковского (Москва)
Билеты: 3000 ₽
Завершает дайджест концерт Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова c Александром Лазаревым и Еленой Ревич, который состоится на сцене КЗ Чайковского в конце месяца, 26 сентября. В программе: восточная фантазия Балакирева — Ляпунова «Исламей», Концерт для скрипки с оркестром Ляпунова и Симфония № 5 Глазунова.
Государственный оркестр России имени Е. Ф. Светланова — один из самых старейших симфонических ансамблей в России, его история насчитывает 85 лет (юбилей оркестр отметил в 2021 году). Первое выступление оркестра под руководством Александра Гаука и Эдварда Клайбера состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. В разные периоды оркестр возглавляли такие выдающиеся дирижеры, как Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011) и Владимир Юровский (2011–2021). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова.
В разные годы оркестр давал концерты на самых престижных мировых концертных площадках и выступал в разных странах, включая Австралию, Австрию, Германию, Испанию, Китай, Мексику, США, Турцию, Францию, Южную Корею, Японию и другие. Вместе с оркестром выступали известные музыканты и дирижеры, такие как Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Игорь Стравинский, Шарль Дютуа, Александр Лазарев, Василий Петренко и другие, а также певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Монсеррат Кабалье, Елена Образцова, Пласидо Доминго и Анна Нетребко, пианисты Емельян Гилельс, Ван Клиберн, Святослав Рихтер, Борис Березовский, скрипачи Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Гидон Кремер, виолончелист Мстислав Ростропович и другие. За выдающиеся творческие достижения оркестра в 1972 году он получил звание «академический».
В сентябрьском концерте с оркестром выступят знаменитый дирижер Александр Лазарев и выдающаяся скрипачка Елена Ревич.