Ксения Балабух: «Сложности мы выстраиваем у себя в голове»
Керамист из Молдовы — о разных менталитетах, теплой семье и профессии, которая зажигает
https://ru-ru.facebook.com/ksiushka.balabuh/about
Арина Демидова
Фея керамики — так называет себя 23-летняя Ксения Балабух из молдавского города Бричень. В один день девушка приехала посмотреть Москву и осталась в ней жить, а также развивать любимое дело. Теперь у нее свой бизнес в России.
В Молдове у вас большая семья?
У меня маленькая, но очень теплая семья, если можно так сказать. Нас две сестренки, папа Александр, мама Нелли и бабушка Зинаида. Моей сестре Галюше 29 лет, и у нее есть маленький сын Эмин. У меня семья мечты. Это люди, которые меня поддерживают в любых моих начинаниях, помогают и дают веру в себя. Нет чего-то такого, что я бы не рассказала своим близким. В этом плане мне очень повезло.
Вы хорошо учились в школе? Какой предмет был любимым и почему?
Я была отличницей. С детства мне всегда хотелось быть лучшей. Сейчас понимаю, что это сравнивание себя с кем-то, и мне скорее хочется быть просто такой, какая есть, соревнований сейчас в моей жизни нет. Я с двух годиков на сцене, моя мама певица. Поэтому я всегда участвовала во всех активностях как в школе, так и в городе.
Из любимых предметов у меня была история и английский. Потому что у нас был прекрасный преподаватель истории Греку Мирча Антонович, и он очень интересно нам преподносил материал. Мы писали творческие работы. Каждый урок он подготавливал для нас презентации, чтобы мы лучше запоминали материал, выстраивая ассоциативный ряд с картинками и музыкой. Это мне помогло на экзамене. А английский нравился, потому что мне всегда была интересна культура других стран и возможность поговорить с людьми. Поэтому хотелось знать универсальный язык.
Почему решили переехать и когда?
Переезд был спонтанным, не думала, что буду учиться в Москве. Так случилось, что я год училась по обмену в Америке и очень хотела туда вернуться и поступить. Но не сложились обстоятельства. Потом приехала просто посмотреть Москву, и мне она понравилась. Так было решено приехать сюда и учиться тут в РУДН. Специальность «реклама и связи с общественностью». Я отучилась четыре года.
Какой была ваша первая работа? Как потом все менялось?
Я с детства занималась танцами и пела, поэтому первой моей работой были корпоративы. У нас была танцевальная группа, и мы выступали на свадьбах, днях рождениях и корпоративах различных организаций. Приехав в Москву, продолжила свою танцевальную карьеру и еще примерно два года работала в ресторанах. Мне очень нравилось танцевать, я любила веселить и развлекать людей, это была интересная, но очень сложная работа. Потому что ты всегда должен быть веселым и общительным, даже когда у тебя плохое настроение. Потом я устроилась фотокорреспондентом в РУДН и проработала там год. Это был увлекательный опыт, я много нового для себя узнала. Кстати, фото сделанное мной, попало на страницы печатного Forbes с упоминанием.
В чем, на ваш взгляд, сложность поиска работы в другой стране?
Мне кажется, что сложности мы выстраиваем у себя в голове. Если есть желание и четкое понимание, чего ты хочешь, — у тебя все получится. Главное — не останавливаться, если с первой попытки не выйдет.
Сложно искать друзей в чужой стране?
В Америке у меня осталось много друзей. Наверно, самое сложное — это разный менталитет. Но даже это не является проблемой для меня. Найти общий язык можно с любым человеком, если есть желание. Я всегда была очень общительной и открытой, поэтому проблем с поиском друзей и новых знакомств у меня нет. Но если говорить про подводные камни, то очень сложно, когда ты понимаешь, что нашел близкого по духу человека, и не знаешь, когда еще раз сможешь его увидеть вживую.
Что, на ваш взгляд, самое главное при выборе профессии?
Для меня — чтобы эта профессия зажигала. Если тебе неинтересна сфера, то зачем вообще тратить на это свое время. Лично меня моя профессия — керамист — вдохновляет и зажигает. Эмоции, которые люди получают во время мастер-классов, радостные и восхищенные лица, когда я вручаю их заказы, — это очень мотивирует.
Вы сразу пришли в керамическую сферу?
В 2015 году я поехала на год на обучение в Америку по обмену, и там произошло мое знакомство с керамикой. В американской школе есть такая тенденция: выбираются разные направления обучения. Не только математика, физика, химия, но и творческие предметы, например, танцы, рисование или пение. Лично у меня был выбор между ювелирным делом и гончарным искусством, и я выбрала гончарное. Мне это было более близко. Еще я обучалась рисованию, так как в Молдавии окончила художественную школу. Я познакомилась с преподавателем Аланом Спенсером, он меня обучил всему в керамике, мы очень подружились. Я приходила в мастерскую почти каждый день и занималась волонтерством. У Алана есть своя программа волонтерства в школе, а в конце года он устраивает большое мероприятие, где собирает всех учеников. Люди со всего города могут приехать, заплатить 9 долларов за керамическую тарелку и доллар — за суп (мероприятие проходит совместно с классом кулинарии). А вырученные деньги направляют на помощь онкобольным. Я помогала в этом мероприятии. У меня было сильное желание продолжить работать в сфере керамики, но в моем родном городе нет гончарных мастерских. Свою деятельность продолжила, когда переехала в Москву. Поначалу я брала себе какие-то мастер-классы, а потом устроилась в гончарную мастерскую.
Сейчас у вас своя студия керамики. Вы изначально знали, что будете руководить процессом?
Открыть свою гончарную мастерскую было моей мечтой на протяжении пяти лет. Я никогда не хотела работать в найме. Но перед тем как открыть свою мастерскую, поработала в нескольких гончарных мастерских. Потом, когда поняла, что взгляды на подход к обучению, на логистику, на взаимодействие с клиентами у нас с руководителями разные, уволилась. Это был полезный опыт, потому что можно посмотреть на все изнутри. Но даже этот опыт не дал мне полного понимания всей картины и внутренних процессов.
Как вы открыли свою мастерскую?
- Валентина Ляпина: «Актерская профессия – единственная, которая включает в себя абсолютно все»
- Андрей Сухинин: «Наша выставка работает и как площадка для переговоров с перспективными партнерами»
- Полярник Сергей Кашин: «У берегов Антарктиды кипит жизнь»
- Darkhan Juzz: «Мне сделку с совестью предлагали»
- Галия Бисенгалиева: «Музыка стала моим образом жизни с детства»
Это было уже после локдауна. Мастерскую мы открыли совместно с Юлией Федоровой — это девушка из моего города, мы были знакомы ранее. Юля варит свечи и готовит силиконовые формы и прочие материалы для других свечников. Юлия спросила, не хочу ли я сделать совместный проект, я согласилась, но все затихло. Через несколько месяцев я спросила Юлю, есть ли у нее мастерская, а потом предложила работать вместе. Она согласилась, после чего мы нашли помещение в Измайловском кремле, съездили в него и решили арендовать вместе. Сейчас продолжаем вести вдвоем мастерскую. Считаю, что это замечательный тандем и что это здорово: я смогла с близким человеком из моего города открыть мастерскую.
В чем были сложности запуска своего бизнеса, а что давалось легко?
Самым сложным была площадка. Она должна была быть в проходном месте, с вытяжкой (для печи это важно), еще очень хотелось большие, красивые окна.
Могу сказать, что ничего не было легким. Потому что было много страхов и нужно было их очень быстро преодолевать.
Как вы планируете развивать бизнес?
Хочу расширить свою мастерскую. Сейчас и руководителем, и исполнителем, и преподавателем, и курьером являюсь я. Но уверена, что это ненадолго. Хочу больше руководить процессом и создавать интересные проекты. Ведь керамика сопровождает нас везде. Мы едим из керамической посуды, носим керамические украшения, в нашем доме может быть керамическая плитка. Это также и декоративно-эстетическая продукция, это искусство. А лично для меня важно, чтобы мои изделия цепляли, вызывали эмоции, чтобы возникали в голове вопросы. Каждая моя работа имеет свое значение, вот, допустим, ваза с мальчиком. Она называется «Тонуть в самокопании».
Мальчик в вазе — это человечек, который живет в каждом из нас. Который иногда закрывается в себе и занимается самокопанием. Смысл вазы в том, чтобы выходить из этого состояния и наполнять вазу (и себя) всем, что поднимает вам настроение, — кристаллы, цветы. Эта ваза, как и душа человека, всегда должна быть чем-то наполнена.
Еще одной из моих любимых работ является поднос с божьими коровками. Когда я участвую в маркетах, люди не могут пройти мимо и не потрогать эту работу. Особенно она нравится детям, они могут разглядывать всех божьих коровок, искать, какая из них самая главная и большая, а какая самая маленькая.
Керамика считается народным промыслом. В последнее время они развиваются по всему миру. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?
Человек по своей натуре тянется к природному. Глина — очень живой материал, она все чувствует, на все реагирует. Бывают дни, когда у меня абсолютно не получается ничего слепить, потому что глина чувствует мое настроение, а даже если и слеплю что-то в такие дни, после обжига оно все равно может треснуть. Плюс, я думаю, что сейчас много цифровизации, и людям хочется больше душевных вещей. А что может быть душевнее, теплее и приятнее, чем то, что сделано руками? Ко мне в мастерскую часто заходят туристы. Недавно проводила мастер-класс на английском языке для ребят из Объединенных Арабских Эмиратов. Им очень понравилось.
Кто для вас является ориентиром в профессии?
Я очень ценю и уважаю своего учителя Алана Спенсера. У него замечательные работы, и он прекрасный преподаватель. Он вдохновил меня и обучил керамике, я хочу, чтобы после уроков со мной у учеников были такие же впечатления, как и у меня после обучения у Алана.
Есть ли изделие мечты или заказ мечты?
Есть! Сейчас я над ним работаю. Это масштабный проект, о котором я пока никому не рассказываю. Это будет серия из пяти ваз. И самое классное в этом заказе то, что нет никаких рамок и технических заданий. Мне просто сказали об идее и доверились. А я уже исполняю и творю так, как вижу.
Как изменился спрос на ваши изделия в пандемию?
Я открыла мастерскую сразу после пандемии. Но когда нас закрыли на две недели, было сложно. Мастерская не работала, я не могла проводить мастер-классы. Было страшно, что из-за внешних обстоятельств могу закрыть свое дело.
Какие у вас планы в бизнесе и семейных делах?
В семейных делах — это сложный вопрос, я замужем за своей мастерской. Думаю, мужчине будет сложно со мной, потому что у меня есть цель и четкое понимание, чего я хочу добиться и в какие сроки. А выстраивание отношений — это сложный, требующий внимания и времени процесс. Пока что могу сказать, что для меня важнее карьера.
Вы участвуете в мероприятиях «Центра поддержки молдавской молодежи в России»?
Да. Я и Влад Левшенков сделали проект для детей из Молдавии, которые сейчас живут в Москве. У деток было знакомство с глиной, каждый слепил что-то для себя, работы очень разные и интересные! В 2022 году мы планируем еще проекты.
Что бы вы пожелали начинающим керамистам?
Всегда очень важно чувствовать то, чего хочет сердце. И следовать за своей мечтой, не выставляя какие-то преграды и рамки в голове. Потому что, когда ты свято веришь в то, что ты хочешь, что ты сможешь, и что твоя идея может вдохновлять, может нести в мир что-то лучшее, Вселенная сделает все, чтобы ты этого добился. Поэтому следуйте за мечтой, никогда не останавливайтесь. В конце вас ждет успех и радость от того, что вы делаете.