Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Мария Макуш
  • Лаша Девдариани: «Между одеждой и кожей должно быть пространство, в котором могла бы двигаться душа»
    Дизайнер и модельер из Грузии – о творчестве, азиатской культуре и Александре Маккуине
Обновлено: 19.03.2024
Мария Макуш
9 минут чтения

Лаша Девдариани: «Между одеждой и кожей должно быть пространство, в котором могла бы двигаться душа»

Дизайнер и модельер из Грузии – о творчестве, азиатской культуре и Александре Маккуине


















































































































































Facebook

Instagram

Мария Макуш

Он одевает звезд, работает в разных странах мира, а сам при этом больше всего любит тишину и покой собственной мастерской. Имя Лаши Девдариани известно сегодня далеко за пределами его родной Грузии – от Франции до Мексики.

Мастерская грузинского дизайнера Лаши Девдариани находится в сердце старого Тбилиси на Nishnianidze, 29 и больше напоминает лавку художника. Внутри играет медитативная музыка: «Думаю, музыка – одна из главных вещей в моей жизни, она играет, даже когда я сплю», – признается дизайнер. На вешалках в студии плотными рядами висят этнические халаты, стены украшают ковры, картины, фотографии и другие сокровища из многочисленных поездок, полки винтажного комода заставлены книгами. В этой уютной, обставленной растениями комнате словно открывается портал в мир, пропитанный любовью к красоте и к путешествиям.

Вчера

Впрочем, этот самый мир Лаша создает с детства: «Я был довольно скромным ребенком, любил погружаться в мечты и путешествовать по своему волшебному внутреннему миру», – вспоминает дизайнер. Несмотря на то, что он рос в любящей семье и его всегда окружали открытые и жизнерадостные люди, Лаша любил проводить время наедине с собой и со своими мыслями. С тех пор мало что изменилось, и сегодня дизайнер держится особняком от модного сообщества. У Девдариани не массовое производство, все изделия он создает вручную, вне сезонов и без привязки к неделям моды. Скорее, отталкивается от материалов, истории и собственного вдохновения, чем от модных трендов и времени года.

Изначально Лаша не планировал становиться дизайнером и связывать свою жизнь с модой: «Мне просто нравилось рисовать, – рассказывает он. – Хотя мои рисунки и не были какими-то особенными, я рисовал везде, где только можно, включая стены собственной спальни». Эта любовь к рисованию и творчеству в целом привела его в Тбилисскую государственную академию художеств, где он выучился на дизайнера одежды.

Знакомство с миром моды началось случайно: «Хотя мне всегда нравилась одежда, сначала я чувствовал себя совершенно не готовым к этому волшебному и загадочному миру. Даже сейчас постоянно развиваюсь, учусь, стремлюсь узнать что-то новое, стараюсь получить больше разных знаний и опыта, постоянно работаю. Это бесконечный процесс исследования мира и самого себя».

Со второго курса университета Лаша подрабатывал ассистентом, иллюстратором и портным у разных дизайнеров. В это же время он начинает сам преподавать: «За моими плечами более 4 лет преподавательской практики», – делится дизайнер. Помимо этого он участвовал в выставках, одних только студенческих было двадцать. Лаша вспоминает, что всегда много и упорно работал: «Впитывал всю информацию, которую было только можно». Девдариани создавал костюмы для Грузинского государственного театра пантомимы, работал в составе группы дизайнеров-костюмеров в Национальном центре кинематографии. Первый успех ждал Девдариани на Тбилисской неделе моды для молодых дизайнеров Newcomers. Тогда Лаша не выиграл конкурс, зато его коллекция настолько понравилась Демне Гвасалии (дизайнер грузинского происхождения, основатель бренда Vetements, креативный директор Balenciaga), который присутствовал на показе, что тот пригласил его на стажировку в Париж. В тот момент Лаша поехать не смог, но через несколько лет ему все же удалось поработать в столице Франции с братом Демны – Гурамом Гвасалией.

Не менее важной фигурой в творческой судьбе Девдариани стал Гуга Котетишвили. Потомок известного грузинского рода, художник, дизайнер и предприниматель, за свою жизнь он взрастил немало талантов и запустил немало креативных бизнесов, шил дизайнерские сумки в 1990-х годах, занимался дизайном интерьеров. Именно после работы с Котетишвили Лаша решился запустить свой собственный бренд одежды. Намерение уйти в свободное плавание дизайнер объясняет просто: «Для меня самое важное в работе – это творческий процесс, тот момент, когда я придумываю и создаю изделия. Пожалуй, это даже важнее продаж… придумывать модели, выбирать материалы, мне нравится этим заниматься. Но именно поэтому мне нужно быть абсолютно свободным. Трудно следовать инструкциям, когда ты не хочешь делать то, что тебе говорят». Так, Девдариани уже три года работает самостоятельно, держит собственную мастерскую, которая одновременно и шоурум: «Я счастлив, потому что у меня появилась творческая свобода рисовать и шить, когда угодно и что угодно», – заключает он.

Сегодня

Большинство вещей на вешалках в мастерской Девдариани – это легкие накидки и этнические халаты. Такой простой предмет гардероба легко украсит повседневный образ, его можно накинуть поверх платья, белой футболки с джинсами или водолазки с брюками. Свой выбор дизайнер объясняет просто: «По сути, я создаю только один тип одежды – халат, который могу укоротить и превратить в костюм или удлинить и создать пальто. Его форма простая и свободная. Не знаю, что чувствуют люди, когда носят мою одежду, но лично мне она дарит ощущение свободы и счастья. Я не создаю обтягивающие вещи, подчеркивающие каждый изгиб тела, все мои изделия свободного кроя, так как для меня важны свобода и комфорт. Я считаю, что между одеждой и кожей должно быть пространство, в котором могла бы двигаться душа».

Несмотря на кажущуюся простоту, каждый предмет, который создает Лаша, имеет свою историю, происхождение и характер, в первую очередь связанные с огромной любовью дизайнера – азиатской культурой. Вдохновение Девдариани черпает во всем: от поездок до окружающих его людей. Но все же главный источник идей – материалы и ткани, которые дизайнер привозит со всего мира, находит на базарах Индии, Китая и Японии. «Когда я выбираю материал, происходит магия, своеобразный творческий импульс. Ткань буквально смотрит на меня и говорит, какой она хочет стать, это и вдохновляет на работу над новой коллекцией. Для меня очень важны текстура, характер, цвета и узор ткани. Важно разглядеть в материале уникальную деталь и посыл, который она несет, остальное складывается само собой».

Основная идея в творчестве Девдариани – этническое происхождение ткани. Он использует только натуральные материалы, часто это китайский шелк, трикотаж, ткани с восточными узорами, индийские, иранские, узбекские ткани. «К сожалению, больше не существует производства грузинских материалов, – сетует дизайнер. – Но все еще можно достать архаичный текстиль и винтажные ткани, которые я с удовольствием использую по возможности». Например, у Девдариани была коллекция из архивных тканей, случайно обнаруженных в закромах шелковой фабрики. Лаша признается, что на его творчество повлияла как европейская, так и азиатская культура. Его работы – это своеобразный синтез культур: «Если у меня восточный материал, то я создаю выкройку в западном стиле. Например, мое кимоно не соответствует стандартному японскому образцу».

Лаша работает один, все вещи создаются зачастую в единственном экземпляре. Его изделия отличают насыщенные цвета и яркие принты, простой силуэт и крой, а главное – дух свободы. Они отсылают к истории моды через использование редких тканей и материалов. Перед тем, как приняться за коллекцию, Лаша долго изучает историю и культуру разных стран, читает книги, шерстит интернет, путешествует: «Это непростой процесс изучения культур, который позволяет лучше их понимать, экспериментировать для того, чтобы найти идеальный вариант воплощения первоначального замысла в нечто осязаемое».

Одна из любимых техник дизайнера – индийская традиционная вышивка-стежка кантха. Нравятся ему и изделия, связанные французским крючком, свободно и легко он сочетает шелк с вышивкой. А в свои работы вкладывает идею возрождения: «Мне важно давать новую жизнь старинным тканям и материалам», – поясняет Лаша. Он также считает, что винтажные ткани заслуживают особого внимания и любви, это дорогой и уникальный материал, и работать с ним нужно по-особенному: «Старинный текстиль заряжает особым настроением и энергией», – говорит дизайнер.

Не зря одежда Девдариани находит отклик у художников, артистов, представителей творческой интеллигенции. Среди клиентов бренда – Нино Сухишвили, генеральный директор балета «Сухишвили», ранее она руководила национальным балетом Грузии, актриса Тина Далакишвили, звезда фильма Анны Меликян «Фея» с Константином Хабенским в главной роли, российский художник Григорий Масленников. Все они, как и другие клиенты, любят Лашу за открытость и душевность: он сам общается и с журналистами, и с покупателями. «Моя одежда несет свои символы, имеет свою историю и происхождение. Когда я общаюсь с гостями, то стараюсь делиться историями», – признается дизайнер. У Девдариани нет сложных и продуманных маркетинговых схем, нет команды пиарщиков, которые стоят за ним и за продвижением его бренда, он сам и придумывает модели, и шьет их, и занимается продвижением.

Главная площадка для продажи – социальные сети. На данный момент в инстарграм-аккаунте @lashadevdariani больше 15 тысяч подписчиков. Каждый день Девдариани выкладывает десятки вдохновляющих постов: пестрые халаты соседствуют на его странице в инстаграме с кадрами именитых фотографов, например, Питера Линдберга и Стива Маккарри, с работами дизайнеров Ив Сен Лорана и Александра Маккуина, портретами Тильды Стоун, одной из любимых актрис дизайнера, – это настоящий калейдоскоп красок и вдохновения. Не зря сам дизайнер называет свой инстаграм: «Когда искусство встречается с модой», – это определение справедливо не только для его страницы в социальной сети, но и для его работ. «На мои работы повлиял каждый человек, у которого я учился, от кого получал знания и эмоции», – делится Лаша. Помимо онлайн-площадок, его вещи продаются и во временных магазинах, так называемых pop-up store, в Лондоне, Токио, Риме. Из последних проектов, которым Лаша особенно гордится, – сотрудничество с концептуальным магазином в мексиканском городе Тулум.

Завтра

Как в детстве, так и сейчас Девдариани предпочитает покой и уединение. Дизайнер не любит шумных компаний и больших тусовок. Свободное время проводит наедине с собой и музыкой: «Я нахожу отдушину здесь, в своей мастерской. Мои будни протекают спокойно и размеренно, я не принимаю особенно много гостей, провожу время в покое». Иногда к нему приходят друзья и клиенты, а чтобы восстановить силы, он выбирается на природу: «Бывает, выхожу на прогулку, наслаждаюсь природой. Мне нравится заботиться о природе, нравится брать на себя эту ответственность. Растения дают мне огромную силу и энергию. Если учесть то, что в Тбилиси практически не осталось зелени, для меня всегда огромная радость возвращаться сюда, в свою мастерскую, где у меня настоящие джунгли». 

Свое отношение к моде Лаша объясняет просто – она для него религия: «Это как вкусная еда с множеством интересных ингредиентов. Это эмоциональный язык общения, который помогает выразить себя, раскрыть, кто вы и что вы есть». Из именитых дизайнеров он выделяет британца Александра Маккуина: «Я был на его выставке в Лондоне. Считаю, что он был не просто дизайнером, а великим художником. Он невероятно меня вдохновляет».

Несмотря на то, что Лаша учился во Флоренции, стажировался в Париже и выставлялся в Лондоне, его одежда продается в европейских и азиатских бутиках, а японский WWD поет ему дифирамбы, жить и творить дизайнер предпочитает дома, в Грузии, хотя возможность уехать за границу у него была: «Я бы хотел жить в то время и в той стране, где живу, и нигде больше. В Грузии я чувствую себя свободным, здесь мое место силы и творческой энергии. Если бы мне здесь не нравилось, я бы уехал».

Это состояние гармонии и внутреннего спокойствия дизайнеру очень важно сохранить. О планах на будущее он не распространяется, ссылаясь на то, что сейчас нет каких-то особых идей: «Сложно загадывать наперед. Моя единственная цель – оставаться в том состоянии внутреннего спокойствия, которое у меня есть сейчас», – заключает дизайнер.

Мария Макуш

журналист, редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю