Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Лилия Немченко: «В искусстве, как и в жизни, вообще мало тем»
    Создатель фестиваля короткометражных фильмов «Кинопроба» — о перспективах короткометражного кино и любимых писателях
Обновлено: 19.03.2024
Культура и традиции
5 минут чтения

Лилия Немченко: «В искусстве, как и в жизни, вообще мало тем»

Создатель фестиваля короткометражных фильмов «Кинопроба» — о перспективах короткометражного кино и любимых писателях
















































































Лилия Немченко и Вадим Жук
Фото: Михаил Морозов

Автор: Федор Шеремет

С 1 по 5 декабря в Екатеринбурге пройдет XIX Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Формат практикума предполагает, что участники не только показывают свои фильмы, но и приезжают поучиться, а жюри и гости не только оценивают и смотрят, но и учат сами.


Есть ли у вас некий эталон короткометражного фильма, с которым вы невольно сравниваете работы конкурсантов? Может быть, что-то классическое, вроде «Красного шара» или «Взлетной полосы»?

Эталоны, конечно, есть: из современных это «Незначительные подробности случайного эпизода» Михаила Местецкого, «Мир крепежа» Михаила Сегала, «Нечаянно» Жоры Крыжовникова и «Лалай-Балалай» Никиты Братова. Классическое — грузинские короткометражки Михаила Кобахидзе, а также «Галерея» и «Зал ожидания» Йоса Стеллинга.


Каковы прокатные перспективы короткометражного кино сегодня? Считаете ли вы, что оно годится только для дебютов, а затем режиссеры из него «вырастают»?

В мире давно существует вполне себе сложившаяся система проката короткого метра, чаще всего — в форме альманахов. Про российский прокат пока ничего конкретного сказать не могу. Был только опыт выпуска сборников после фестиваля «Короче». Но то, что короткий метр — это всегда трамплин перед полным, — совсем не так. Скорее это особая оптика, принцип минимализма в действии: максимум выразительности, своеобразный концентрат смысла в жестких временных рамках.

Кинопроба зал

В чем на сегодня главное достижение фестиваля «Кинопроба»? Возможно, дебют яркого режиссера или привлечение внимания к важной проблеме?

Почти на каждом фестивале обсуждается проблема кинообразования, в том числе этот вопрос поднимался и у нас. Несколько лет назад Вадим Абдрашитов выступал с идеей возвращения бесплатного обучения для режиссеров, получающих второе высшее образование в творческих вузах. И в этом году правительство утвердило постановление о бесплатном втором высшем в области искусств — отчасти это и наше достижение.

Что касается личностей, то первые награды на фестивале получали такие известные теперь мастера анимации, как Лиза Скворцова (Москва), Нина Бисярина (Екатеринбург), а в игровом кино — Тимофей Жалнин (Санкт-Петербург). Хамид Дреза Газеми (Иран) в этом году стал победителем в конкурсе короткого метра на ММКФ, а в позапрошлом получил награду на «Кинопробе» за лучший студенческий фильм.


Есть ли будущее у регионального кино, или же все стремятся в метрополию? Я не хочу брать Якутию как позитивный пример, ведь не у всех регионов есть доступ к таким экономическим ресурсам.

Региональное кино сейчас самая модная тема. Будущее, разумеется, есть, пример тому — «Татарфильм», а также успешные работы в Уфе, Красноярске. Что касается якутского кино, то я не связываю его расцвет с особыми экономическими преимуществами: кино в этом регионе начиналось как скромное в плане бюджета, но очень искреннее — про себя и для себя. В этом и есть его откровение.


Что для вас самое трудное в организации кинофестивалей? Любопытно ваше мнение не только о «Кинопробе», но и о других фестивалях, где вы были в составе жюри.

Увы, самое большие трудности всегда связаны с поисками финансирования — со свежими идеями и творческими вопросами всё в порядке. Работать на других фестивалях куда легче — все-таки будучи в жюри, ты как бы попадаешь на финишную прямую фестиваля, и обязанность одна: просто смотреть кино.

Кинопроба 2020 Лилия Немченко и Алексей Федорченко
Фото: Михаил Морозов

Не бывает ли у вас дежавю при просмотре студенческих фильмов? Часто их тематика и даже стилистика не слишком разнообразны.

В искусстве, как и в жизни, вообще мало тем. Хочу повторить слова моего любимого писателя Юрия Трифонова: «У искусства есть две темы — тема жизни и тема смерти». А с отсутствием разнообразия согласиться не могу. Тематические повторы, безусловно, есть, но интерпретации все равно разные, очень индивидуальные.


В работе над «Кинопробой» вы ориентируетесь на опыт других фестивалей или предпочитаете идти своим путем?

Конечно ориентируюсь! У каждого из них есть что-то, что получается лучше, чем у других. У анимационного грузинского фестиваля «Тофузи» мы взяли на вооружение специальные тетради для жюри, у «Кинотавра» — работу над ошибками, «разбор полетов» после мероприятий, а у «Флаэртианы» — строгий технический контроль показов.


В чем главное различие между студенческими картинами, снятыми в России и за рубежом? Иное мировоззрение или особенности драматургии?

Фильмы всех стран замечательны по-своему. Может быть, есть немного другая степень творческой свободы и более старательная сценарная работа, но на самом деле у каждого фильма свои особенности.


Есть ли на вашем фестивале мораторий на шокирующие элементы в картинах?

Все в соответствии с законодательством — мы не приемлем фильмы с насилием, немотивированной жестокостью, «незапиканной» обсценной лексикой и экстремизмом. В остальном режиссер полностью свободен в своем творчестве.


Какие качества картин для вас являются определяющими при выборе лауреатов?

К счастью, на «Кинопробе» я занимаюсь исключительно организационной работой и не имею никакого отношения к работе жюри и выбору лауреатов — здесь важна максимальная объективность.

Лилия Немченко

Вы много лет тесно работаете с разными киношколами. Что, по вашему мнению, стоит изменить в практике кинообразования? Или динамика развития в этой области вас полностью устраивает?

Киношколы — это особая и важная область образования. Хороши те из них, где дают возможность много снимать, где режиссера учат быть и оператором, и сценаристом, и монтажером. В кино очень важно не зацикливаться на своей специальности.


Оказывает ли фестиваль поддержку (медийную, профессиональную, финансовую) лауреатам в дальнейшем, держит ли с ними связь? Например, приглашают ли их на последующие собрания?

Финансовую поддержку обычно просят у продюсеров во время питчингов, когда фильм еще в состоянии «полуфабриката», а денежные призы мы не выплачиваем. Связь с лауреатами, конечно, поддерживаем; на 10-й «Кинопробе», например, жюри полностью состояло из победителей прошлых лет.

Рекомендуем узнать итоги 31-го Открытого фестиваля «Киношок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю