Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 20.04.2024
Елена Кожушко
11 минут чтения

Любовь, уязвимость, протест в «Молоке сновидений»

Самые интересные павильоны Венецианской биеннале












































































































































































































Елена Кожушко

23 апреля в Италии открылась 59-я Международная художественная выставка – La Biennale di Venezia. Она продлится до 27 ноября 2022 года.

Венецианская биеннале – событие, которого художники и критики ждут целых два года.

В этом году тема выставки – «Молоко сновидений». На такое название Чечилию Алемани – художественного руководителя биеннале, пятую женщину в истории, возглавившую этот художественный смотр, – натолкнула детская книга британско-мексиканской художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон. Этот сборник коротких детских рассказов о сюрреалистических животных так и называется – «Молоко сновидений». Начинается он неожиданно: «У одного мальчика вместо ушей были крылья. Он выглядел странно».

В знаменитой мировой выставке участвуют 213 художников и только 21 из них – мужчины. Это меньше 10%. «Впервые за 127-летнюю историю биеннале включает большинство женщин и гендерно-неконформных художников», – написала Алемани в кураторском эссе.

В Венеции в этом году представлено 80 национальных павильонов. Мы расскажем вам о самых интересных павильонах стран – соседей России.


Павильон Азербайджана «Рожденные любить» (Born to love)

На центральной площади Святого Марка, в старинном здании Procuratie Vecchie, разместился национальный павильон Азербайджана, посвященный теме «Рожденные любить» (Born to love). В нем собраны работы семи современных азербайджанских художников, которые знакомят посетителей Венецианской биеннале с современными техниками и методами, а также с богатыми культурными и историческими традициями Азербайджана. Работы художников созданы в самых разных жанрах – от больших ярких холстов Рамины Саадатхан и фотопроекта Агдес Багирзаде до скульптуры Фидан Ахундовой, мультимедийных инсталляций Жук (Нармин Исрафиловой) и участвовавшей в последней Московской биеннале современного искусства Infinity Лейлы Алиевой. За ремесленное мастерство в павильоне отвечает керамистка Сабиха Ханкишиева с изящной инсталляцией из традиционных азербайджанских тарелок.

В своем манифесте азербайджанские художники пишут: «Мы все хотели бы лучше понять, кто мы, откуда мы пришли и куда идем – мы хотели бы сосредоточиться на чем-то большем, чем мы сами, и более значимом, чем новейшая электроника или мода. Пандемия Covid-19 перевернула мир с ног на голову. Карантин перекроил территорию искусства, а вирус создал свою реалистическую мифологию. Поэтому наш перфоманс посвящен тому, как болезнь и смерть могут прийти внезапно и изменить ход нашей жизни. Выставка “Рожден любить”, на которой представлены наши работы, созданные в достаточно странное для всех время локдауна, призвана воздать должное всему мировому художественному сообществу и пролить свет на его усердие и упорство в обеспечении того, чтобы искусство всегда выживало».


Латвия – самый скандальный павильон Венецианской биеннале

Латвию представляет художественный дуэт Skuja Braden, зародившийся в 1999 году. Состоит он из двух девушек – латвийской художницы Ингуны Скуи и американки Мелиссы Брейден. Пожалуй, эти дамы создали самый скандальный павильон Венецианской биеннале. Здесь представлена многослойная инсталляция, отображающую ментальную, физическую и духовную сферы дома художников, – так говорят художницы о своем проекте.  В их расписных фарфоровых инсталляциях использовано более 300 художественных предметов. Центральная композиция – это красочная керамика, хаотично расставленная на большом белом столе: рыбы, улитки, змеи, далматинцы и пышногрудые дамы. Для совместной работы художницы выбрали тему «Торговля водой у реки», вдохновленную философией дзен-буддизма, переплетающую свободолюбивый дух Калифорнии с опытом постсоциалистической жизни.


Монголия на выставке La Biennale di Venezia

Это четвертое появление Монголии на Международной художественной выставке La Biennale di Venezia. В этом году оно связано с проектом одного из выдающихся деятелей современного искусства Монголии – художницы Мунхцэцэг Джалхааджав (Муги) – «Gunees gund» («Путешествие через уязвимость»). В нем собраны междисциплинарные работы художницы, созданные ею за последние 15 лет. Они распределены по трем разным залам под названиями «Выкидыш», «Сон Газели» и «Пульс жизни». Эти скульптуры, картины, коллажи, видео и перформансы исследуют понятия боли, страха, исцеления и возрождения, связи с самим собой и природой. «Они показывают возникающую напряженность между разными сферами жизни, – так говорят крики про инсталляцию Муги. – Ее работы рассказывают реальные истории о женщинах, нерожденных детях и печальных судьбах животных, тесно переплетаясь с национальными мифами и легендами. Ведь прошлое и будущее, жизнь и смерть, добро и зло неразрывно связаны между собой».


Павильон Южная Кореи от Ким Юнчул

За корейский павильон в этом году отвечает художник и композитор, пишущий электронную музыку, Ким Юнчул (Kim Yunchul). Он привез в Венецию кинетические скульптуры и настенные рисунки. Его экспозиция называется «Gyre». Она вдохновлена стихотворением Уильяма Батлера Йейтса 1919 года «Второе пришествие».

Ким превратил павильон в живой организм, где его инсталляции постоянно трансформируются и находятся под влиянием космических событий, атмосферы, света и природы. В инсталляциях Юнчула слились воедино арт, литература, мифология, философия и наука. Все сосредоточено вокруг трех арт-объектов: «The Swollen Suns» («Распухшие солнца»), «The Path of Gods» («Стезя богов») и «The Great Outdoors» («Великие просторы»). В центре экспозиции расположен объект «Chroma V» – гигантский змееподобный узел, связывающий воедино окружающее пространство через зеркальные элементы. Он получает «сигналы» от другого экспоната – скульптуры «Аргос» – и начинает пульсировать и «дышать». Дальше располагается картина «Gyre», изображающая мир в виде лабиринта, где сосуществуют материя, время, объекты и живые организмы.

«Аргос» представляет собой комбинацию из сотен стеклянных трубок, которые периодически вспыхивают светом, подталкивая к размышлению о том, как частицы солнечной энергии могут создавать новые миры. Другая инсталляция «La Poussière de Soleils» («Солнечная пыль») сделана из желеобразной слюды: переплетаясь, она расцвечивается калейдоскопом цветов, увидеть которые можно только через специальные линзы.


«Северный павильон» – Швеция, Норвегия и Финляндия

Курирует павильон Катя Гарсия-Антон, директор Норвежского офиса современного искусства, вместе с саамским ученым Лиисой-Равной Финбог и саамским ремесленником и активистом Беаской Нииллас.

В «Северном павильоне» представлены работы трех саамских художников, среди них – инсталляция Марет Анне Сары, жительницы Норвегии, которая выполнена из тел северных оленей и их желудков – символ борьбы саамского оленеводческого сообщества с норвежским правительством, принуждавшим их к забою животных. Марет Анне Сара описала свое искусство как «протест и символ». Когда ее брат возбудил дело против норвежского правительства в 2016 году из-за убоя части своего стада, она создала инсталляцию возле здания суда из 200 окровавленных оленьих голов. Позже сделала скульптуру из оленьих черепов под названием «Pile o’Sápmi», которая была показана на престижной международной художественной выставке Documenta в 2017 году. И вот новая работа, продолжающая эту тему.


Польша на форуме мирового искусства

Польский павильон – один из самых ярких на 59-й биеннале. За него отвечает польско-цыганская мультидисциплинарная художница, активистка и педагог Малгожата Мирга-Тас. Ее проект называется «Przeczarowując świat» («Очаровывая мир»). Это инсталляция, состоящая из двенадцати крупноформатных панелей. Все они покрыты изображениями астрологических символов и знаков таро, которые навеяны фресками эпохи раннего Возрождения, нарисованными на стенах знаменитого Палаццо Скифанойя – художественного музея в Ферраре. Символы дворца, в том числе знаки зодиака, временные циклы, служат визуальными и идеологическими точками отсчета, с помощью которых художница переосмысляет стереотипы о цыганах и культивирует положительный образ цыганской культуры. Ее работы также включают в себя национальную одежду, принадлежащую друзьям и семье, которую она использует в лоскутных коллажах, представляющих сцены из повседневной жизни.


Грузия на 59-й биеннале

В павильоне Грузии представлена масштабная видеоинсталляция «Мне жаль сад», созданная художниками Мариам Натрошвили и Дету Джинчарадзе.

Это иммерсивная крупномасштабная видеоинсталляция и интерактивный опыт виртуальной реальности (VR), где рассказывается история начала конца света. Главным героем является сад вымерших растений. Художники с помощью доступных им современных средств и образов показывают, что растения исчезли в результате вмешательства человека, в итоге появился сад призраков. Обстановка павильона похожа на заброшенную видеоигру, где не видно ни одного человека. Видны только следы, необратимые ошибки и раны на земле. Здесь экологический кризис представлен как один из признаков конца всего.


Национальный павильон Казахстана на выставке La Biennale di Venezia

В этом году впервые в истории Казахстан открывает свой собственный национальный павильон на 59-й Венецианской биеннале. Ранее, в 2005–2013 годах, казахские художники участвовали в биеннале в рамках павильона стран Центральной Азии, а затем – в рамках частных инициатив.

Проект казахстанского павильона реализован творческим коллективом ORTA. Его тематика посвящена алмаатинскому художнику, писателю, изобретателю Сергею Калмыкову. При жизни Калмыков был известен благодаря своим эксцентричным идеям, неортодоксальному мировоззрению и непривычному образу жизни.

Экспериментальная исследовательская станция ORTA носит название «Лай-пи-чу-пли-лапа», она изучает идеи Калмыкова, который верил, что он «профессиональный гений». ORTA заявляет: гений живет в каждом, кто разбудит его внутри себя. Черпая вдохновение в интригующих ссылках Калмыкова на «искусство четвертого измерения», в павильоне Казахстана предпринята попытка открыть прямо в Венеции портал в это самое четвертое измерение.

17 мая в Венеции будет открыт основной проект павильона, состоящий из пяти зон: комната входа, конфетная комната, основной зал, внутренний двор и комната исследования смерти.

По задумке авторов, комната входа имеет шарообразную форму и готовит посетителей к предстоящей экскурсии по центру. Она полностью сконструирована из алюминиевой фольги, в ней находится Пирамидальный Фотоиконостас – восьмиярусный динамический облучатель в форме трехсторонней перевернутой пирамиды. 108 жидкокристаллических экранов транслируют Новых Гениев Первого Ранга в процессе создания центра. В конфетной комнате ORTA обращается к теме Казахстана. Внутри комнаты расположена традиционная юрта, переосмысленная с учетом современных особенностей и вышитая снаружи строками из текстов Калмыкова в традиционной казахской технике вышивания «бiз кесте».

В основном зале находится первый круглый картонно-световой Генератор Гениальности – туннельная инсталляция, целью которой является стимуляция частиц генионов, необходимых, согласно Искусству Новой Гениальности, для создания подходящих условий для контролируемого и устойчивого открытия портала в четвертое измерение. Этот генератор состоит из 900 картонных ячеек и 3000 программируемых светодиодных лампочек, которые создают сложные световые узоры.


США на форуме мирового искусства

Скульптор Симона Ли прославляет в американском павильоне темнокожую женщину. Ее произведения – это сочетание народного искусства с формой женского тела, создающее диалог материалов и процессов в художественной традиции Африки. Работы Ли преображают любимую многими американцами джефферсоновскую архитектуру, придавая ей африканские черты. Это направление в архитектуре названо в честь третьего президента США Томаса Джефферсона, автора Декларации независимости. Его стиль базируется на сочетании французского рационализма и античного римского стиля. Именно он во многом определил архитектурный облик Вашингтона. Например, Капитолий в штате Вирджиния – его рук дело. Это было первое общественное здание в США, выполненное по образу античного храма. Неоклассицизм Джефферсона, привнесенный им в США, определил архитектурные тенденции американской застройки того периода. А Симона Ли решила немного перекроить джефферсоновскую архитектуру, у нее африканские соломенные крыши устраиваются на стройном фасаде, классические колонны превращаются в деревянные столбы.

Кстати, именно Симона Ли получила награду «Золотой лев» в номинации «лучшему художнику» основного проекта «Молоко сновидений». Ли показала скульптуру высотой почти пять метров под названием «Кирпичный дом» (2019). Эта фигура безглазой афроамериканки встречает посетителей биеннале прямо у входа на выставку, это первое, что вы видите на основном проекте в Арсенале.


Хвала победителям!

Ну и несколько слов скажем про остальных победителей La Biennale di Venezia. «Золотого льва» за национальный павильон получила Великобритания, которая представила инсталляцию «Чувствуя ее путь» художницы Сони Бойс. Проект объединяет видеоработы с участием пяти темнокожих женщин-музыкантов разных поколений – Поппи Аджуды, Жаки Данкворт, Софии Джернберг, Таниты Тикарам и композитора Эрроллин Валлен.

Особого упоминания жюри удостоился павильон Франции, который в этом году представляет Зинеб Седира, первая художница алжирского происхождения на биеннале. Еще одно особое упоминание получил угандийский павильон, дебютировавший в этом году на биеннале с участием художников Акайе Керунена и Коллина Секаджуго. Художники Шувинай Ашуна («Без названия», 2021) и Линн Хершман Лисон («Логика парализует сердце», 2021) из США также удостоены особых упоминаний за свои произведения, представленные в проекте «Молоко сновидений». А почетных «Золотых львов» получили немецкая художница Катарина Фрич и чилийская художница Сесилия Викунья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю