Марифат Давлатова: «Искусство должно вести за собой общество, а не наоборот»
Художница из Таджикистана – о праве на свободу, ведомых людях и главном путешествии в жизни
Теги: Национальная культура | Живопись | Художники
Отзывы на работы этой молодой художницы были и остаются как крайне гневными, так и чрезвычайно восторженными. Но она продолжает работать честно и говорит, что поддержка людей – ее главный помощник, а друзья и путешествия – источник вдохновения.
В современном «западном» мире актуальны феминистская повестка и размытие гендера. Как вы думаете, художник – это человек вне пола, или мужчины и женщины творят все-таки по-разному?
Искусство для меня всегда существовало вне пола и национальности. Оно многогранно, безгранично, лишено ярлыков и навязанных обществом стереотипов. Конечно, мужчины и женщины – это разные планеты, мы отличаемся, но вообще все люди отличаются друг от друга. Каждый видит и чувствует этот мир по-своему, а искусство – это и есть наши чувства, эмоции, мысли, наша боль, наше счастье. Через свои полотна мы, художники, пытаемся разговаривать с окружающим нас миром, а в первую очередь с собой. Конечно, есть работы, которые делаются на заказ (раньше было придворное искусство для этих целей), и они отличаются от авторских работ, в которых художник рассказывает, что творится в его душе.
Мне кажется, что именно среди женщин все больше прорывов в творчестве, каких-то смелых ходов. Как думаете, причина тому – умение более тонко чувствовать?
Как женщины, так и мужчины могут чрезвычайно тонко чувствовать этот мир. Картины многих мужчин восхищают своей нежностью и глубиной. Однако можно отметить, что «искусство женщин» часто отличается от «искусства мужчин» своим содержанием. Причина – тот факт, что женщины испокон веков сталкиваются с запретами и дискриминацией. Раньше им не позволялось учиться, рисовать… Некоторые даже, если и рисовали, то подписывались мужскими именами. Я мало назову женщин-художниц XVIII–XIX веков, а мужчин – множество.
В одном интервью вы рассказывали, как сильно вас вдохновляют фильмы о женщинах. Кто ваша героиня?
Да, я люблю смотреть биографические документальные и художественные фильмы, основанные на реальных событиях, особенно если это картины о женщинах. Фавориток у меня нет, без исключения восхищаюсь ими всеми. Особенно теми, кто смог отстоять свое право на свободу, на любимое дело, на то, чтобы быть той, кем являешься. Я всегда горжусь и радуюсь всем достижениям женщин, ведь даже в наше время быть женщиной нелегко. Один из самых любимых фильмов – «Коко до Шанель», это история о революции в истории моды, которую совершила женщина. Он меня вдохновляет, придает сил и веры в себя. Фильм как раз об этом – о том, что нужно верить в себя и никогда себя не предавать.
В детстве вас этому учили? Расскажите о своей семье.
Я родилась в Душанбе в очень разносторонней семье. Мама с юности увлекалась стрельбой из лука, а папа с детства занимался музыкой. У меня есть старшая и младшая сестры. Детство я проводила с бабушками и дедушками – оно было уютным, счастливым и вкусным. Каждый вечер у нас была традиция ходить поесть мороженого. Телефонов у нас не было, мы ходили в зоопарк, гуляли допоздна, читали книги, смотрели добрые мультфильмы. Родители нас рано стали знакомить с миром искусства, но не навязывали свои интересы, помогали найти себя. Но мы восточная семья – правил, обычаев было много. Они были связаны не только с праздниками, но и с ролями мужчин и женщин в обществе. С чем-то я была согласна, а с чем-то категорически не соглашалась и так и не приняла до сих пор.
Что особенно шло вразрез с вашим видением мира?
Я видела, что ответственность с детства навязывают именно девочкам. С детства девочкам говорят про их обязанности. Мне всегда это казалось несправедливым, и я возмущалась по этому поводу. Но несмотря на все эти строгие традиции, моя семья давала нам с сестрами намного больше свободы, чем было дома у многих моих сверстниц и сверстников. Семья позволяла самим выбирать свой путь.
Вы с детства знали, чем хотите заниматься? Где проходила ваша учеба?
Мне всегда нравилось что-то делать руками: лепить, строить, шить, собирать, но и живопись была со мной всегда. Конечно, я искала себя во многом, были и сомнения о призвании, но я пришла к тому, что нужно посвятить жизнь любимому делу. Как говорил Ван Гог: «то, что сделано с любовью, сделано хорошо». Сначала я училась в детской школе искусств, потом увлекалась модой и даже проучилась в Технологическом университете Таджикистана на дизайнера одежды, а потом пошла в Институт искусств Душанбе на факультет станковой живописи.
Когда вы пришли к откровенной и смелой женской теме в своих работах?
В вузе мне очень нравилось писать портреты, особенно глаза людей, так как через них многое можно передать. После окончания учебы я отправилась в свободное плавание на поиски себя и со временем стала писать исключительно то, что чувствую. Все, что вы видите на моих картинах сегодня, – это мои чувства и мой мир. Меняется он – меняюсь и я. В 2018 году прошла моя вторая персональная выставка (в Душанбе). Вот она-то уже и была о женщинах, об их красоте (не только физической, но и внутренней!), а еще об их проблемах, о стереотипах и ярлыках, которые их окружают.
Как вы решились на ее проведение, да еще и в столице Таджикистана?
Решилась, потому что чувствовала: пришло время говорить о том, что меня беспокоит. Я слушала свое сердце, так как молчать было уже невозможно. Хотела, чтобы выставка запустила важный диалог, чтобы о женских проблемах начали говорить.
И говорить начали… Насколько я знаю, вы сталкивались с крайне неприятными реакциями из-за своих работ с частично обнаженными девушками. Доходило до угроз. Как вам кажется, традиционное общество однажды начнет смотреть на искусство более современными глазами?
Да, многие негативно, даже агрессивно восприняли содержание моих картин. Но было и много поддержки! Такие люди помогли и помогают мне слушать не остальных, а свое сердце. Все можно изменить, и в Таджикистане тоже. Когда люди увидят, что другие относятся к таким картинам нормально, все понемногу начнет меняться. Ведь так было во все века – искусство поначалу не воспринималось обществом, к нему отрицательно относились, но со временем люди привыкали, и что-то новое входило в норму. Я не думаю, что привнесла что-то новое в искусство Таджикистана, но когда люди стали видеть, что к таким работам можно относиться нормально, то начали менять свое мнение. К сожалению, люди ведомы и почти всегда слушают голоса общества и друг друга, а не голос своего сердца. Поэтому даже те, кому мои картины понравились, боятся говорить об этом и ждут осуждения. Вообще, поддержка была колоссальная, из многих других стран. Мне писали добрые слова, и это очень вдохновляет, даже если меня поддерживает меньшинство.
Что было после?
Спустя некоторое время после той выставки в Душанбе я поучаствовала в мероприятии «Ночь идей», которое организовало французское посольство в Таджикистане. Несколько приглашенных художников выставили свои работы и обсуждали их, поднимая темы, связанные со стереотипами касательно женщин. Осенью 2019 года я приняла участие в международной выставке в США (Нью-Джерси), а 16 октября 2021 года – состоялась моя третья персональная выставка, на этот раз в Тбилиси. Она называлась «Женщины» и была посвящена Дню девочек (его отмечают в Таджикистане 11 октября). Состоялась выставка при поддержке Гёте-института и некоммерческой организации «Гендерное равенство для инклюзивного развития».
Как вы охарактеризовали бы свое поколение в Таджикистане? Как живут молодые художники и представители других творческих профессий?
Нам нелегко. Мы живем между двумя поколениями, у которых совсем разные миры, свои правила восприятия мира, которые противоречат друг другу. Нам приходится пытаться лавировать между ними. Мое поколение до сих пор не может освободиться от ярлыков и стереотипов, от того, что нам было навязано предыдущим поколением. И все это мешает развиваться во всех творческих профессиях. К тому же у нас недостаточно платформ для самореализации, материалов. Но вместе с этим я думаю, что мы намного счастливее, чем те, кто был перед нами, и несмотря на все эти сложности мы намного свободнее их, ведь у нас есть возможность иметь свое мнение. Это дается тяжело, но она есть! Еще есть возможность путешествовать, а это знакомство с другим миром, который тебя однозначно меняет.
Кстати, судя по социальным сетям, вы путешествуете часто. Для вас это тоже своего рода поиск вдохновения?
Еще в детстве я знакомилась с творчеством разных художников и думала: интересно, как выглядит то место, где они жили или живут? Может быть, их работы так прекрасны, потому что их окружает прекрасный мир? И вот, начав путешествовать, я убедилась, что это правда. Да, люди так красивы душой, потому что растут и живут среди красоты, среди великолепной архитектуры, которую видят каждый день. Чтобы ее создать, тоже нужно быть красивыми внутри. А вообще путешествия, как глоток свежего воздуха, которого не хватает для сердца и души. Это витамины для наших глаз. Они научили меня главному – путешествовать внутрь себя. Теперь я могу делать это, не выезжая из страны, и это главное путешествие в жизни. Путешествия помогают быть проще, освобождают от рамок и ярлыков, делают человека свободным, именно духовно.
Кроме свободы, какие черты характера необходимы художнику, как думаете?
Необходимо верить в себя, быть преданным своему делу, любить его и слушать только свое сердце. Бывают моменты, когда сомневаешься в себе, и тогда важно довериться своему сердцу и продолжать свое дело. Я в такие моменты вспоминаю фразу «дорогу осилит идущий». Важно идти и не сдаваться. И важную роль играют терпение и усидчивость.
Расскажите о процессе работы. Чем пишете, как вдохновляетесь, кто вам позирует?
Я пишу акварелью. Свою любовь нашла именно в ней. Она меня вдохновляет. Мое вдохновение – это люди, которые меня окружают, истории женщин, которые я слышу, читаю. Музыка и природа тоже очень вдохновляют. Но вдохновение не приходит само по себе. Главное – запустить процесс, начать работу, а потом идеи и фантазия начинают развиваться. Как говорил мой учитель Зухур Нурджанович: «вдохновение – это не помидор, который можно съесть, и все». Нужно много работать над собой, заниматься, читать. Бывает, что картина мне не нравится. Если это холст, то его можно переделать, а если акварель – то откладываю на время либо уничтожаю. Мои первые натурщицы – подруги, они меня вдохновляют своей душевной красотой.
Я очень благодарна богу, что меня окружают настолько прекрасные люди. Уверена, что друзья – особенно такие, как у меня, – это благословение.
Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 1-2/2022.
Рекомендуем прочитать интервью с художницей из Грузии Элене Метревели.