Люди Белого бога
Галина ШКАЛИНА, доктор культурологии
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры
«Прошлое толкует нас», – говорили мудрецы древности. Наши марийские предки примечали: «Былые времена просвещают наш разум». Обратимся и мы к седой старине, прислушаемся к заповедным словам праотцов.
«Живите, как Белый бог велел…»
Но вначале нужно вспомнить, что еще недавно в исторической науке доминировала идея о том, что древний человек по интеллекту сильно уступал современному. На заре человечества человек был лишен рефлексии, его мысли и чувства были еще совсем детскими – светлыми и радостными. Согласно этой идее, древний человек, конечно же, различал белое и черное, вкусное и горькое, верхнее и нижнее, но при этом его разум и сердце не обуревали логические противоречия, внутренние переживания, духовные парадоксы. Тем не менее с течением времени человеческий ум развивался, углублялось мировоззрение, понимание природы, другого человека, а для сознания открылись всевозможные дилеммы.
Данный концепт лег в основу эволюционной теории, которая долго преобладала в науке. Ее ключевыми понятиями стали цивилизация, формация, прогресс и т. п. Такой подход позволил произвести аксиологическую фильтрацию народов мира по культурным традициям и иным достижениям, определяя им отдельные формационные стадии. Кто-то оказался на верхних ступенях, а кто-то на нижних. У народа мари также есть свое определенное место на эволюционной лестнице.
Современная наука изобилует множеством интересных антропологических идей. Ученый мир давно не разбирается с изученными вдоль и поперек западноевропейскими народами, а обращает внимание на народы и племена Океании, Австралии, Индии, Китая, Африки, обеих Америк. Их еще называют коренными народами или аборигенами. Это побуждает исследователей более внимательно относиться к мифам и традиционным верованиям различных, в том числе немногочисленных, народов и племен. Многочисленные этнонарративы открывают человечеству завесу от древнего священного мира.
И мы не спеша будем проникать в духовную археологию исторического прошлого народа мари, как летние дождинки попадают в растрескавшуюся от долгой засухи землю, дабы из глубин старины увидеть современность и себя в ней. Уверенно можно предположить, что такое духовное усердие гарантирует нам знакомство с прошлым, которое толкует нас, откроет духовные высоты, глубокую мудрость, поразительную проникающую интуицию прародителей, даст знание потаенных законов жизни, тончайших движений человеческой души. Жившие в красивейших землях, марийские предки передали свои представления о жизненных ценностях, красочные обряды, нравы и обычаи, глубокомысленные праздники, чтобы будущие поколения могли жить на этой земле, обогащая ее и себя глубокими идеями и достижениями.
Очевидно, предки, как и мы, радовались, любили, горько плакали, страдали. Об этом красноречиво говорят песни, легенды, предания, сказки, пословицы, поговорки, молитвенные слова. Все они помогают освобождаться от сиюминутных забот, суеты сует, почувствовать, как у вольных птиц, крылья и парить над землей, ибо большое видится на расстоянии. Так продолжается линия жизни. И слышатся голоса праотцов и праматерей (из устного фольклора):
«Наши юные создания! Мы теперь старые, скоро покинем этот мир, тело наше уйдет в землю, душа улетит в рай. Мы старались жить долго и добродетельно, скоро нас не станет, вам следует усвоить наши добрые наставления.
Заповеди Белого Доброго Великого Бога не должны быть отданы поруганию. Не должно быть сквернословий, пустой болтовни, гнева. В старые времена боялись этого. Если и случалось прогневиться, только и говорили: “Пусть твое тесто убежит! Пусть твой обед собака съест!”.
Злого человека ждет злая участь. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем».
В этих наставлениях сквозит архаическое миропонимание марийских мудрецов, чистота помыслов, идея воздаяния. Звучит в них и завуалированный намек:
«Внуки наши, юные создания! Сейчас деньги всему голова, людям они как Бог. Пройдет время, деньги обесценятся, но будет ценна жизнь в заповедном мире. Деньги портят людей, разъедают их души. Деньги – не богатство. Созданное умом и руками – вот богатство.
Жить, как Бог – вот что нам дорого. Унижать людей – это грех, скандалить значит быть порочным. Вы не будьте такими, почитайте Бога, уважайте старших, берегите младших. Злого человека ждет злая участь. Отойдешь от Божьего промысла, пойдешь вопреки его Воле, нарушишь табу – тебя ждет беда, ты потеряешь благость, тело твое ослабнет».
В приведенной заповедной части проясняется противостояние добра и зла. Наши предки связывали обожествление денег с приближением апокалипсиса, ибо это ведет к кровожадной зависти, близорукой алчности, братоубийству. А потому надо предостеречь подрастающее поколение:
«Самое трудное – сберечь душу. Ничего не стоит поле перейти, свой век прожить очень трудно. Но с божьей помощью построишь свое счастье. Что себе доброго желаешь, того и другому пожелай. Кто бросит в тебя камень, протяни ему хлеб. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем. Никому не мсти, маленькая месть приведет к большой вине. Доброе дело расширяет душу. Как пчелы живут дружной семьей, так и людям надо жить. Белый Великий Бог завещал почитать отца и мать».
Наставления звучат как проповедь из уст библейских пророков. Наши праотцы и были пророками, хотя и не передали священную мудрость в книгах, как арийские, христианские, мусульманские мудрецы. Они предпочли в качестве духовного ориентира мифы, которые с глубокой древности открывали людям глубинное измерение существования. Мифы и сегодня способны поведать важное о человеческой природе: как жить насыщеннее и полноценнее, выносить страдания плоти, относиться к жизни и смерти.
Марийская традиционная вера – это природосообразность. Человеческое в человеке взращивается в лоне вмещающего и кормящего ландшафта:
«Не сказано понапрасну рвать-уничтожать деревья. Мы, чимари (истинные мари), полагаем, что дерево имеет душу. Его нельзя лишний раз трогать, раненое дерево так же плачет, как и человек; оно может высохнуть. Все делай разумно. Бери не много, и не мало, а столько, сколько нужно для жизни. Когда берешь – делай это с молитвенной благодарностью Белому Доброму Великому Богу. Белый Бог не велит быть наглым рвачом. Будешь таковым – своим детям ничего не оставишь».
Люди прошедших эпох продолжают жить с нами, ибо правила духовного выживания известны издревле. Они проясняются и углубляются от эпохи к эпохе. Однако прошлое само никогда не возьмет слова и не изречет мудрости. Чтобы оно высказалось, нужна работа активно живущих, извлекающих этот свет из прошлого.
«Дремучий лес – отец мой …»
Для самосознания культуры идея природы является ключевой в понимании жизни, ее истоков. Каждому мари и сегодня этот постулат очень важен для понимания мироустройства. Марийское слово пÿртÿс в значении природы понимается как Пÿрышын тÿсшö – лик Создателя. Исторически никакая идеология не смогла справиться с такой архаичной мировоззренческой константой.
До ХХ века встречается единодушие авторов в том, что у черемисов абсолютно все имеет душу – цветок, дерево, лесной зверь, человек, родник, гора, лес, роща, поле. В марийской духовной традиции идея природы как основы всего чувственного опыта понимается абстрактнее и изощреннее, чем идея Бога. Вот как этот многовековой опыт оформился в старинной марийской песне: Пич чодыра – мыйын ачам, ужар олык – мыйын авам, канде кава, волгыдо эр ÿжара – мыйын йöратыме йолташем-влак («Дремучий лес – отец мой, зеленый луг – мать моя, голубое небо, яркая зарница – любимые мои друзья»). Православный миссионер Сергей Нурминский писал: «Лес – это волшебный мир черемисина. Около лесу вертится все его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей, все загадки и поговорки около его же… Здесь он молится своему Богу». Профессор Казанского университета Николай Фирсов в XIX веке отмечал зависимость характера финноязычных народов Поволжья от особенностей природной среды: «Столь же сумрачные, как их леса, но стойкие, терпеливые и трудолюбивые финны положили начало земледельческой культуре в дремучих лесах».
Многие аналогичные тексты прошлых времен указывают на то, что в духовном наследии марийского народа ярко и выразительно проводится идея гармонии Человека и Мира, в которой природа является культурно организованным пространством, обителью с источником энергии жизни. Человек в такой структуре Вселенной играет не пассивную роль, но активно включается в деятельность по обеспечению своего успешного существования. Чтобы не навредить природе, он встраивается в разные уровни мироздания, не строит больших селений, адаптируясь к своеобразным условиям жизни: в лесу ли, у воды или на возвышенности. Не умевший читать и писать, знает о лесных ягодах, грибах, диких пчелах, зверях и птицах, как автор книг по биологии и зоологии, строит мосты через реки, как дипломированный инженер. В своих молитвенных гимнах он стремится умилостивить Белого бога и просит содействия в культурном освоении пространства, пытается предотвратить возможные нарушения космического порядка, предупредить появление элементов хаоса. По сути, человек соучаствует в творении космоса, выполняя с помощью высших сил работу вселенских масштабов.
Идея живой природы составляет ядро марийской ментальности. Древние мари пришли к концепции природного порядка не через рациональное наблюдение и логическое мышление, а через мистерию. Благодаря этой высшей форме знания, которым обладал древний человек, долгое время управлялась человеческая жизнь. Из разновидности знания в ходе развития древней культуры появились теология, философия, наука, художественная литература, музыка. Сохранившиеся и поныне древние марийские обряды, обычаи, праздники, поведенческие модусы, повседневные привычки и навыки имеют смысл в сохранении изначальных способов установления связи с природой, окружающим миром.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4(9), октябрь – декабрь 2022.