Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Мария Данилина: «Для счастья нужна не десятая пара босоножек, а что-то другое»
    Персональный стилист о серебристых скафандрах будущего, новой женственности, plus size, а еще о том, не стыдно ли быть хорошим человеком и выглядеть при этом прекрасно
616
Лица поколения
ПОДЕЛИТЬСЯ

Мария Данилина: «Для счастья нужна не десятая пара босоножек, а что-то другое»

Персональный стилист о серебристых скафандрах будущего, новой женственности, plus size, а еще о том, не стыдно ли быть хорошим человеком и выглядеть при этом прекрасно

Ольга Антипова

Чем только не занималась Мария (закупками, маркетингом, кулинарией, флористикой) и где только не жила подолгу (в родном Нальчике, Москве, Подмосковье, Черногории, Беларуси), пока не переехала в Ярославль несколько лет назад и не стала осваивать профессию стилиста. Многодетная мама со старшей дочкой и сыновьями-близнецами, она успевает развивать свой проект — школу стиля VM, которую открыла в партнерстве со стилистом Викторией Куприяновой, — разбирать бесчисленное количество чужих шкафов, сопровождать желающих на шопинге, развиваться, увлекаться, а еще путешествовать и всем и каждому помогать советом.

@maria___danilina /Инстаграм Марии/

@vm.style76 /Инстаграм школы стиля Марии и Виктории/

Как думаешь, почему все мы так любим смотреть, как кого-то меняют внешне, а сами, как правило, ничего не готовы делать, чтобы измениться? Чем обусловлено вот это эстетическое удовольствие — разглядывать «до» и «после»?

Такова природа людей, мы действительно не слишком деятельные по собственной инициативе, но хотим при этом, чтобы все было по-нашему и ничего нам за это не было (смеется)! К стилистам часто обращаются люди в поиске той самой «волшебной таблетки», которая разом решит все их проблемы. Раньше мы, стилисты, старались закрыть спрос на «волшебные таблетки» при помощи переодеваний и прочих beautiful makeover. Смысл работы стилиста вроде как в том и состоял, чтобы кардинально изменить внешность человека, показать его во всей красе. Что там под красой понималось — отдельный вопрос. Но времена меняются, красивой картинкой уже никого не удивишь.

Именно, сегодня я отчетливо считываю тренд на некое отсутствие строгой моды «на красивое» — в ходу естественность, юмор, свободные формы… И переодевать всех как под копирку уже неинтересно. Или я просто не смотрю телевизор и отстала от жизни?

Все так. Возможно, в какой-то момент картинка дискредитировала себя, потому что зачастую не подкреплялась столь же яркой личностью. Искусственность наскучила, и мы, люди, сместили фокус внимания с картинки/внешности на личность/внутреннее. Я не возьмусь утверждать, почему так произошло, скорее всего, факторов несколько: стремление к красивой жизни с кучей имущества, (отчасти отсюда) проблемы с экологией, которые касаются всех, усталость от постоянной гонки и достигаторства. Так или иначе, теперь нам, людям, нужно что-то настоящее — например, хотя бы узнать самих себя и познакомиться со своими желаниями.

Я хорошо помню эпоху гламура, тяжелого люкса, когда брендовые вещи выставлялись напоказ, а на себя надевали «все самое лучшее и сразу». Сегодня, как по мне, этим грешат только самые унылые. Это и правда свобода к нам пришла или только видимость, за которой на деле скрывается жесткий тренд, только на этот раз он на естественность и индивидуальность?

Просто нам открылось страшное знание — не всем нужен гламур! А что тогда? Быть собой. Быть естественным — да, это и есть новый тренд. Жесткий ли он? И да, и нет. С одной стороны, да, это глобальный тренд, а с другой, он настолько вариативен, что какая уж там жесткость. Для кого-то естественно быть гламурным, и это нормально. Другие — про минимализм, третьи — про натуральность и природность, четвертые — про силу. Вот эта вариантность — тоже примета времени, ведь раньше было модно что-то более-менее однородное. Вспомнить хотя бы нашу юность, 90-е, все ходили примерно одинаково, ну или хотя бы стремились к общему модному течению. Вообще, это очень интересная тема для исследования — искать связи между событиями в мире и модными трендами. Связи есть.

Получается, что нынче модно «не думать о моде»?

Вообще, мода — это вроде как нечто популярное в данный отрезок времени. А сейчас мы видим одномоментную популярность такого количества всего, что это противоречит самой сути моды! Подытоживая, наверное, стоит отметить, что мода — это часть жизни, она очень тесно переплетена со всеми другими ее составляющими, просто эти связи не всегда на поверхности, да и не всем/не всегда они интересны. Именно поэтому зачастую моду приравнивают к «шмоткам» со всеми вытекающими последствиями в виде поверхностности, искусственности, оторванности от жизни и слепого следования трендам.

Эра цифровых технологий. Эпоха смартфона. Эпоха возвышения детства. Эпоха расцвета феминизма. Всякие есть разные пафосные и емкие определения того, в какое время мы живем. А на твой взгляд, с точки зрения моды и стиля — какая нынче эпоха?

С точки зрения моды и стиля, сейчас лучшая из возможных эпох! Это эпоха многовариантности, многообразия проявлений красоты, эпоха индивидуальности, когда любой может настроить все под себя и не быть осмеянным за непохожесть на кого-либо. Про то, из чего она пришла, я немного уже объяснила — из выросшего уровня жизни (в развитых странах), из мирового прогресса. Он породил поколение людей, которым не надо выживать, а значит, можно просто наслаждаться и развлекаться, например, играть в моду и вообще играть. А еще прогресс породил проблемы с экологией, и они касаются всех землян. С этим приходится считаться, и мода считается, так же как и другие отрасли, сейчас ведь отовсюду слышно про экологичные продукты, способы, отношения.

Из чего она пришла, теперь понятно, а вот во что обещает вылиться? Твои прогнозы на последующую смену модных эпох.

Что будет дальше? Помнишь, как в начале XX века думали, что в XXI веке люди будут ходить в блестящих скафандрах и каких-то еще глупых штуках? Давай будем думать, что так оно и будет (смеется). Очень сложно предположить, что будет дальше, потому что будущее напрямую зависит от того, какие решения мы принимаем сейчас. Вроде как каждый из нас — капля в море, но именно из таких маленьких капель море и получается… Думаю, каждый своими решениями причастен к глобальным изменениям, и наши поступки могут быть очень ценными для всех, пусть даже они не всегда заметны и не всегда масштабны. Возможно, если мы начнем задумываться чуть дальше, чем на шаг вперед, то нас ждет прекрасное будущее и такая же прекрасная мода, а не вот это вот все в серебристых скафандрах…

Давай теперь про тебя поговорим. Расскажи нам, «как, когда и почему Маша стала стилистом». Кстати, правильно ли так тебя называть?

Да, я называю себя персональным стилистом, однако круг моих интересов выходит за рамки этой профессии, мне нравится находить закономерности, связи между явлениями, событиями, эпохами. После школы очень хотела поступить в колледж дизайна в родном Нальчике, но в 1998 году даже я толком не могла понять, что меня ждет после обучения там, не говоря уже о родителях, которые искренне желали мне добра и рекомендовали поступать на экономический. Это, пожалуй, единственный знак из прошлого, по которому можно сказать «ага, вот ведь еще когда все началось»! Потому что потом я поступила заочно на юридический, окончила магистратуру на экономическом, в общем, ничто не предвещало беды. Какое-то время работала в закупках, маркетинге, потом был долгий декрет с творческими поисками себя. В то время родился проект Love2eat, кулинарный блог, в котором я делилась проверенными рецептами с красивыми фотографиями. Муж помог мне с сайтом (вообще муж во всей этой истории моих профессиональных и не очень метаний меня всегда поддерживал!), а дальше сама придумывала или адаптировала рецепты, переводила авторов из зарубежных журналов и книг, сама делала фотки, сама писала тексты — золотое было время… В какой-то момент поняла, что готовить больше не могу, и остановилась. После была флористика, весь дом был в суккулентах и флорариумах, а в сезон еще и в новогоднем декоре. Медленно, но верно я двигалась в сторону чего-то красивого вокруг.

И потихоньку это перешло на интерес к внешнему образу?

В какой-то момент заметила, что в любой непонятной ситуации я обнаруживаю себя в джинсах и футболке (смеется). Обычно меня это не смущало, но потом понадобилось собраться на какое-то торжество, и поняла, что не могу выбрать себе платье. Ни платье, ни какой-то другой уместный комплект. Я расстроилась, поняла, что ничего в этом не смыслю, и решила научиться (нет бы к стилисту обратиться, да?) Стала искать, у кого поучиться, и нашла замечательную школу IDEA class с совершенно необычным глубоким подходом. Купила один курс, второй, а потом пошла на дипломную программу. А дальше все как в тумане! Шучу! Долгое время не решалась называться стилистом, казалось, ну какой я стилист… Не получалось разобраться с собой, с тем, что близко мне и при этом идет визуально, а также решает мои цели и задачи при моем образе жизни. Мне очень помогла коллега, с которой мы впоследствии стали подругами и партнерами по школе стиля, Вика Куприянова (@victoria.kupriyanova). Это человек близкий мне по духу, неисправимый оптимист. Она умеет вдохновить и придать смелости, подбодрить и подсказать. Очень благодарна за то, что Вика была и есть рядом.

В широком представлении стилист — тот, кто помогает наряжаться селебрити на мероприятия, собирает гардероб состоятельным особам, ну максимум еще изучает историю моды. Согласна ли ты с моим дилетантским мнением, что стилист, как и психолог, по-хорошему нужен каждому? 

Думаю, да, с небольшой оговоркой: стилист, как и любой другой специалист, нужен тому, кто чувствует неудовлетворенность в той или иной сфере, то есть тому, у кого есть запрос. Тем, у кого и так все хорошо в жизни (даже если мы думаем иначе), не нужен ни стилист, ни психолог, ни кто-либо еще. Вот когда появляется запрос, может даже неявный, в виде неудовлетворенности внешним видом, невозможности самостоятельно настроить этот самый вид так, чтобы он радовал и приносил удовольствие, помогал в достижении личных и профессиональных целей, вот тогда нужен стилист. У стилистов тоже есть специализация — кто-то профи в шопинге, кто-то хорошо обучает, кто-то обожает и гениально стилизует фотосессии (и даже тут можно специализироваться на фэшн-съемках или, например, семейных). Некоторые специалисты стремятся в определенный сегмент, например, работать на ТВ, другие — работать со звездами, третьим интересно работать с простыми женщинами. А еще совсем забыла про мужчин, с ними стилисты тоже работают. Я, кстати, сначала работала только с женщинами, но недавно прошла дополнительное обучение мужскому стилю, и в ближайшее время фокус моего внимания будет на работе с мужчинами. Очень интересно с ними работать, очень. Мужской стиль — это отдельный мир, в который я только начинаю погружаться.

Интересно твое мнение: насколько необходимо стилисту нынче развиваться и в области психологии? Как у тебя с этой сферой дела обстоят?

Я уже несколько раз использовала слово «неудовлетворенность», и, по-моему, это как раз то, с чем обычно обращаются к психологам. И это как раз то, что мне тоже очень интересно лично для себя — ну, знаешь, покопаться в себе, узнать себя получше, понять, почему со мной что-то происходит, и решить, как с этим поступить. Наверное, это как раз вопросы из области психологии и коучинга. А увлечена я, как бы эгоистично это ни звучало, собой (смеется). Более того, мне кажется, что многим не помешало бы увлечься собой! Просто потому, что всё в нашем мире начинается с нас самих: с наших представлений, мыслей, намерений, действий. Бывают разные обстоятельства, безусловно, но при любых обстоятельствах есть выбор, как к ним отнестись и какие выводы сделать, а раз есть выбор, значит, есть и оптимальный в данных обстоятельствах лично для вас вариант. Опять же, если плохо знаешь себя, не умеешь отличать свое от наносного, можно попасть в ловушку не своих желаний и стремлений, а это вряд ли добавит счастья в жизни.

Что это такое вообще, вот это самое «счастье»?

Для счастья нужна не десятая пара босоножек, а что-то другое. Кажется, что все ясно: хочу мужа, детей, дом, работу, но за этими общими словами кроются детали, которые у каждого свои. Более того: оказывается, за этими словами могут крыться еще более важные вещи, точнее, совсем не вещи, а скорее состояния, которых нам хочется, а семья, работа и дом — это просто путь/способ получить состояние/реализацию. Наверное, у этого всего есть научные обоснования и термины, я сейчас просто делюсь тем, что для меня самой было ценным осознанием (а для кого-то это, возможно, пройденный этап или, наоборот, следующий шаг). Когда для себя это все поймешь, честно сама с собой поговоришь (надеюсь, это не звучит как диагноз), становится лучше видно, в какую сторону идти. А оттуда и цели вырисовываются, их потом можно разбить на цели поменьше и так далее. Вот на этом этапе как раз очень помогает стиль в одежде.

Похоже на смысл расхожей фразы «порядок в голове начинается с порядка в доме». Выходит, что навести порядок нужно и во внешнем своем облике…

Когда ты определился, чего хочешь, куда идешь, то можешь этот путь сделать более продуктивным и приятным при помощи своего внешнего вида, который включает в том числе и одежду. Условно, решила в бизнес-леди — оденься как бизнес-леди, это правда помогает в коммуникации, в достижении цели. Не заменяет знаний, экспертизы, нет, но усиливает их многократно! А еще добавляет уверенности в себе. Вот тут вообще такая интересная схема вырисовывается: если ты уверена в себе, ты будешь уверенно и спокойно себя чувствовать практически в любой одежде. Уверенность в себе, если она изначально есть, позволяет делать более смелый выбор и в одежде. А если ты не уверена в себе, то, надев правильную одежду (ту, которая тебя украшает и в которой тебе комфортно), точно почувствуешь себя уверенней! Это не отменяет работы со своими мыслями, убеждениями, работы над реализацией и всем тем, что обычно делают для обретения уверенности, конечно, одежда этого всего не заменит, но порой сделать первый шаг проще всего, именно надев правильную одежду. Вроде такие простые очевидные вещи, но почему-то самостоятельно бывает очень сложно их увидеть. Так и с одеждой — иногда нужен взгляд специалиста, чтобы понять, какая одежда будет и нравиться, и подходить внешне, и комфортна в твоем образе жизни будет. Насколько необходимо стилисту развиваться в этом направлении, зависит от самого стилиста: если он чувствует к этому интерес, — наверное, нужно. Если нет, скорее всего, не нужно.

Да, кстати, есть же скептически настроенные люди, которые не считают важным думать о своем образе и гардеробе. Почему есть такой стереотип, что те, кто много думает о внешнем, пустые внутри?

Да, я регулярно сталкиваюсь с мнением, что «главное — это душа, и чтобы человек был хороший», ну или главное — специалист хороший, а таких ведь расхватают в любой одежде! Мне кажется, что в таких ситуациях надо постараться выйти из парадигмы «главное/не главное», это тот самый случай, когда выбирать не обязательно (смеется). Можно и человеком быть хорошим, и выглядеть при этом классно. Помнишь чеховское «В человеке все должно быть прекрасно…»? Вот мне хотелось бы так. Откуда в нас убеждения из серии «красивое снаружи — пустое внутри», мне сложно сказать. Обычно мы впитываем подобное с детства, считывая или напрямую услышав в виде наставлений родителей, каких-то авторитетных личностей, а став взрослыми, редко задумываемся о том, чтобы подвергнуть некоторые вещи сомнению. Возможно, это связано с историческими событиями, когда красивые, изысканные, модные вещи были доступны лишь определенным слоям общества, а потом к власти пришли другие и первых стали всячески презирать. Возможно, тогда, в начале XX века, и возникла связка «красивый-никчемный», а потом ее просто забыли переосмыслить. Мне кажется, что сейчас стремление к красоте перестало быть чем-то постыдным и ассоциируемым с глупостью и духовной бедностью (смеется). Более того, это стремление, когда оно выражается в ухоженном гармоничном внешнем виде, может стать конкурентным преимуществом! Представь двух одинаково квалифицированных специалистов, один из которых выглядит неряшливо или одет неуместно, а второй оделся уместно ситуации, выглядит свежо и опрятно: кого выберет работодатель/потенциальный клиент?

Вы с партнером по проекту Викой Куприяновой в своей школе стиля часто говорите именно о том, как подать себя для достижения определенных целей?

Да, вышеупомянутый пример часто используем, когда ведем занятия курса «Я эксперт». Мы любим живые встречи, живые курсы — на них всегда особая атмосфера. Очень горжусь тем, что у нас собирается потрясающая аудитория, готовая погружаться в обучение, разбираться, искать, исследовать, а не просто брать готовые рецепты. Впрочем, готовых у нас и нет (смеется). Все наше обучение основано на авторской методике Вики (коуч-стилиста Виктории Куприяновой), в соответствии с которой обучение начинается с поиска своих ключевых ценностей и целей, исследования своей внешности с точки зрения стилевого наполнения, цвета, линий. Учитываем образ жизни, занятость и приправляем все это щепоткой модных трендов. По сути, каждая студентка курса знакомится с собой, это большая самостоятельная работа, в которой мы с Викой лишь немного направляем и помогаем сформулировать то, что в итоге становится персональным стилем. Это универсальный курс, который подходит всем девушкам, кто хочет научиться работать со своей внешностью. Мы даем такие инструменты, которые студентки смогут использовать, даже если в их жизни что-то поменяется, будь то ценности, цели, прическа или цвет волос, вес, образ жизни или сфера занятости.

Есть курсы более узкой направленности, например «Я эксперт» и «Стиль plus size». «Эксперт» предназначен как для женщин, так и для мужчин, кстати. Ключевая аудитория — специалисты, которые состоялись в своей профессии, являются экспертами в своей теме, но по каким-то причинам это неочевидно по их внешнему виду. На курсе мы подстраиваем их гардероб под профессиональные цели, под целевую аудиторию, но отправная точка все равно ценности и цели самого человека. В качестве бонуса наши студентки и студенты получают лекции специалистов по ораторскому мастерству, самопрезентации, ведению Инстаграма, выстраиванию визуала, определению целевой аудитории. Есть занятия с визажистом, парикмахером, в общем, мы постарались максимально помочь с тем, что сейчас называется «упаковка специалиста». «Стиль plus size» — курс для девушек с формами. В работе с такой фигурой есть свои нюансы, и мы их подробно рассматриваем, знакомимся с инструментами коррекции, гармонизации. В этом курсе очень много стильных секретиков, которые можно просто взять на вооружение и сразу увидеть результат.

Про обучение понятно. Давай теперь про консультации. Вот ты — персональный стилист. С каким запросом к тебе люди идут?

Обращаются за консультациями по фигуре, по аксессуарам, за комплексной программой, когда мы рассматриваем совокупность особенностей внешности человека. Логичное продолжение консультации — ревизия гардероба и шопинг. Можно обратиться за подбором образов на фотосессию (чаще для контента обращаются, но бывают и личного характера съемки). В моих услугах числится также разработка образного решения, это когда я исследую внешность клиента с точки зрения искусства, эпох, географии. Не просто анализирую колорит и фигуру, а ищу образность, которая заложена во внешности. Это не всегда помогает решить практические задачи (построить гардероб, например), но это всегда порция вдохновения и возможность взглянуть на себя со стороны через призму образов и ассоциаций.

А мужчины потихоньку начинают интересоваться всей этой сферой, или пока нет подвижек?

Мужчины — это отдельная история и отдельный мир (смеется). У нас до сих пор есть мнение, что мужчина не должен слишком много внимания уделять своей внешности, ибо не по-мужски это, ну ты поняла. Поэтому даже простой подбор одежды для определенного выхода может быть воспринят в штыки, мол, «что я тут наряжаться должен, где мои джинсы?!». Однако реалии жизни таковы, что внешний вид имеет значение, и от него может зависеть, подойдут ли к вам познакомиться, дадут ли вам повышение, доверят ли управление деньгами, поверят ли в вашу компетентность. Многие это понимают и готовы работать над своим образом, в том числе и со стилистами. Молодые люди менее склонны к ограничениям по сравнению с людьми старшего возраста, также молодежь более склонна к трансляции своей индивидуальности, открыта новому. Мужчины постарше не хотят экспериментов, им спокойнее, когда есть правила и образ в них укладывается.

С кем из клиентов сложнее всего работать стилисту?

Сложно работать с теми, у кого нет мотивации, кто не сам пришел. Например, человеку подарили сертификат на услуги, а он не понимает, зачем ему стилист, когда в жизни и так все хорошо «и вообще, все это глупости». Еще сложно, когда человек обращается с позиции «ну, давайте, удивите меня!», то есть происходит такое перекладывание ответственности — стилист не удивил. А я не вижу смысла удивлять — стилист может подобрать несколько совершенно разных комплектов, исходя из внешности, и они все будут классно смотреться на человеке. Окружающие скажут: «класс, очень идет!», а сам человек из этих нескольких выберет один-два, которые ему нравятся, а остальные не захочет надевать, потому что не чувствует себя в них так, как ему хотелось бы. И это не про то, что стилист не справился, а про то, что стилист не ясновидящий и не может залезть в голову при первой же встрече, чтобы понять, какие образы клиенту ближе. Именно поэтому я, если можно так сказать, исповедую ценностный подход, который подразумевает включение личности, знакомство с клиентом и его вовлеченность.

Наверняка какие-то милые-добрые хохмы случаются при работе с людьми. Поделишься?

Забавно было, когда приехала с ревизией к мужчине-руководителю, а по ходу ревизии 70% вещей оказались из серии «в этом пожарить шашлык». Мы тогда посмеялись, что шашлык, судя по количеству вещей, для него предназначенных, занимает очень серьезное место в жизни руководителя! Также смешные случаи бывают в ходе работы с ассоциациями: в нашей работе очень важно подключать образное мышление, поэтому на курсах мы даже даем такие задания — проассоциировать себя с каким-то животным, растением, автомобилем, страной, цветом, предметом и так далее. Надо видеть глаза участниц, когда находится тот самый образ! У нас была девушка-колибри, девушка-львица, девушка-кактус (там прям точная картинка была, не всякий кактус!). Была девушка-волчица, девушка-мак и девушка — тигровая лилия. Это очень интересно, и из этого образа можно почерпнуть массу полезной практикоприменимой информации. Я, например, лист монстеры (смеется).

Есть ли какие-то тренды, которые тебе кажутся запредельно нелепыми или смешными? Где граница модного и абсурдного образа?

Для меня нет трендов, которые я считаю нелепыми, это, наверное, профдеформация, я все рассматриваю с интересом, однако это не значит, что для себя или своих клиентов все беру в работу. Велосипедки, например, мне совсем не зашли (смеется). Самое забавное, что граница между экстрамодным и абсурдным может быть очень и очень условной. Более того, для кого-то экстрамодный образ может казаться абсурдным, и для этого человека так оно и есть! В его системе ценностей это абсурд, все правильно.

Можно развить в себе вкус, понимание образов?

Есть склонности к тому, чтобы видеть красивое и уметь создавать красивое. У кого-то это получается легко, кому-то может быть очень сложно, но научиться можно. Во-первых, есть определенные правила, они вполне конкретные, а не «художник так видит». Во-вторых, есть такое понятие, как насмотренность — это когда ты долгое время изучаешь что-то, в нашей сфере, соответственно, смотришь кучу коллекций, стритстайла, изучаешь историю модных домов и моды в целом, исторические стили и в итоге начинаешь понимать современные варианты стилизации, причины, по которым в комплекте именно эта вещь, а не другая, можешь отличить устаревшее от актуального. Это развивается.

Твой топ нынешних модных дизайнеров? Любая география. 

Мне очень близок Дрис Ван Нотен, например. Пару лет назад завораживали коллекции Маккуина, а сейчас хочется помягче чего-то, полегче и повеселее. Это, наверное, тоже про развитие — мы ведь все не стоим на месте, да и обстоятельства жизненные могут меняться. В любом случае, с интересом рассматриваю коллекции и Гуччи, и Армани, очень сложно выделить любимых, они все прекрасны по-своему: кто-то в элегантной классике, кто-то в ироничном смешении всего и вся, кто-то в роскоши. А еще очень интересно узнавать личность дизайнера, многое становится понятным в творчестве. Стараюсь смотреть больше документалок о мире моды, читать биографии.

А стилисты какие тебя вдохновляют?

Из коллег-стилистов очень долго для меня фигурой номер один был Александр Рогов, мечтала познакомиться лично и даже выиграла футболку в его конкурсе про друзей и дружбу. Пару лет смотрела по воскресеньям шоу, он меня очень вдохновлял. Сейчас очень нравится Марианна Елисеева, такая она классная, живая, настоящая — невозможно ее не любить. Тим Ильясов тоже очень нравится по тем же причинам. Вообще я знакома со многими ярославскими, костромскими стилистами. Считаю классным, когда коллеги могут не конкурировать, а сотрудничать и даже дружить. Это наша с Викой история, но она не уникальна, в Ярославле многие девочки-стилисты дружат, общаются, обмениваются опытом. Мне хочется верить, что в этом есть и моя заслуга тоже, потому что, говорят, так было не всегда (смеется). Опять же, возникла идея, мы с Викой взяли и собрали всех желающих стилистов, дизайнеров Ярославской и соседних областей в прекрасное объединение, у нас есть чат, в котором мы оперативно обмениваемся информацией, находим партнеров под проекты.

Что нужно немедленно выкинуть из шкафа сразу после прочтения этого интервью? А из шкафа мужа? Ребенка?

Немедленно выкиньте старые изношенные вещи и те, которые вы не любите (возможно, вам их подарили, а вы из вежливости или еще по какой-то причине храните), а еще вещи, которые перекладываете с места на место годами в ожидании своего идеально веса, работы, принца и т. д. Жизнь — вот она, здесь и сейчас, поэтому носите то, что доставляет удовольствие. Шкаф мужа и ребенка оставьте мужу и ребенку, мы же не можем за них решать. Если ребенок маленький, то я бы действовала, как со своими, — убрала бы все старое и нелюбимое.

Какие вещи точно не нужно покупать себе, какой бы тип, фигура ни были? Есть какие-то изделия, которые нужно перестать на себя надевать в принципе?

Сложно, сложно… Не надо покупать вещи не по возрасту — девочкам каблуки, тетенькам бантики, и все такое. Как правило, это выглядит комично и вызывает неоднозначное впечатление.

Есть немало теорий, которые гласят, что только в юбке и «с красивой ножкой на каблучке» женщина раскрывает свою женственность. Стереотипы? Лично я никогда не ношу обувь на каблуке, отвергаю ее как класс. Я неженственна? Можно ли никогда не носить каблуки, юбки/платья, но быть «секси мадам»?

Современная женственность, как и современная мода, подразумевает вариативность. Возможно, многие из нас слышали наставления мам о том, что девочка должна быть нежной, подчеркивать талию, и еще что-нибудь в этом роде. Так действительно было раньше, но времена меняются, роль женщины меняется, поэтому старые правила изживают себя. Женственными нас делают не каблуки или декольте, а принятие своей природы и цельность образа. Любая женщина женственна от природы, но внешность у нас у всех разная, и кому-то классно зайдут платья в цветок, а кто-то гармоничнее будет выглядеть в брючном костюме. Я сейчас говорю общими фразами, но это все настраивается индивидуально на уровне цвета, формы, фактуры и принта. Я не разделяю мнения, что юбка сделает любую женщину женственнее — не любая юбка и не любую женщину. У нас с Викой, кстати, есть вебинар в записи как раз на тему современной женственности, очень рекомендую.

Есть советы, где покупать, сколько тратить? Онлайн или оффлайн?

Вот тут точно все зависит от личных приоритетов. Кому-то важно носить статусные дорогие вещи — имеет право, кому-то важно часто обновлять гардероб — имеет право. Кто-то считает, что грех переплачивать за то, что все равно везут из Китая — имеет право так думать и покупать на сайтах с недорогими вещами. Все это не самые популярные явления в современном мире, но кто мы такие, чтобы решать, что правильно, а что нет? Другое дело, что есть проблема перепроизводства, перепотребления, и это те вопросы, которые касаются всех нас. А если еще не касаются, то скоро коснутся, просто потому что ресурсы не вечные, планета одна на всех и все мы связаны гораздо сильнее, чем думаем.

Практические советы стилиста читайте здесь

Подписывайтесь, скучно не будет!
Больше в разделе "Лица поколения"