Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 14.10.2024
Анна Шиманская
10 минут чтения

Мир Миядзаки

Один день в музее анимации студии Ghibli

































































































































































































Здание музея анимации студии Гибли

Фото автора


СОДЕЖАНИЕ СТАТЬИ:

Что такое аниме?

Национальные особенности японской анимации

Хаяо Миядзаки и его волшебные миры

Идея создания студии Ghibli

Один день в музее анимации студии Ghibli

Грандиозные планы на ближайшее будущее


То, что движет вами, – это и есть мир,

который вы нарисовали у себя внутри,

со множеством пейзажей, мыслей и чувств,

которые ищут выражения.

Хаяо Миядзаки


Японское слово аниме происходит от американского animation, но позаимствовали его не целиком, как часто бывает с другими английскими словами, и этому есть несколько интересных объяснений.


Что такое аниме?

Во-первых, слово animation само по себе трудно и достаточно длинно в японской транслитерации. Намного проще для артикуляции японцев короткое, а также построенное по законам фонетики японского языка (на основе закрытых фонем) – аниме.

Во-вторых, американское animation буквально означает «одушевление» или «оживление», а японское аниме ближе по значению к латинскому anima, т. е. «душа». Возможно, такое объяснение покажется многим иррациональным и даже слишком романтичным, но оно действительно очень хорошо отражает суть явления аниме и отношения к нему во всем мире.

Японское аниме – это целая вселенная, существующая на грани детской фантазии и взрослой реальности, которая позволяет нам одновременно возвращаться в прошлое и заглядывать в будущее, размышлять о смыслах человеческой жизни, добре и зле и других важных философских вопросах.

Каждый фильм несет в себе много эмоциональных и духовных переживаний, которые близки любому человеку независимо от возраста и пола. Возможно, именно благодаря этому аниме стало настолько популярно не только в Японии, но и за ее пределами.

Обратите внимание

Интерес к японской визуальной культуре во всем мире невероятно высок. Практически во всех направлениях современной массовой культуры многих стран можно найти следы национального японского рисунка, эстетики, пластики и стиля, в том числе воплощенных в искусстве аниме.


Национальные особенности японской анимации

Рассуждения о смыслах и значении слова «аниме» естественным образом привели нас к современной массовой культуре, частью которой и является японская анимация. Если говорить о времени активного возникновения японской массовой культуры, то, как правило, выделяется два основных этапа ее формирования.

Первый этап связан с городской культурой и искусством эпохи Эдо (XVII – XIX вв.), на которую пришлось зарождение и расцвет многих исторических и художественных прототипов современной массовой культуры, таких как гравюры укиё-э (изображавшие картины бренного и изменчивого мира), кукольный театр нингё дзёрури, традиционный театр кабуки (синтез пения, музыки, танца и драмы, где большая роль отведена гриму и костюмам персонажей), иллюстрированные книги эхон и многое другое.

Второй этап начался приблизительно с периода реставрации Мэйдзи (XIX–XX вв.), когда быстрыми темпами шла модернизация, европеизация и коммерциализация японского общества, которая продолжается в наши дни, характеризующиеся развитием средств массовой коммуникации и информации.

Не стоит также забывать, что на становление японской массовой культуры в глобальном плане оказали влияние и народные обычаи, и религиозные ритуалы, и фольклор, а также бытовая культура японцев – другими словами, все то, что передается и сохраняется из поколения в поколение до сих пор.

Интересный факт

Считается, что одним из прототипов японских комиксов манга могли быть достаточно дешевые и доступные книги с картинками эхон, популярные как раз в период Эдо. Примерно в 70-х годах XVII века начали издаваться небольшие книжки в красных обложках – акахон. Они содержали в основном сказки и детские рассказы с примитивными рисунками. Уже в 1750-е годы стали появляться книги в черных и голубых обложках – курохон и аохон. В них можно было найти пересказы сюжетов пьес кабуки и нингё дзёрури, повествования о всевозможных подвигах самураев, увлекательные рассказы о привидениях и различных чудесах.

Самыми серьезными по тону повествования были «черные» книги, в то время как «голубые» создавались в развлекательной манере и постепенно перемешались с книгами в желтых обложках – кибёси. Последние представляли собой красочно оформленные издания шуточного характера, где авторы часто выступали и в роли иллюстраторов, а сами картинки могли определять успех книг не меньше, чем текст.

Таким образом, манга вобрали в себя все национальные особенности и основополагающие принципы, которые затем распространились и на аниме, и на компьютерные и видеоигры, ставшие логическим продолжением культуры японских комиксов. Многие японские мультипликаторы появились из художников комиксов – мангака.

Благодаря этому и японское понятие «аниме», которое произошло от американского аналога «animation» и поначалу (примерно 1907 г.) представляло собой результат подражания европейским и американским мультипликаторам, постепенно все ярче и ярче стало демонстрировать свои отличительные характеристики и национальные черты.

Музей анимации студии Ghibli Черные чернушки из анимэ

Обратите внимание

Среди наиболее очевидных особенностей японской анимации можно назвать, например, методы плоскостного изображения, лаконичность линий и светлые тона гравюр укиё-э, популярных в период городской культуры Эдо, частый отказ от детальной прорисовки движений персонажа, фокус на интересных и миловидных образах самих героев с огромными глазами, а также тщательно разработанный сюжет картины и многое другое.


Хаяо Миядзаки и его волшебные миры

Становление аниме как самостоятельного направления в японском искусстве, как правило, связывают с деятельностью художника-мангака Осаму Тэдзуки. А уже развитие японского рисованного кино и его подъем к вершинам мирового экрана ассоциируется с творчеством художника-мультипликатора Миядзаки, который родился в 1941 году.

Хаяо рос в семье с тремя братьями, отцом и матерью, которая продолжительно болела, из-за чего приходилось перемещаться по стране в поисках лучшей медицинской помощи. Отец Хаяо, Кацудзи Миядзаки, авиаинженер по образованию, управлял семейной компанией Miyazaki Airplane. Компания в числе прочего производила рули для истребителей модели A6M Zero, которые использовались японской армией во время Второй мировой войны. Возможно, благодаря этому у Хаяо появилась любовь к авиации, интересным причудливым самолетам и новым летальным аппаратам.

Интересный факт

Многие исследователи связывают частые переезды семьи из-за болезни матери с похожим сюжетом, который зрители могут наблюдать в анимационной картине «Мой сосед Тоторо», снятой в 1988 году. В этой милой и доброй истории мама главных героинь, сестер Сацуки и Мэй, тоже страдает от туберкулеза и много времени проводит в больнице.

Свой путь в анимационном искусстве Миядзаки начал в киностудии «Тоэй», где, активно участвуя в профсоюзном движении, познакомился с начинающим режиссером Исао Такахатой. В 1971 году они оба расстались с «Тоэй» и начали работать в небольших студиях, предоставлявших большую свободу для творчества. А в 1978 году вместе сняли научно-фантастический сериал «Конан – мальчик из будущего», в котором уже можно проследить основные темы творчества двух талантливых художников: война, роботы, волшебные и необычные миры, герои со сверхъестественными способностями, космические и воздушные корабли и многое другое.


Идея создания студии Ghibli

Студия Ghibli была основана в 1985 году, когда Хаяо Миядзаки пригласил Исао Такахату и продюсера Судзуки Тосио для того, чтобы вместе работать над созданием анимационных фильмов, а главное, делать это так, как им хочется. Студия создавалась как место, где художники и режиссеры могли бы снимать картины, полные свободы самовыражения, будучи не стесненными внешним давлением.

Интересный факт

Любопытно, что легендарная студия Ghibli («Джибли» или «Гибли» в европейской версии) носит достаточно непривычное для японского уха название, которое происходит от наименования итальянских самолетов-разведчиков времен Второй мировой войны.

Среды наиболее известных анимационных фильмов, созданных на студии, можно назвать: «Небесный замок Лапута» (1986), «Могила светлячков» (1988), «Мой сосед Тоторо» (1988), «Ведьмина служба доставки» (1989), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононоке» (1997), «Унесенные призраками» (2001), «Ходячий замок» (2004), «Рыбка Поньо на утесе» (2008), «Ветер крепчает» (2013) и многие другие шедевры.


Обратите внимание

В 2003 году фильм «Унесенные призраками» выиграл премию «Оскар» в номинации «лучший анимационный полнометражный фильм». Картина «Ветер крепчает», которую Миядзаки объявил своей последней работой, принесла ему очередную номинацию на «Оскар». А сейчас пообещавший уйти на покой режиссер занимается созданием еще одного полнометражного фильма, который в рабочем варианте называется «Как поживаете?».


Один день в музее анимации студии Ghibli

Логичным продолжением деятельности студии Ghibli и творчества Хаяо Миядзаки стал музей анимации, открытый 1 октября 2001 года в городе Митака недалеко от Токио. Пространство, которое включает в себя и само здание музея, и прилегающую территорию, создавал сам Миядзаки – от архитектуры до дизайна помещений. Основная концепция музея заключается не только в том, чтобы показать собственные работы, но и погрузить детей и взрослых в многогранный мир анимации.

Здание музея анимации студии Гибли
Музей анимации студии Ghibli Территория музея

Музей находится в 15 минутах ходьбы от станции Митака, а сопровождать вас всю дорогу будут указатели с улыбающейся во все зубы головой любимого многими Тоторо. На входе в музей помимо большой очереди, которую вам надо будет отстоять вместе с другими фанатами аниме, вас тоже встретит гигантский Тоторо, восседающий за стеклом билетной кассы.

Музей анимации студии Ghibli Указатели к музею Гибли
Музей анимации студии Ghibli Указатели к музею Гибли
Музей анимации студии Ghibli Очередь в музей Гибли
Музей анимации студии Ghibli Очередь в музей Гибли
Музей анимации студии Ghibli Тоторо за стеклом билетной кассы

Внутри здания посетители смогут увидеть ряд экспозиций, рассказывающих о волшебных мирах фильмов студии. Здесь до мелочей воссоздан рабочий кабинет Хаяо Миядзаки, представлен зал временных выставок, которые чаще всего посвящены последнему фильму студии, есть игровая зона для детей с огромным плюшевым Котобусом, который никого не оставляет равнодушным, а на крыше здания находится сад с железной статуей робота из аниме «Небесный замок Лапута». Музей также включает в себя книжный магазин, сувенирные магазины и тематическое кафе на террасе.

Музей анимации студии Ghibli Железная статуя робота на крыше музея Гибли
Музей анимации студии Ghibli Меню в кафе музея

Обязательной частью программы посещения музея станет кинотеатр «Сатурн» на 80 мест. Там показывают специально созданные Миядзаки и другими режиссерами короткометражные фильмы, которые нельзя увидеть больше нигде. В качестве билета в кинотеатр вы получите небольшой кусочек кинопленки, который сможете потом сохранить на добрую память.

Музей анимации студии Ghibli Билет в кинотеатр

Обратите внимание

Из-за большой популярности музея, а также ограничения по времени нахождения в нем билеты необходимо покупать заранее. Помимо этого, фотографировать внутри здания запрещено, поэтому вам удастся запечатлеть только то, что находится снаружи. Остальное надолго останется в вашем сердце благодаря тому, что в каждом уголке музея есть что-то интересное, необычное и милое.

Музей анимации студии Ghibli Детали музея

Грандиозные планы на ближайшее будущее

В ноябре 2022 года тематический парк, основанный на фильмах ведущей японской анимационной студии Ghibli, откроется на территории мемориального парка Айти Экспо в городе Нагакутэ, что примерно в 250 км от Токио. Там уже есть «Дом Сацуки и Мэй» (его поставили к выставке Экспо в 2005 году) из популярного во всем мире анимационного фильма «Мой сосед Тоторо». Теперь появятся и другие постоянные объекты.

Всего планируется создание пяти зон: в ноябре 2022 года должны стать доступны «Холм юности», «Большой склад Гибли» и «Лес Дондоко», а уже осенью 2023 года состоится торжественное открытие «Деревни Мононоке» и «Долины ведьм».

Главным входом в парк будет служить «Холм юности», где планируется смотровая башня, копия антикварного магазина из «Шепота сердца» и другие узнаваемые объекты из аниме «Небесный замок Лапута» и «Ходячий замок».

На месте бывшего бассейна строится «Большой склад Гибли». Это площадка будет вмещать выставочный зал, детскую игровую зону, помещения для хранения экспонатов студии, а также рестораны, магазины и, возможно, кинотеатр.

В «Лесу Дондоко» появятся сельские пейзажи эпохи Сёва (1926–1989), которые будут окружать построенный ранее «Дом Сацуки и Мэй» из фильма «Мой сосед Тоторо». Здесь будут созданы пешеходные дорожки, предоставляющие доступ к богатой и разнообразной природе парка, а изюминкой зоны станет огромный деревянный игровой комплекс «Дондоко-до» в форме Тоторо. Название «Дондоко» позаимствовали у того танца, который танцевали сестры духу леса Тоторо в надежде, что посаженные ими семена взойдут.

Остальные две локации, что должны открыться уже в 2023 году, обещают быть не менее интересными и увлекательными.

Парк, о строительстве которого было объявлено еще в 2017-м, где разработчиком проекта стал режиссер Горо Миядзаки – старший сын Хаяо Миядзаки, – станет дополнением к музею анимации студии Ghibli.

«В этом музее интересно. Здесь отдыхает душа и можно многое для себя открыть», – говорит Хаяо Миядзаки о музее анимации студии Ghibli. Интересно, что же он скажет про огромный тематический парк, открытия которого так ждут все поклонники аниме и его творчества от мала до велика?!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!