Монами Оно: «Любимая скульптура – всегда самая последняя»
Художница и скульптор из Японии – о цвете картона, поддержке родителей и одиночестве художника
Монами Оно окончила отделение моделирования персонажей Осакского университета искусств. Картонные коробки стали материалом, из которого она может сделать все, что угодно: кеды, саксофон в натуральную величину, копию дроида R2-D2, несколько миниатюрных городских макетов, штурмовую винтовку, рюкзак «Охотников за привидениями» и небольшую армию картонных танков. Ее работы отличаются невероятной детализацией и аутентичностью.
Когда вы занялись «картонным искусством»?
Я начала делать работы из картона летом, когда мне было 19 лет. В этом году моему увлечению исполнилось 10 лет. В университете я занималась 3D-анимацией. Но программное обеспечение стоило очень дорого. Поэтому решила сделать макеты из картонных коробок из-под товаров, которые я заказывала на Амазоне.
Почему вы выбрали картон материалом для скульптур?
Меня завораживает хрупкость картона: его можно легко раздавить, разорвать, хотя смысл его существования в том, чтобы обернуть в него товары для защиты от повреждений и поломок. Это противоречие между хрупкостью и силой мне кажется очень милым.
Вы помните вашу первую работу?
Это было домашнее задание для урока в Осакском университете искусств. Я создала инструменты и фон для трехмерной анимации и сняла стоп-моушен-короткометражку про процесс выпечки и доставки пиццы. В ролике много сложных механизмов на основе шестеренок и движущихся частей. Вы можете посмотреть его на YouTube.
Вы где-нибудь этому учились?
Я самоучка в этом искусстве. Когда впервые попробовала использовать картон, склеила и сложила кусочки вместе, люди вокруг меня хвалили, говорили: «Ух ты, как круто ты это делаешь!». Это наполнило меня таким счастьем, что я продолжаю заниматься картоном до сих пор.
Кем вы мечтали стать в детстве? Чем были увлечены?
Когда была ребенком, очень хотела стать художником-аниматором. Мечтала присоединиться к команде, которая создавала аниме-сериал «Евангелион». Я просто с ума сходила по аниме. Детство – это время, когда твоим единственным ограничением является воображение. Если помните, мы же могли создать из картона все, что угодно, и притвориться кем угодно – от короля в замке до космонавта.
Ваши родители вас поддерживают? Что они говорят по поводу вашего увлечения?
Мои родители не поддерживали мое увлечение скульптурами из картона. Они надеялись, что у меня будет более стабильная жизнь, что я найду работу в корпоративном мире. Знаю, они очень беспокоились обо мне, но я просто отмахнулась от их советов. В конце концов спустя 10 лет они постепенно начинают понимать то, чем я занимаюсь.
Что или, может быть, кто вас вдохновляет?
Различные формы, цвета, музыка, люди и миры, которые появляются в кино. Так много людей вовлечено сегодня в создание фильмов! Это меня очень захватывает и впечатляет.
Как вы выбираете героев для своих скульптур?
Я выбираю то, что мне самой нравится: смотрю кино, драмы, аниме, читаю книги, изучаю интернет и магазины для вдохновения. Сейчас так много информации, очень сложно все соотнести между собой, поэтому я часто выбираюсь на прогулки и пытаюсь собраться с мыслями. Хотя иногда бывает, что мне и прогулки не помогают, не получается собрать все идеи воедино. В таком случае просто ложусь спать и сплю очень долго.
А почему вы не используете цвет в своих работах?
Потому что мне нравится натуральный цвет картона. Это же переработанная бумага. Если вы посмотрите на картон сквозь увеличительное стекло, то увидите, что там спрятано огромное количество цветов и оттенков. А так как каждая деталь моих работ состоит из множества частей, сложенных вместе, это позволяет создавать различные текстуры, узоры и особенности. Я оставляю нетронутыми естественный цвет и текстуру поверхности картона, чтобы подчеркнуть очарование этого материала для повседневного использования.
- Нарине Григорян: «Русская литература дает возможность раскрыть душу человека»
- Елена Соковенина: «Мне комфортнее жить за рамками, чем позволить себя упростить»
- Мунира Акилова: «Мы не занимаемся производством китча»
- Мортен Тровик: «Соблазны тоталитаризма заманчивы для огромного большинства людей»
- Великий мистификатор
Где вы берете картон для своих работ?
Я стараюсь сохранять упаковочный картон, в котором мне доставляют мои заказы. Если же этого не хватает, приходится специально покупать.
Какие инструменты вы используете? Приходится ли пользоваться чем-то специальным?
Все просто: ножницы, канцелярский нож, клей, линейка, письменные принадлежности. Не нужно ничего специального.
С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?
Я создаю свои произведения в одиночестве. Я постоянно борюсь со всевозможными сомнениями, своей неуверенностью. Не знаю, смогу ли завершить проект или нет, правильно ли это делаю или надо было выбирать другой путь. Самые сложные формы для создания – сферы и тела, поэтому стараюсь придерживается строгих линий, которые подходят для моделей машин и техники. Но мне удалось создать скульптуры Годзиллы и Боузера (персонаж видеоигры и главный отрицательный герой серии Mario. – Ред.). Я этим очень горжусь.
Вы выставляете свои работы на выставках? Можно ли их купить?
Раз в пару лет я провожу мои личные выставки. Также мои работы берут в аренду, чтобы использовать на мероприятиях. В настоящее время мои скульптуры можно увидеть в рекламе, а иногда их признают поп-артом. Порой я делаю работы на заказ, но чаще для души. Я делаю вещи, которыми бы хотела украсить свой дом.
Среди ваших скульптур у вас есть самая любимая?
Это всегда самая последняя. Мне больше всего нравится сам процесс работы. Поэтому я всегда чувствую особенную любовь к тому, что только появилось на свет. Мне очень нравится делать транспорт, особенно машины из фильмов. Мои фавориты – «Тысячелетний Сокол» и «Делореан».
Для вас важна экологичность ваших работ?
Обычно коробки используют только для того, чтобы доставить товары, а потом их выбрасывают. Я хочу доказать, что мы можем использовать их снова и превратить в интересные и красивые вещи вместо того, чтобы просто относить их на помойку.
Полностью интервью опубликовано в журнале “Перспектива. Поколение поиска” N 4/2022.
Рекомендуем прочитать статью о владелице мастерской авторских деревянных игрушек Елене Дунаевой.