Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Анна Хрусталева
  • Нечего бояться готских писем в саду
    Литературная премия «Ясная Поляна» объявила имена победителей 19-го сезона
Обновлено: 02.12.2024
Анна Хрусталева
7 минут чтения

Нечего бояться готских писем в саду

Литературная премия «Ясная Поляна» объявила имена победителей 19-го сезона















































































































Дмитрий Симановский и Сергей Полотовский.

Анна Хрусталева

«Готские письма» Германа Садулаева, «Сад» Марины Степновой, «Нечего бояться» Джулиана Барнса и сборник писем Валентина Распутина и Валентина Курбатова «Каждый день сначала» — эти четыре книги останутся в истории 2021 года, когда многое другое, что случилось в это непростое время, будет забыто. Во всяком случае премия «Ясная Поляна», учрежденная музеем-усадьбой Льва Толстого и компанией Samsung, сделала все, чтобы это было именно так.

«В этом кресле сидит муза современной литературы. Просьба не занимать ее место» — такие «антиковидные» таблички украсили половину мест в Бетховенском зале Большого театра. Ирония в том, что такими надписями можно было бы снабдить и оставшиеся сиденья, потому как любой из гостей церемонии — либо (в своем роде) муза, либо вдохновленный ею автор. У каждого тут свои предпочтения, свои ставки, свои надежды. Кто-то уже точно знает, что это будет вечер его триумфа, другие пока остаются в сладкой тревоге предвкушения.

Герман Садулаев

Вот, например, переводчикам Дмитрию Симановскому и Сергею Полотовскому волноваться ни к чему. Очевидно, что их вызвали из Санкт-Петербурга не просто полюбоваться осенней столицей, но разделить премию со своим соавтором Джулианом Барнсом, чье философское размышление о смерти «Нечего бояться» жюри сочло лучшей книгой в категории «Иностранная литература». Когда несколько лет назад эта номинация только появилась, организаторы заявили: на победу в ней могут претендовать лишь те авторы, кто согласится лично приехать в Москву за наградой. К сожалению, последние годы этим правилом приходится пренебрегать. К счастью, есть интернет, а потому прославленный англичанин, пусть и виртуально, все же побывал в этот вечер в Большом театре, со свойственной ему иронией рассказав о том, как некогда учил русский язык и путешествовал в автофургоне по Советскому Союзу.

— Моим школьным учителем русского языка был офицер Королевских ВВС, первой книгой, которую я взялся читать, — «Ася» Тургенева. Потом был «Обломов» — я этого ленивца терпеть не мог, зато обожал Печорина, в 16 лет мне казалось, что «Герой нашего времени» — это исключительно про меня. Еще посмотрите, что храню: первое английское издание романа «Воскресение» Льва Толстого 1900 года. А сейчас на моем столе пока еще не раскрытый Паустовский, и эту встречу я тоже предвкушаю. Пушкин, Лермонтов, Чехов — ваша литература прошла через всю мою жизнь, как сам я некогда, еще совсем молодым парнем, проехал в фургоне через Минск, Смоленск, Москву, Киев, Харьков и Одессу, купив в ГУМе 25 виниловых пластинок. Теперь, думаю, вы понимаете, что значит для меня эта премия — «Ясная Поляна»…

Помимо «Нечего бояться», на награду претендовали еще 44 зарубежные книги, каждая из которых заслуживает того, чтобы быть прочитанной, уже хотя бы самим фактом попадания в орбиту премии. Среди них «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» шведа Фредрика Бакмана, сатирический китайский роман Лю Чжэньюня «Я не Пань Цзиньлянь», драма нобелевского лауреата Янь Мо «Лягушки», японский исторический роман Кага Отохико «Такаяма Укон», роман-панорама «Мертвые бродят в песках» писателя из Казахстана Роллана Сейсенбаева.

По словам члена жюри, писателя Алексея Варламова, его потаенная мечта — увидеть среди будущих претендентов на победу в номинации «Иностранная литература» как можно больше авторов из ближнего зарубежья:

Гоша Куценко

— Так складывается, что мы прекрасно знаем, о чем пишут наши коллеги в Англии, Америке, Германии, но совершенно не представляем, как развивается современная литература в Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Литве или Эстонии. Есть в этом что-то неправильное, но есть и куда расти.

В номинации «Событие», где традиционно поощряют яркое литературное или окололитературное явление премиального года, жюри отметило сборник писем Валентина Курбатова и Валентина Распутина «Каждый день сначала», выпущенный в издательстве «Красный пароход» и приехавший в Большой театр прямиком из типографии. И если у любого другого решения судей всегда есть как сторонники, так и яростные противники, то этот выбор вопросов не вызвал. Ведь и церемония, пусть и негласно, была посвящена памяти критика Валентина Курбатова, бессменного члена жюри, ушедшего из жизни в марте этого года. Фотогалерея на экране, воспоминания друзей, даже фортепианная баллада Шопена в исполнении блистательного Андрея Гугнина — все это было о нем и для него, старшего друга и большого мастера, которого больше нет, но который словно бы здесь, рядом навсегда. Что до книги, то она, конечно, удивительная. В ней письма, которые в течение 40 лет писали друг другу два Валентина — критик и прозаик. Не короткие сиюминутные записки, а пространные рассуждения, мыслимые в неспешном эпистолярном XIX столетии и совершенно невероятные на рубеже стремительных XX и XXI веков. Они были очень разные, бескомпромиссный, прямолинейный (увы, не всегда справедливый) Распутин и во всем ищущий свет, утешительный Курбатов, но это не мешало им дружить, делиться друг с другом наболевшим. И тем интереснее, даже, возможно, не соглашаясь в чем-то ни с тем, ни с другим, читать их откровения.

Настоящей битвой не на жизнь, а на каждую долю процента обернулось в этот раз интернет-голосование в номинации «Выбор читателей». Поклонники романов «Сад» Марины Степновой и «Звезда и крест» Дмитрия Лиханова до последней секунды отвоевывали друг у друга право увидеть своего любимого автора на пьедестале (пятерка остальных претендентов сразу осталась далеко позади). И все же почитатели Марины Львовны оказались настойчивее. Поэтому именно ей достался приз от компании Samsung — поездка в Южную Корею, которая, будем надеяться, вдохновит писательницу на скорейшее создание обещанного продолжения «Сада».

Марина Степнова.

— Эта премия не мне, а моим читателям, — так отозвалась на свою награду Марина Степнова. — Писать книги — это тотально одинокое дело. Кругом жизнь, а ты бредешь, бесконечно в себе неуверенный, в своей вымышленной темноте и никогда не знаешь, что в итоге у тебя получится. Спасибо всем, кто читает, кто хвалит и ругает, а так, как меня ругали за «Сад», меня не ругали никогда, но главное — спасибо, что не оставляете одну брести в темноте.

К финалу вечера, как это обычно в таких случаях и бывает, напряжение достигает предела. Все ждут главного решения жюри — имени победителя в номинации «Современная русская проза». Вариантов развития событий масса. Самые очевидные шансы на победу у виртуозно составленного из вымышленных писем и дневников эпохи Александра I, при этом исторически абсолютно достоверного «Филэллина» Леонида Юзефовича. Рядом — «Сад» Марины Степновой, переполненный лопающимися от собственного сока и жара метафорами и аллюзиями. Два жития современного извода — «Звезда и крест» Дмитрия Лиханова и «Жизнеописание Льва» Наталии Репиной тоже куда как конкурентоспособны. Еще есть две биографии — многолетний глубокий человеческий и литературоведческий труд Майи Кучерской «Лесков. Прозеванный гений» и беллетризованная «Любовь Куприна» Максима Гуреева. Но жюри делает ход конем и принимает неожиданное решение отдать премию стоящим особняком, не вписывающимся никуда и ни во что «Готским письмам» Германа Садулаева. Это 14 разрозненных, стилистически неоднородных эпизодов, где есть и имитация научного исследования, и фрагменты автобиографии, и историческое повествование, заведенные на одной абсолютно абсурдистской смысловой и интонационной опаре.

Екатерина Толстая и Алексей Варламов

— Грустно, что мы так мало знаем о готах, которые, как темная гуща, кружили некогда по Европе без особых целей и задач, — вздыхает писатель и член жюри Евгений Водолазкин. — Хорошо, что теперь знаем больше. Ведь готское пассионарное начало повторяется в каждой новой культуре и эпохе.

— Меня часто спрашивают, верю ли я сам в то, о чем пишу, — пожалуй, речь Садулаева была самой необычной из тех, что когда-либо звучали под сводами Бетховенского. — Конечно, верю. Потому что в нашей жизни вообще мало реальности. Вот сейчас мне кажется, что я сплю, и в этом сне Петр Толстой вручает мне приз, Гоша Куценко читает отрывок из моей книги, очень хочется досмотреть этот сон до конца, пока не пришла уборщица, не растолкала и не сказала, что все давно закончилось и пора уходить. Конечно, эта премия должна была бы достаться Леониду Юзефовичу, но у него их много, поэтому в этом сне пусть и я буду счастлив.

Фото: yppremia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!