От муми-троллей до арт-сауны
Необычные музеи Финляндии
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры | Музеи | Финляндия
Наш цикл «Необычные музеи стран — соседей России» продолжает Финляндия.
Музей муми-троллей (Moomin museum)
Единственный в мире Музей муми-троллей находится в г. Тампере. Это музей экспериментального искусства для поклонников мира муми-троллей всех возрастов. Здесь представлена редкая коллекция произведений искусства, подаренная Туве Янссон Художественному музею Тампере в 1986 году.
С 1987 по 2016 год коллекция была частью экспозиции «Долина Муми-троллей» в Художественном музее Тампере. В 2017 году для музея построено новое здание. Музей муми-троллей в его современном виде открылся 17 июня 2017 года.
Помимо постоянной коллекции здесь можно увидеть временные экспозиции. Так, в апреле 2024 года открылась выставка «Жизнь художника — Туве Янссон» (An Artist’s Life — Tove Jansson, 20.4.2024 — 18.5.2025). Туве, больше известная как создательница муми-троллей, на самом деле была художницей, в том числе в области монументальной живописи, а также иллюстратором, карикатуристом, автором комиксов и сценографом. Свои первые рисунки и художественные произведения она опубликовала в 14 лет, а последние — в 84. Выставка посвящена самым важным эпизодам из жизни Туве Янссон начиная с детства, проведенного в богемной шведоязычной семье, времени учебы и прорыва как художницы, жизни, любви и творчества во время войны, и заканчивая годами, проведенными на острове Кловхарун. Некоторые работы представлены публике впервые. Выставка была подготовлена Музеем муми-троллей в сотрудничестве с компанией Moomin Characters Oy Ltd.
https://www.muumimuseo.fi/en/exhibitions-and-events/temporary-exhibitions/now/
Музей механической музыки (Museum of Mechanical Music)
В небольшом финском городке Варкаус находится один из самых уникальных музеев страны — Музей механической музыки. В зарубежных путеводителях по Финляндии этот музей упоминается как одно из десяти самых интересных мест в стране, которые необходимо посетить.
На двух этажах в семи залах музея представлена удивительная коллекция различных автоматических инструментов: музыкальные шкатулки, автоматические пианино и оркестры, скрипки и аккордеоны, первые музыкальные автоматы размером со шкаф. Гордость музея — самый большой в мире оркестрион Popper Goliath («Поппер Голиаф»), имитирующий звучание 75 инструментов.
Всего в коллекции около 400 экспонатов, по которым можно проследить историю развития механической музыки с середины XVIII века до современности. На протяжении веков идея автоматического воспроизведения музыки привлекала внимание ученых, инженеров, мастеров в области механики и создателей музыкальных инструментов и часов. Настоящий расцвет механической музыки пришелся на эпоху Возрождения, именно тогда появились различные механизмы, использующие цилиндр для проигрывания мелодий: шарманки, музыкальные часы и шкатулки.
Владельцы музея — немецкие коллекционеры, отец и сын Юрген и Павел Кемпфы. Они перевезли свою коллекцию в Финляндию из Германии в 1981 году и основали музей. Власти Варкауса оценили это уникальное начинание, выделили под экспозицию большое здание и помогают содержать музей. Павел Кемпф сам работает экскурсоводом.
Арктический музей Нанок (The Arctic Museum Nanoq)
«Нанок» («nanoq» по-гренландски — «белый медведь») был открыт в июне 1991 года недалеко от города Пиетарсаари на западе Финляндии, на берегу Ботнического залива, и стал первым арктическим музеем в Европе. Музей представляет культуру и обычаи народов Арктики и прилегающих территорий, а также историю известных экспедиций на Северный и Южный полюса.
Проект был задуман и создан усилиями одного человека — Пентти Кронквиста (р. 1938), мечтавшего об экспедициях в Гренландию и воплотившего эту мечту в жизнь. Будучи по профессии пожарным и спасателем-водолазом, Кронквист упорно тренировался, освоил навыки выживания в суровых условиях Арктики и в 1971 году впервые принял участие в экспедиции в Гренландию. Это стало началом его арктических приключений.
В 1976 году Пентти Кронквист принял участие в более масштабном испытании, вместе с двумя исследователями пройдя на лыжах путь от северной Гренландии до Канады. В мае 1981 года он возглавил финско-норвежскую трансантарктическую экспедицию по Гренландии, маршрут которой составлял около 700 км. Лыжные экспедиции и исследование образа жизни и обычаев инуитов вдохновили Кронквиста на создание музея. На протяжении многих лет он неоднократно ездил в Гренландию, стал лектором и популяризатором гренландской культуры, выступая не только в Финляндии, но и в других странах Скандинавии, в Германии, Италии и Франции.
Идея создания арктического музея зародилась еще в 1970-е годы, но всерьез приступить к реализации этого плана получилось в конце 1980-х. Территория музея находится в лесу и включает около двадцати построек, созданных Пентти Кронквистом в период с 1956 по 1983 год с использованием традиционных материалов и техник инуитов, украшенных старинными предметами деревенского быта. Так, помимо основного здания музея, здесь можно увидеть торфяной дом (этот традиционный способ строительства жилья был распространен на севере Гренландии вплоть до 1970-х гг.), охотничью хижину, дымовую сауну, дом с инструментами, которые использовались для промывки золота в Лапландии во второй половине XIX века, во времена золотой лихорадки. Пентти Кронквист соорудил даже маленькую церковь — копию одной из самых северных церквей в мире, которая была построена на северо-западе Гренландии в 1909 году. В этой евангелическо-лютеранской церкви можно проводить церковные службы.
Одно из помещений носит название «Галерея Гойхмана». В «Наноке» находится самая большая в мире коллекция картин профессора Владимира Гойхмана (1903–2001) — известного в середине прошлого века нейрохирурга из Ленинграда, а также художника и исследователя Арктики. В 1972 году он волею судьбы оказался в Финляндии, где и прожил до самой смерти, и Пентти Кронквист был его близким другом. Имя Владимира Гойхмана, к сожалению, совершенно неизвестно в России, хотя он был талантливым врачом, спас сотни человеческих жизней в годы блокады Ленинграда. Во время своих путешествий по Арктике Гойхман делал прекрасные зарисовки окружающей природы, которые затем превращал картины маслом. Более ста картин находятся в коллекции музея «Нанок», а некоторые работы художника продаются сегодня на мировых аукционах.
Пентти Кронквист получил от различных организаций множество почетных наград и медалей за свою многолетнюю деятельность. Он является почетным членом Финского арктического клуба и Ассоциации Финляндия — Гренландия.
Музей шпионажа (Spy museum)
В этом музее в городе Тампере можно познакомиться с различными техническими приспособлениями, которые использовались шпионами во всем мире, а некоторые экспонаты даже протестировать. Коллекция довольно большая и разнообразная: устройства для прослушивания, способы маскировки, различные оптические приборы и способы шифровки, комната допросов, истории о шпионах времен холодной войны, «роковых женщинах», контрразведчиках. Это первый подобный музей в мире, он открыт в 1998 году в Финляндии — стране, которая благодаря своему геополитическому и технологическому статусу была излюбленным местом шпионов.
Здесь можно проверить и свои собственные шпионские навыки с помощью специального «Теста тайного агента», а также приобрести различные «шпионские» сувениры в музейном магазинчике.
Музеи Серлакиуса (Serlachius museums)
Музеи Сералакиуса, «Густав» и «Гёста», находятся в Мянття-Вилппула — крошечном зеленом городке в часе езды от Тампере, на южном конце озера Кеурусселкя. Мянття, известный прежде всего производством туалетной бумаги Serla, позднее стали называть городом искусства. Историю этого места невозможно представить без имени Густава Адольфа Серлакиуса (1830–1901) — фармацевта по образованию, который в 1868 году основал целлюлозную фабрику, превратив захолустный городок в важное звено промышленной индустрии.
Густав Серлакиус был также большим поклонником искусства и коллекционировал работы финских художников. Он верил, что будущее Финляндии — в образовании и культуре, поддерживал изобразительное искусство страны и местных художников. Был лично знаком со многими деятелями искусства, среди них художник Аксели Галлен-Каллелла, скульптор Эмиль Викстрём. Его интерес к искусству перенял племянник — Гёста Серлакиус, основавший художественный фонд (Gösta Serlachius Fine Arts Foundation) и значительно расширивший частную коллекцию.
Первый музей — белый дом «Густав» — располагается в здании бывшей главной конторы Серлакиуса-старшего. Основная экспозиция музея рассказывает об истории финской бумажной промышленности и жизни ее легендарного основателя, причем сделано это в увлекательной форме интерактивной выставки «Paper Perkele» (финск. — «Бумажный черт»). Временные выставки размещаются на втором этаже. В музей привозят уникальные собрания, найденные у частных европейских коллекционеров. В 2018 году здесь выставлялись работы Сальвадора Дали, в том числе из его поваренной книги. Гостей встречали огромным портретом художника, диваном в виде больших красных губ и десертом под названием «Соски Венеры». Само здание, построенное в стиле классицизма в 1934 году, также является достопримечательностью.
Второй музей Серлакиуса — «Гёста» — был открыт в 1945 году в старинной усадьбе Йоенниеми на берегу озера. В 2014-м здание обзавелось современной деревянной пристройкой, соединенной с усадьбой стеклянным коридором. Если в первом доме находятся работы любимых художников семьи Серлакиусов — Ханнеса Аутере, Юсси Мянтюнена, Леннарт Сегерстрол и Альберта Эдельфельдта — и единственная в Финляндии картина Клода Моне, то во втором выставлены самые невероятные современные арт-объекты: от куриной лапы, подвешенной к потолку, до гигантской обезьяны, превращенной в диджитал-проекцию. В новом здании располагается также панорамный ресторан Gösta и музейный магазин современного искусства. Меню ресторана меняется четыре раза в год согласно временам года, а к открытию важных художественных выставок создаются блюда, вдохновленные новой экспозицией.
В комплекс музеев входит и Арт-сауна — уникальный проект, гармонично вписанный в прибрежный пейзаж и сочетающий в себе финскую культуру сауны с элементами искусства, природы и архитектуры. Художественная сауна Музея Серлакиуса — это новая архитектурная интерпретация традиционной финской сауны. Здание построено из уникальных натуральных материалов: теплого дерева редких пород, оригинальных каменных поверхностей. Круглое помещение сауны и прилегающих к ней территорий для отдыха и досуга отражает атмосферу музея Серлакиуса в Гёсте, где окружающий ландшафт интегрирован с искусством и архитектурой. В пространстве арт-сауны представлено также современное искусство: картины, мебель и предметы дизайна, некоторые из которых были разработаны специально для этого проекта.
Арт-сауна выиграла премию «Бетонная конструкция года — 2022», стала финалистом архитектурной премии Finlandia (2022), получила награду как инновационный проект в сфере туризма (2022).
Музей саамской культуры и природный заповедник Сиида (The Sámi Museum and Nature Centre Siida)
Музей расположен в деревне Инари в Северной Лапландии, на берегу озера, в самом сердце культуры саами. Он был основан в 1960-е годы как музей под открытым небом. Современное здание, спроектированное архитектором Юхани Палласмаа, построено в 1997 году и открыло свои двери для посетителей в апреле 1998-го.
Ежегодно Сииду посещают около 140 000 человек из 90 стран мира. В музее есть как постоянная экспозиция, которая в 2022 году пополнилась уникальной выставкой Enâme láá mii párnáah («Эти земли — наши дети»), так и музейное пространство на открытом воздухе. Сегодня в музее находится также ресторан национальной кухни Sarrit, магазин с изделиями ручной работы и сувенирами.
В 2024 году Сиида получил премию как лучший европейский музей года (The Museum of the Year 2024).
Посмотреть небольшой репортаж о Siida и послушать саамский рэп можно здесь: