ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА
Начало ХХ столетия — события 1905 года, Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917-го — породили невиданную доселе волну эмиграции с территории всей бывшей Российской империи. Десятки, сотни тысяч людей уезжали через Крым и Константинополь, Дальний Восток, западные границы. Люди всех слоев общества — не только богатые и знатные, как иногда считают, — всех профессий и возрастов устремились за рубеж в попытке выжить и переждать ужасы террора времен Гражданской войны. Многие, так и не получив гражданства принявших их стран и сознательно не стремясь к этому, остались навсегда эмигрантами с нансеновскими паспортами. Другим судьба дала возможность десятилетия спустя вернуться на свою родину и, увы, часто пройти сталинские лагеря и ссылки.
Их жизнь в эмиграции была непростой, материально они очень часто бедствовали, но до конца не принимали нового гражданства. Многие из них были выдающимися людьми, внесшими значительный вклад в науку, культуру и искусство приютивших их стран. «А за то, что нас Родина выгнала, Мы по свету ее разнесли», — писал поэт Алексей Ачаир.
По эту сторону границы о них забыли на долгие годы, но в 1990-е занавес приоткрылся, и мы стали постепенно вспоминать их имена. Они надеялись вернуться в Россию, и если им не удалось это сделать лично, то их наследие может и должно быть осознано как часть нашей общей культуры.
«Мы не в изгнании, мы в послании», — говорили эмигранты. Это послание ныне обращено к нам, и мы не должны его потерять.
Николай Аполлонович Байков (1872–1958)
Исполнилось 150 лет писателю-натуралисту, исследователю Маньчжурии Николаю Аполлоновичу Байкову
Его самая знаменитая книга «Великий Ван» о маньчжурской тайге и о ее владыке длинношерстном тигре («ван» по-китайски означает «владыка») написана с любовью к удивительной природе этого дикого тогда края, с глубоким знанием ее законов и особенностей жизни местных охотников.
Первый раз опубликованная в 1936 году в крупнейшем издательстве Русского Харбина, издательстве М. В. Зайцева, книга «Великий Ван» была многократно переиздана в Японии, переведена на английский, французский и немецкий языки, получила мировое признание. В современной России повесть «Великий Ван» впервые вышла в 1992 году.
Свои рассказы о золотоискателях и охотниках, об искателях женьшеня — «корня жизни» — и ловцах жемчуга Байков начал писать по привычным писательским меркам довольно поздно, вернувшись в Маньчжурию в 1922 году после многих лет путешествий и мытарств по Африке, Индии и Индокитаю. А впервые он познакомился с этим краем, ныне территорией Северо-Восточного Китая, в 1902 году.
Николай Аполлонович Байков родился в старинной дворянской семье в Киеве. С детства любил природу, и родители поощряли его, понимая, что это принесет ему только пользу, рассказывая, как кормить животных, ухаживать за ними. Байков всю жизнь потом был им за это благодарен. Принесенное домой на даче под Киевом мышиное гнездо с маленькими розовыми голенькими мышатами, «лесной эльф» — белка-летяга, прожившая одну зиму в сарае по соседству с раненым ястребом, молодой маньчжурский журавль с перебитой ногой, ежиха и ручной заяц — все эти животные становятся полноправными героями его рассказов, проявляя не только свой характер, но и, по слову писателя, «несомненный ум, присущий разумному человеку» (сборник рассказов «Наши друзья»).
«Если вам говорят, что змеи гадки, лягушки противны, жабы отвратительны, а летучие мыши мерзки, — не верьте этому, так как это ложь и клевета, основанные на глупости и невежестве людей, лишенных самого простого здравого смысла, — писал он в предисловии к книге о домашних и прирученных им животных «Наши друзья». — В природе все прекрасно, все хорошо и разумно, так как Бог не мог создать никакой гадости, никакой мерзости. Если в мире и существует ложь, неправда и всевозможные пакости, то все это создано человеком и исходит от него».
После окончания Киевского кадетского корпуса учиться Николая отправили в первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, где он получил аттестат зрелости. Из-за смерти отца пришлось переехать и продолжить обучение в Тифлисском пехотном юнкерском училище. Военная служба на Кавказе тоже способствовала развитию его склонности к исследованию природы: в Кавказском музее в Тифлисе директором тогда служил известный натуралист и путешественник Густав Иванович Радде, который стал первым учителем Байкова, привлекая его в свободное от службы время к деятельности по изучению и описанию природы.
Знакомство с Дмитрием Ивановичем Менделеевым стало началом нового периода в жизни Николая Байкова. Знаменитый ученый очень заинтересовал молодого исследователя рассказами о строительстве Китайско-Восточной железной дороги и заразил его желанием увидеть этот неизведанный край. Когда Байков первый раз приехал в Харбин, место скорее напоминало «пустынный участок степи» с болотами, непролазной грязью во время дождей. Строительство Нового города (новой части Харбина) только начиналось: из Владивостока и Порт-Артура везли строительные материалы, шла планировка улиц и кварталов, закладывались фундаменты.
Байкову предложили хорошее место в штабе, но он переводится в Заамурский округ пограничной службы КВЖД и отправляется по собственному желанию в самую дикую восточную часть Маньчжурии — туда, где царит тайга. До 1914 года Байков служит на охране дороги и при этом активно занимается исследованиями природы в дальних походах и путешествиях. Рискует жизнью в схватках с бандами хунхузов, собирает научные коллекции, охотится на тигров… Первая книга «В горах и лесах Маньчжурии» тоже увидела свет в 1914 году.
У себя дома Байков держит целый зоопарк диких животных, где есть даже медведи и волки, собирая сведения о диких животных и ботанические коллекции по заданию Императорской академии наук. Работает в топографическом отряде Генерального штаба, составляя карту Северной Маньчжурии. Он настолько проникается любовью к этим местам, что решает остаться здесь навсегда. За научную деятельность в 1908 году ему выделяют участок в 100 десятин в Южно-Уссурийском крае. В 1914 году он выходит в отставку и планирует наконец полностью посвятить себя путешествиям и исследованиям.
Но судьба распорядилась иначе. Началась война, сначала Первая мировая, где Байков принимает участие в боях на Восточном фронте, получает несколько ранений, становится кавалером ордена Святого Владимира 3-й степени с мечами и бантом. Разбушевавшаяся затем Гражданская война застает его в Новороссийске, откуда ему удается эвакуироваться с семьей в Египет, затем — продолжительные скитания по Африке, Индии и Индокитаю. Воспоминания об этом периоде составили книгу «По белу свету», вышедшую в Харбине в 1937 году.
В 1922 году он вернется в свою Маньчжурию, в Харбин. В 1920-е — 1930-е годы главный город российской диаспоры, расположившийся по берегу реки Сунгари, представлял собой очень интересное культурное явление. Появление КВЖД стало причиной быстрого роста населения и подъема общественно-хозяйственной деятельности в этом регионе. Здесь развивалось сельское хозяйство, появились представительства транспортных и промышленных международных компаний, бок о бок трудились русские, китайцы, корейцы и японцы. Но общественное устройство было унаследовано от императорской России: торговые палаты, высшие учебные заведения и средние школы, кабаре и рестораны, почта и банки… И при этом — относительная свобода от политики как Советской России, так и большого Китая.
Николай Аполлонович принимает активное участие в русском Обществе изучения Маньчжурского края (ОИМК), публикует рассказы, научные статьи, готовит научные монографии. В этот период его статьи, кроме харбинских научно-популярных изданий, печатаются в советских научных журналах «Охотник», «Охотник и пушник Сибири», «Природа», «Мастерская природы». Научные труды, которые он старается издать прежде всего в СССР, прежде чем отвечать на предложения американских издателей, Байков сопровождает собственными иллюстрациями: «Следы промысловых зверей Дальнего Востока» с приложением 40 рисунков следов в натуральную величину, «Медведи Дальнего Востока» с 20 таблицами рисунков и чертежей, «Пушной и зверовой промысел в Северной Маньчжурии» с приложением 50 рисунков, а также фотографий, таблиц и географических карт, «Барсы Дальнего Востока» и «Маньчжурский тигр»… Одновременно занимается педагогической работой, читая лекции в ОИМК, в русском Обществе правильной охоты и рыболовства, в литературных кружках, кружках для школьников, в Клубе юных натуралистов.
Постепенно к Байкову пришло признание как к писателю, и в 1934 году он решил бросить работу и посвятить себя только литературному труду. Его самые известные произведения — «В дебрях Уссурийского края» и «Великий Ван» — достигли той же популярности, что и книги другого исследователя Дальнего Востока, его ровесника, знаменитого путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева, с которым Байков был знаком по переписке, но так никогда и не увиделся лично.
В 1945 году, незадолго до прихода Советской армии, Николай Аполлонович уничтожил большую часть своего архива, понимая, что компрометирующие его материалы, связанные с отношением к коммунистической идеологии, могут стоить жизни ему и его семье. Байков едва не гибнет в Смерше, ему удается уехать с семьей в Австралию. Пустынная, пыльная австралийская земля не слишком вдохновляла его, он и здесь вспоминал свою Маньчжурию, продолжая писать рассказы и статьи о любимом крае. В Брисбене 6 марта 1958 года Байков скончался.
Рассказы и повести Николая Аполлоновича Байкова благодаря его многолетним внимательным наблюдениям за природой необычайно достоверны, полны точных ярких деталей и при этом необыкновенно образны. Большая художественная проза Байкова одинаково увлекательна и для взрослых, и для детей.
Как завещание следующим поколениям читаются слова писателя-натуралиста: «Человек — дитя природы, он тяготеет к ней, как к своей матери, помимо своей воли, почти бессознательно, и природа, как заботливая мать, оказывает на него свое благотворное действие, расширяя его умственный кругозор, облагораживая его душу и укрепляя его тело».
Писателям русской эмиграции в Китае было надолго уготовано забвение не только на родине, в России, но и в Китае, где они прожили многие годы. А сейчас ничто уже не мешает новым поколениям русскоязычных читателей познакомиться с замечательными произведениями, в которых больше всего звучит любовь к своей родной стране, ее природе, ее культуре. Имена поэтов Арсения Несмелова, Алексея Ачаира, Валерия Перелешина, Лариссы Андерсен, писателя Павла Северного знакомы уже не только специалистам по истории русской эмиграции, и хочется верить, что и увлекательные книги о природе Николая Байкова тоже найдут в современной России своих благодарных читателей.
PS. В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына с 23 декабря 2022 года по 13 марта 2023 года проходит выставка «Китай в творчестве художников русского зарубежья. Первая половина XX века», приоткрывающая мир Русского Китая.