Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Нина Ургант: ну как не влюбиться в эту женщину?
    К 95-летию со дня рождения знаменитой актрисы театра и кино
Обновлено: 17.09.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Нина Ургант: ну как не влюбиться в эту женщину?

К 95-летию со дня рождения знаменитой актрисы театра и кино



























































































































































Нина Ургант

Автор: Дарья Борисова


После выхода фильма «Белорусский вокзал», в котором Нина Ургант сыграла бывшую медсестру, фронтовичку Раю, ветераны обращались к актрисе «сестренка» — они были абсолютно уверены, что она прошла всю Великую Отечественную. Но в момент начала войны Нине было 11 лет.

Нина Ургант в фильме «Белорусский вокзал»
Нина Ургант в фильме «Белорусский вокзал»

Отец девочки служил в НКВД, и 22 июня 1941 года застало их семью по месту службы отца, в Даугавпилсе. Николай Ургант успел уйти вместе с военной частью, а его жена и дочь провели несколько лет в латвийском городе, занятом немцами. «Я знаю, что такое война, — говорила позже в интервью актриса. — Знаю, каково это, когда бомбят. Я была в оккупации, видела много горя людского, и меня оно всегда трогало».


След войны

Нина Ургант с Игорем Горбачевым в спектакле «Час пик» по пьесе Ежи Ставинского. Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
Нина Ургант с Игорем Горбачевым в спектакле «Час пик» по пьесе Ежи Ставинского. Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина

И самые значительные свои кинороли Нина Ургант сыграла именно в фильмах о войне. Так получилось. Впечатления отрочества были столь сильными, что в образах женщин военной поры актриса действительно была «как в жизни». «Я родом из детства» назывался дебютный фильм Виктора Турова, в котором Нина Ургант сыграла жену офицера Красной армии. Так вот, ее «военные» героини — тоже родом из детства, из ее собственного детства-отрочества, когда семье майора НКВД Николая Урганта приходилось выживать на территории, плотно оккупированной фашистскими войсками. Будущая актриса, а тогда девочка-подросток неделями пряталась в подвале, жила в страхе попасть в облаву и быть угнанной в Германию. В картине «Вступление» (1963) Игоря Таланкина Нина Ургант сыграла ленинградку в эвакуации, чьими соседками по импровизированной коммуналке были латышки (одну из них играла еще мало известная широкой союзной публике Вия Артмане) — отзывчивые женщины, которые мечтают вернуться в освобожденную от фашистов Латвию и принимать там в гостях своих нынешних товарок. Так, бок о бок, прожили Нина Ургант и ее мать с соседями-латышами страшные годы войны.

Нина Ургант с Владимиром Высоцким в фильме «Я родом из детства»
Нина Ургант с Владимиром Высоцким в фильме «Я родом из детства»

«Ургант — это водопровод», — так шутили коллеги-актеры, имея в виду способность актрисы заплакать в кадре по сигналу, без долгой и мучительной эмоциональной «накачки». Действительно, уникальной особенностью ее игры была моментальная смена состояний. Знаменитая улыбка Нины Ургант (глаза сияют, миловидное лицо приобретает форму сердечка) сменялась выражением печали, горя, наконец, слезами. Может, эта обостренность чувств, постоянное перетекание радости в печаль и обратно — как раз из тех лет, когда надо было все время быть начеку, когда напряжение не покидало подростка в условиях оккупации? Кинорежиссеры любили работать с ней. Ведь актриса с такой эмоциональной палитрой и способностью мгновенных переходов — просто находка. Думается, если бы Нина Ургант не была столь верной патриоткой театров, в которых служила, ее фильмография была бы гораздо обширнее.


Товстоногов разглядел Ургант в кинокомедии

Павел Кадочников, Нина Ургант в фильме «Укротительнице тигров»
Павел Кадочников, Нина Ургант в фильме «Укротительнице тигров»

Но, как многие востребованные кинематографом актеры, она утверждала: «Меня сделал театр». В 1948 году Нина Ургант приехала из Даугавпилса в Ленинград и поступила в театральный институт. Она была яркой девушкой, и поначалу ее больше занимали в ролях «голубых героинь», хотя внешность и темперамент располагали и к характерным партиям. Год после института Нина Ургант проработала в ярославском Театре им. Федора Волкова. Там у нее была большая нагрузка, однако хотелось в Ленинград, к бывшим однокурсникам. Нина отправилась на прослушивание к Георгию Товстоногову — тогда он руководил Ленинградским театром им. Ленинского комсомола. Товстоногову Ургант оказалась особо не нужна. В театр взял, но внимания не обращал. Было обидно. Молодая актриса подрядилась сниматься в массовке в комедии «Укротительница тигров» на «Ленфильме». Красавицу с лучистыми глазами и заразительным смехом быстро выцепила из массовки режиссер-постановщик Надежда Кошеверова. Нина Ургант сыграла вторую женскую роль, и, честно говоря, ее героиня Олечка вышла куда более живой, колоритной и обаятельной, чем «правильная» героиня Людмилы Касаткиной — отважная укротительница Лена Воронцова. По сценарию, Олечка — глуповатая пустышка и легкомысленная кокетка, то есть антипример советским девушкам. Это был первый опыт Ургант в кино, да еще и в компании с такими звездами, как Павел Кадочников, Гликерия Богданова-Чеснокова! Одним словом, от страха она ушла в отрыв, включила свой искристый темперамент на максимум. Фильм имел огромный успех, а про Нину Ургант тут же заговорили как про новую звезду. И случилось чудо: Товстоногов признал свою ошибку. Да-да, маститый театральный режиссер именно в вертлявой циркачке Олечке разглядел нужную его коллективу «краску». После кинокомедии с тиграми Нина Ургант стала ведущей актрисой в труппе Товстоногова, играла по 30 спектаклей в месяц! Когда через несколько лет Товстоногов возглавил Большой драматический театр и позвал Ургант с собой, она не смогла уйти, так как на ней буквально держался репертуар «Ленкома». В ее театральном репертуаре преобладали роли современниц, например, выпускницы школы в программной пьесе оттепели «В добрый час!» Виктора Розова, юной девушки Нины, переживающей первую влюбленность, в «Проводах белых ночей» по пьесе Веры Пановой.

Нина Ургант с Николаем Симоновым в спектакле «Перед заходом солнца». Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина
Нина Ургант с Николаем Симоновым в спектакле «Перед заходом солнца». Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина

Через несколько лет Нина Ургант все-таки покинула «Ленком», но ушла не в БДТ к Товстоногову, а в Александринский театр (тогда Академический театр им. А.С. Пушкина). Там ее уже ждали роли и в «высокой» театральной классике. Перво-наперво ей выпало играть Инкен в драме Гауптмана «Перед заходом солнца», да еще в паре с великим Николаем Симоновым — исполнителем роли Петра I в «каноническом» фильме 1938 года «Петр Первый». Потом были Беатриче в шекспировской комедии «Много шума из ничего», Женщина в Зеленом в «Пер Гюнте» Ибсена, Екатерина II в инсценировке «Капитанской дочки», ее коллеги королевы Елизавета I в пьесе Брукнера «Елизавета Английская» и Гертруда в «Гамлете» — последние три роли, конечно, уже в 1980-е — 1990-е, ведь Нина Николаевна работала в Александринке почти 50 лет. В 2001-м актрисе вручили премию «Золотой софит» за «творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

Нина Ургант в спектакле «Пер Гюнте» по пьесе Ибсена. Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина
Нина Ургант в спектакле «Пер Гюнте» по пьесе Ибсена. Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина

Слезы стоят буквально у глаз

«Укротительнице тигров»
Нина Ургант с Павлом Кадочниковым в фильме «Укротительнице тигров»

50 лет в театре и 50 ролей в кино — впечатляющие цифры. К счастью, кинематограф задействовал не только данные острохарактерной, комедийной актрисы, явленные Ниной Ургант в «Укротительнице тигров». На смену подружкам-резвушкам пришли другие героини: женщины с непростыми судьбами. Советскому кино было свойственно выносить моральные оценки героям, классифицировать их на «правильных» и «неправильных» и тем самым «учить» зрителя. Так вот даже «непутевые» женщины в исполнении Нины Ургант были живыми и достойными сочувствия. Например, в картине Игоря Таланкина «Вступление» актриса сыграла драму слабой, растерянной женщины — однажды она испытала предательство мужа, и с тех пор обида руководит ее жизнью, толкает на попытки доказать всем и самой себе, что она еще очень даже ничего. А в мелодраме «Мать и мачеха» (1964, реж. Леонид Пчелкин) героиня Нины Ургант — гулена, какую принято осуждать всем деревенским миром: родила дочку, да и сдала ее в детдом. Через несколько лет хватилась, нашла ребенка в приемной семье и пытается оправдаться, завязать отношения с девочкой. «Это не громкоголосая хват-баба вернулась после многолетнего гулянья в свое село, а пришла женщина, которая понимает, что сама своими руками сломала свою судьбу. Актриса усугубляет драматизм ситуации, — отмечал критик-современник в статье про Ургант для сборника «Актеры советского кино» («Искусство», 1968). — Она заставила зрителей не только осудить свою Катерину, но и понять ее внутреннюю драму. Приглядитесь к моим героиням, словно говорит она с экрана, ваше внимание может помочь им, приподнять, распрямить их».

Нина Ургант в фильме «Вступление»
Нина Ургант в фильме «Вступление»

Да, Нина Ургант устанавливала особые, доверительные отношения со зрителем именно за счет удивительной душевной чуткости, понимания природы человека. Мы уже говорили о ее феноменальной эмоциональной пластичности, которую так ценили режиссеры кино. «У нее очень близко находятся две эмоции. Вроде, вот — радость, застенчивое счастье, а слезы стоят буквально у глаз», — рассказывал о своей коллеге и партнерше по спектаклям в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола Олег Басилашвили. «У нее огромный темперамент, которым она прекрасно умеет пользоваться», — вспоминал режиссер Андрей Смирнов, автор фильма «Белорусский вокзал». Сегодня страшно представить, что знаменитых эпизодов в доме Раи могло бы не быть — ну, вернее, они могли быть сняты с другой актрисой, и, кто знает, случился бы в фильме этот эмоциональный пик, эта сцена долгожданного возвращения душевного братства однополчан. Смирнов бился за Ургант в роли Раи, но ему почему-то навязывали другую исполнительницу. Он же чувствовал, что только Ургант может на коротком отрезке сыграть судьбу. И, конечно, песня Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон» ушла в народ — так просто и проникновенно она звучит в исполнении Нины Ургант. Актриса и в жизни, и в кино замечательно пела, владела гитарой. В 1966 году на съемках фильма «Я родом из детства» на студии «Беларусьфильм» ей довелось петь с молодым актером Владимиром Высоцким. В знак дружбы тот подарил Нине Ургант свою гитару, и она много десятилетий служила и актрисе, и ее сыну, и ее внуку — они ведь продолжили династию, каждый в свое время окончил тот же ленинградский театральный институт, что и Нина Николаевна.

Нина Ургант в фильме «Белорусский вокзал»
Нина Ургант в фильме «Белорусский вокзал»

Нина Ургант — из тех актеров, память о которых живет не только на страницах учебников по истории театра и кино. Таковы были ее облик и актерская индивидуальность, что она счастливо избежала занесения в тот или иной жанровый «отряд». И даже натужную, слабоватую драматургию (на протяжении профессиональной жизни актер ведь не только с гениальным материалом имеет дело) она оживляла, согревала — словом, преображала. «Почему я полюбил героиню, которую играла Нина Ургант? — вспоминал как-то в интервью Олег Басилашвили, которому выпало играть дуэт с Ургант в спектакле Театра им. Ленинского комсомола. — Этого вопроса даже не надо было задавать. Достаточно было взглянуть на ее милое лицо, на ямочки на щеках. Мне оставалось только быть самим собой — человеком, который влюбился без памяти в эту замечательную женщину».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!